Дело № 2- 1536/2011
Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
25 апреля 2011 года Федеральный суд Центрального района гор. Красноярска
В составе: председательствующего - Сударьковой ЕВ
При секретаре - Васютиной ОА
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Харинина КВ к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения и администрации <адрес> о понуждении к заключению договора социального найма,
У с т а н о в ил :
Прокурор <адрес> предъявил в суде иск в интересах Харининой КВ к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения и администрации <адрес> о понуждении к заключению договора социального найма. Свои требования мотивировал тем, что Харинина КВ, 1990 года рождения относится к категории детей- сирот. Мать Харининой КВ лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении не указан. По решению жилищной комиссии администрации <адрес> от 14 августа 2007 года Харинина КВ принята на учет, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, закрепленного жилого помещения не имеет. В 2009 году Харинина окончила среднюю общеобразовательную школу №, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 17 Закона Красноярского края « О защите прав ребенка» дети – сироты, оставшиеся без попечения родителей после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди.
Согласно порядку обеспечения детей – сирот жилыми помещениями на территории <адрес>, установленному ФИО1 края №-уг от ДД.ММ.ГГГГ « О приобретении жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» жилые помещения указанной категории граждан приобретается органами местного самоуправления за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований и предоставляются детям - сиротам по договорам социального найма.
Площадь жилого помещения должна быть не ниже нормы предоставления, установленного в месте приобретения. В соответствии с п.1 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № норма предоставления на территории <адрес> установлена в размере 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи.
Просит обязать администрацию <адрес> обеспечить истца Харинину КВ жилым помещением в черте <адрес> и обязать администрацию <адрес> заключить с ней договор социального найма.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора <адрес> СА и истец Харинина КВ поддержали предъявленные требования полностью по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика администрации <адрес> ОИ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за № предъявленные требования считает не обоснованными, показав, что администрация города наделена полномочиями по предоставлению детям- сиротам и детям оставшимся без попечения родителей жилыми помещениями только при наличии финансирования из краевого бюджета. В соответствии с соглашением о взаимодействии министерства <адрес> <адрес> и муниципального образования <адрес> по реализации Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года « О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» администрация <адрес> обеспечивает жилыми помещениями только тех детей, на которых выделены денежные средства на каждый конкретный год. Истец Харинина КВ не состоит на учете в Министерстве <адрес>, в списке лиц на обеспечение жилым помещением на 2011 года не значиться. Таким образом, правовые основания для предоставления ей жилого помещения отсутствуют. Просит отказать в удовлетворении предъявленных требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Министерства <адрес> Гаврилов ЕВ, действующий на основании доверенности №/и(копия приобщена к материалам дела) предъявленные истцом требования считает не обоснованными, показав, что в порядке реализации Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей», а также Закона « Красноярского края « О защите прав ребенка» Губернатором Красноярского края утвержден порядок обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
В соответствии с указанным порядком, лица, указанной категории должны встать на учет в Министерстве <адрес>. Обеспечение жилым помещение производиться за один год до окончания учебного заведения. Жилые помещения в соответствии с соглашением приобретаются администрацией <адрес> в собственность муниципального образования и предоставляются детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей по договору социального найма. Истец Харинина КВ на учете детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерстве <адрес> не состоит, в список для приобретения жилых помещений на 2011 год не включена. Кроме того, истец Харинина КВ обучается на дневном отделении ВУЗА, в настоящее время проживает в общежитии, предоставленном ей учебным заведением и может быть обеспечена отдельным жилым помещением не ранее чем после окончания высшего учебного заведения.
Полагает, что предусмотренные законом основания для предоставления ей жилого помещения отсутствуют.
Представитель соответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требования на предмет спора Министерства <адрес> в судебное заседание не явился, представил письменные возражения по существу требований, дело просит рассмотреть в его отсутствие.
Неисполнение представителем соответчика процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия позволяет суду сделать вывод об отсутствии таковых, что в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит предъявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 8 Закона РФ № 156-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу п.2 ст. 17 Закона Красноярского края « О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором <адрес>.
