Дело №2-1196/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
14 февраля 2011г. Федеральный суд Центрального района г.Красноярска
В составе: председательствующего Сидоренко ЕА
При секретаре Буровой ВЮ
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Перякин ВЗ к администрации <адрес> о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, возложении обязанности восстановить в списках граждан – участников подпрограммы, изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
Перякин ВЗ обратился в суд с иском администрации <адрес> о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, возложении обязанности восстановить в списках граждан – участников подпрограммы, изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата.
Ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ ему на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Жилое помещение было предоставлено семье из четырех человек: Перякин ВЗ, жена - Перякина НП, сын Перякин ЗВ, мать жены -Мурзаева.
ДД.ММ.ГГГГ между Перякин ВЗ и его супругой Перякина НП был расторгнут брак. По причине прекращения семейных отношений Перякин ВЗ был вынужден выехать из указанной выше квартиры. На момент развода в квартире проживали и были зарегистрированы Перякин ВЗ, Перякина НП, Перякин ЗВ.
Мурзаева умерла в 2002 г.
Согласно договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Перякина НП приватизировала квартиру на свое имя.
В настоящее время Перякин ВЗ по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ арендует квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Жилого помещения на праве собственности и (или) на праве пользования по договору социального найма у заявителя нет.
Ст. прапорщик запаса Перякин ВЗ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет двадцать пять лет выслуги на военной службе.
Перякин ВЗ подал документы в Администрацию <адрес> для получения государственного жилищного сертификата по Подпограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г.», был поставлен на учет.
Администрация <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила Перякин ВЗ, что решением жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) он снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий по категории граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц и исключен из списка участников подпрограммы в соответствии со ст. 56 ЖКРФ.
Основанием для снятия послужило, непредставление в соответствии с п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» - обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения и справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.
Однако Правила не учитывают сложившихся обстоятельств, в результате которых заявитель не имеет возможности получить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья, т.к. жилье в результате расторжения брака и прекращения семейных отношений оставлено в пользование его бывшей жене и сыну.
Отсутствие жилого помещения для постоянного проживания может иметь место не только вследствие сдачи жилья по последнему месту службы, но и в силу иных причин.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что выдача государственных жилищных сертификатов является одной из форм обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В то же время по смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам.
Снятие его с учета нуждающихся в получении жилого помещения нарушает жилищные права истца.
Просит признать его право на участие в подпограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г.» и получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в <адрес>, обязать администрацию <адрес> восстановит его на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по категории граждан, уволенных с военной службы и восстановить в списках граждан – участников подпрограммы, изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании заявитель Перякин ЗВ и его представитель Райхман заявление поддержали. Перякин ЗВ суду пояснил, что он в приватизации занимаемого жилого помещения не участвовал, дал согласие на приватизацию жилого помещения своей супруге. Он в квартире с бывшей супругой не проживает, арендует жилье.
Представитель администрации <адрес> Мулярова, доверенность в деле, требование считает необоснованным, суду пояснила, что гражданин, имеющий намерение быть обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства после службы, должен сдать ранее занимаемое жилье, однако истец распорядился своим жильем в пользу супруги, сохраняя при этом право на жилье, в связи с чем оснований для признания его нуждающимся в получении жилого помещения не имеется.
Представители третьего лица, привлеченного для участия в деле в качестве третьего лица, Министерства строительства и архитектуры <адрес> Гончарова и Бабинцева, доверенности в деле, иск считают необоснованным. Гончарова огласила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать в силу следующего.
Истец уволен с военной службы в запас с ДД.ММ.ГГГГ, решением комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий по категории военнослужащих, подлежащих увольнению, граждан, уволенных с военной службы, избравших местом постоянного жительства <адрес>.
Решением жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), как указано в сообщении истцу о данном решении от ДД.ММ.ГГГГ №, истец снят с учета в связи с тем, что им не могут быть выполнены требования п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в соответствии с которым для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет в том числе обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6, - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания, а также в соответствии со ст.56 ЖК РФ.
