О запрете эксплуатации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2011 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Дуниной О.А.,

при секретаре Юдиной О.С.,

с участием представителя ответчика Скрибиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иланского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Р.» в лице филиала «Красноярская железная дорога» о запрете эксплуатации локомотива №

У С Т А Н О В И Л:

Иланский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Р.» в лице филиала «Р.» о признании незаконной эксплуатацию локомотива № запрете эксплуатации локомотива №, ссылаясь на то, что срок эксплуатации указанного электровоза истек. Однако, в нарушение положений Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» локомотив эксплуатируется по настоящее время, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц. Эксплуатация локомотива, не отвечающего требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья работников локомотивных бригад, которым поручено управлять указанным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

Иланский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Скрибина А.В. (доверенность от 27.10.2009 года) иск не признала, ссылаясь на то, что срок эксплуатации локомотива продлен, изменения внесены в технический паспорт.

Выслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

В соответствии со ст.ст.1,2 Федерального закона от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность. Железнодорожный подвижной состав – локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью.

Согласно ст.17 указанного Федерального закона предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст.20 указанного Федерального закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

В силу Указаний «Об утверждении нормативных сроков службы тягового подвижного состава для электровозов постоянного и переменного тока» от 21 января 1991 года № ЦТЛ-32, к которым относится электровоз ВЛ60 переменного тока, установлен тридцатилетний нормативный срок службы.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 года №1, магистральные, маневровые электровозы (код ОКОФ 15 3520100) отнесены к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования от 25 до 30 лет.

В соответствии с Инструкцией о порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, утвержденной Указанием МПС Российской Федерации №ЦФ-631 от 31 декабря 1998 года, списанию с бухгалтерских балансов подлежит стоимость транспортных средств, пришедших в негодность вследствие морального и (или) физического износа, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, а также по другим причинам. Списание с балансов локомотивов и моторвагонного подвижного состава осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава. Пунктом 1.2 указанной инструкции предусмотрено исключение из инвентаря по истечении установленного срока службы локомотивов, вагонов электро- и дизель-поездов, автомотрис. Пунктом 1.5 указанной инструкции предусмотрено исключение из инвентаря устаревших типов тягового подвижного состава, не удовлетворяющих современным требованиям эксплуатации и не подлежащим модернизации или использованию в других отраслях народного хозяйства, или когда для них прекращено производство запасных частей или капитального ремонта.

В технических условиях, разрабатываемых на тип подвижного состава, указывается срок службы, в течение которого локомотив сохраняет технические параметры, в том числе параметры надежности и безопасности эксплуатации. При конструировании локомотива в техническом задании на проектирование указывается срок службы. При проектировании несущих конструкций локомотива, его основных узлов учитывается срок эксплуатации соответствующего узла с учетом характеристик материалов, их устойчивости к износу, деформации, коррозии и др. Завод изготовитель не гарантирует сохранение технических параметров, в том числе надежности и безопасности эксплуатации локомотива сверх установленного техническими условиями срока службы.

Исходя из действующего законодательства, целью установления назначенного срока службы является обеспечение принудительного заблаговременного прекращения применения объекта по назначению, исходя из требований безопасности. При достижении объектом назначенного срока службы, в зависимости от его назначения, особенностей эксплуатации, технического состояния он может быть списан, направлен в средний или капитальный ремонт или может быть принято решение о продолжении его эксплуатации.

Судом установлено, что Иланской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в Иланском локомотивном эксплуатационном депо, в рамках которой установлено, что срок эксплуатации электровоза № истек. Согласно техническому паспорту (л.д.37) электровоз № построен 22 марта 1965 года.

Однако, согласно техническому решению №15.ТР.011 (л.д.41), согласованному между начальником Управления инфраструктуры и перевозок Федерального Агентства железнодорожного транспорта, начальником Дирекции тяги ОАО «Р.» и генеральным директором ОАО «Н. электровозу № проведен ремонт в объеме ТО-3, ТО-6, необходимый для продления срока службы. В соответствии с указанным техническим решением №15.ТР.011 и актом приемки локомотива из ремонта №118 от 31 декабря 2010 года срок службы электровоза продлен до 2020 года, в паспорт локомотива внесена отметка «Продлен срок службы до 2020 года».

При таких обстоятельствах, эксплуатация электровоза № отвечает требованиям безопасности, не создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и не может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.

Учитывая, что ответчик представил доказательства того, что на день рассмотрения дела в суде срок службы локомотива ВЛ60 №1825 в установленном порядке продлен, принято комиссионное решение о продолжении эксплуатации этого электровоза, суд приходит к выводу, что дальнейшая эксплуатация указанного локомотива возможна.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Иланского транспортного прокурора о признании незаконной эксплуатацию локомотива и запрете эксплуатации локомотива не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Иланского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Р.» в лице филиала «Р.» о запрете эксплуатации локомотива № отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, изготовленного 17 мая 2011 года.

Председательствующий О.А.Дунина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200