Согласно п.2 Приложения № 4 к Указу Губернатора Красноярского края № 25-уг от 04 апреля 2005 года « О приобретении жилых помещений детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что Харинина КВ ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании распоряжения главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № как ребенок оставшийся без попечения родителей была помещена в Красноярский детский дом- школу на полное государственное обеспечение. Мать Харининой КВ - Харинина ГА решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец не известен, в свидетельстве о рождении в графе «отец» проставлен прочерк. ДД.ММ.ГГГГ администрация КГОУ « <данные изъяты>» обратилась с ходатайством в администрацию <адрес> о постановке Харининой КВ на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях договоров социального найма по категории детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Решением жилищно- бытовой комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Харинина КВ была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей под номером 75. 14 июня 2007 года Харинина КВ окончила общеобразовательное учреждение и получила аттестат об основном общем образовании.
До настоящего времени Харина КВ не обеспечена жилым помещением.
Установленные по делу обстоятельства, кроме объяснений участников процесса подтверждаются свидетельством о рождении истца, решением <адрес> районного суда <адрес> о лишении Харининой ГА родительских прав, распоряжением администрации <адрес> о помещении Харининой КВ на полное государственное обеспечение в детский дом, ходатайством о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, решением жилищно- бытовой комиссии администрации <адрес>, свидетельством о регистрации по месту пребывания, аттестатом об основном общем образовании, свидетельством о регистрации по месту пребывания, другими материалами дела, исследованными в суде.
В соответствии с соглашением о взаимодействии министерства <адрес> и муниципального образования <адрес> по реализации Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года « О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» от 28 марта 2011 года администрации <адрес> для реализации Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года за № 9-4225 « О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» выделена субвенция в размере 67156600 рублей для приобретения жилых помещений в соответствии со списком и лицам, которым жилые помещения будут приобретаться и предоставляться на основании решений судебных органов.
Таким образом, администрации <адрес> переданы государственные полномочия для обеспечения детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, проживающих на территории <адрес>.
Истец Харинина КВ относится к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не достигла возраста 23 лет, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, окончила общеобразовательное учебное заведение, в связи с чем, должна быть обеспечена жилым помещением вне очереди.
Согласно п.1 Постановления администрации <адрес> от 14 апреля 2005 года за № 192 « ОБ установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда» социальная норма - норма предоставления составляет 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи.
Доводы представителя администрации <адрес> о том, что основания для предоставления жилого помещения отсутствуют, поскольку Харинина не состоит на учете нуждающихся в Министерстве <адрес>, суд считает не состоятельными, поскольку Закон Красноярского края « О защите прав ребенка» не связывает обеспечение жилым помещением с постановкой ребенка- сироты на такой учет. Истец имеет статус ребенка-сироты, окончил общеобразовательное учреждение и должен быть обеспечен жилым помещением вне очереди.
Суд считает не обоснованными требования истца о возложении на администрацию <адрес> обязанности по заключению с Харининой КВ договора социального найма, поскольку в соответствии с Указом губернатора Красноярского края № 25-уг от 04 апреля 2005 года приобретение жилого помещения за счет средств краевого бюджета осуществляется по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения. Таким образом, жилое помещение Харининой КВ должно быть предоставлено в пределах <адрес>, где истец проживала на момент утраты родительского попечения, т.е на территории любого из 7- ми районов города и возложение обязанности на администрацию <адрес> по заключению такого договора не будет соответствовать требованиям закона, так как ответчик наделен полномочиями по заключению договоров социального найма только в отношении муниципальных жилых помещений расположенных на территории <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Обязать администрацию <адрес> предоставить Харинина КВ благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, в черте <адрес>, общей площадью не менее 15 квадратных метров.
В остальной части предъявленных истцом требований - отказать.
Решение может быть обжаловано, а прокурором внесено представление в <адрес>вой суд в течение 10-ти дней.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья: ЕВ Сударькова