В соответствии с распоряжением администрации <адрес> №-арх от ДД.ММ.ГГГГ на основании выше приведенного решения комиссии и в соответствии со ст.51, 56 ЖК РФ и п.26,44 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «г» п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:
граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до ДД.ММ.ГГГГ:
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
Согласно п.п. «в» п.18 приведенного Постановления выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "г", "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).
С ДД.ММ.ГГГГ выше приведенные положения абзаца 2 п.2 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" утратили силу в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" была дополнена п.2.1, в соответствии с которой обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно п.1,2,12 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" ( вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать законами субъектов Российской Федерации полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, органам местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона).
В силу изложенного требования истца о признании права на участие в подпрограмме и права на получение государственного жилищного сертификата, восстановлении в списках граждан – участников подпрограммы, изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата, удовлетворению не подлежат, поскольку в настоящее время закон не устанавливает для категорий граждан, к которым относится истец, возможность обеспечения жильем за счет получения государственного жилищного сертификата посредством участия в подпрограмме.
П.14 чт.15 приведенного закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ истец принимал обязательство о сдаче предоставленного по месту службы жилого помещения КЭЧ №.
ДД.ММ.ГГГГ истцу на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № была предоставлена трех комнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Жилое помещение было предоставлено семье из четырех человек: Перякин ВЗ, жена - Перякина НП, сын Перякин ЗВ, мать жены -Мурзаева.
ДД.ММ.ГГГГ между Перякин ВЗ и его супругой Перякина НП был расторгнут брак. Как указывает истец, по причине прекращения семейных отношений он был вынужден выехать из указанной выше квартиры. На момент развода в квартире проживали и были зарегистрированы Перякин ВЗ, Перякина НП, Перякин ЗВ.
Согласно договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ бывшая супруга Перякина НП приватизировала указанную квартиру, как указывает истец, он дал согласие на приватизацию квартиры без его участия.
В настоящее время Перякин ВЗ по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ арендует квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Жилого помещения на праве собственности и (или) на праве пользования по договору социального найма у заявителя нет.
Таким образом, истец не исполнил обязательство по возврату трехкомнатной квартиры, предоставленной ему на условиях социального найма в период военной службы в <адрес>, в связи с чем им действительно не могут быть исполнены требовании п.44 Правил, в связи с чем он не может быть участником подпрограммы и претендовать на получение государственного жилищного сертификата.
Доводы стороны истца, что в том случае, если он по объективным причинам не может получить документы о сдаче жилья, то требовать от него такой справки органы местного самоуправления и органы государственной власти не вправе, суд находит не состоятельными, поскольку объективные причины не зависят от действий самого гражданина, а факт сдачи жилья может подтверждаться иными доказательствами. В настоящем случае истец не может получить такую справку в результате действий самого истца, следствием которых явилось приобретение его бывшей супругой права собственности на квартиру, что субъективно сделало невозможным участие истца в подпрограмме.
Согласно п.26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, и п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ военнослужащие, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае решения жилищной проблемы, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
В соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Указанный бывший член семьи может быть выселен из занимаемого жилого помещения в судебном порядке по требованию собственника жилого помещения в порядке, определенном настоящей статьей.
Вместе с тем, действие приведенной нормы не распространяется согласно ст.19 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Следовательно, при прекращении семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения за бывшим членом семьи собственника, реализовавшим свое право на бесплатную приватизацию, сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было его согласие. Данное право пользования жилым помещением сохраняется за бывшим членом семьи собственника и при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу.
Таким образом, на момент приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> истец имел право на его приватизацию и при прекращении семейных отношений с собственником Перякина НП, которая приобрела право собственности на квартиру уже после прекращения брака, за истцом сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, в связи с чем оснований полагать, что истец нуждается в обеспечении жилым помещением не имеется, истец обоснованно был снят с учета. Возможность получения жилого помещения в избранном после службы постоянном месте жительства поставлена в зависимость сдачи ранее предоставленного по месту службы жилого помещения.
В силу изложенного суд не находит оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении требований Перякин ВЗ отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения.
Председательствующий: