Гражданское дело №
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный суд <адрес>
В составе председательствующего судьи Ковалевой Т.В.
При секретаре Дорониной А.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Акамелковой ЯА к администрации <адрес>, администрации <адрес> о предоставлении благоустроенного жилья по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском (с учетом уточнений), заявленным в интересах Акамелковой Я.А. к администрации <адрес>, администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить на условиях социального найма за счет средств краевого бюджета жилое помещение размером не менее 15 кв.м общей площади на территории <адрес>.
Требования мотивировал тем, что Акамелкова Я.А. отнесена к категории детей сирот: согласно свидетельству о смерти мать Акамелкова Людмила Ильинична умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец записан со слов матери. Над Акамелковой Я.А. установлена опека, опекуном назначена ее сестра Машукова Г.А. Согласно выписке из протокола жилищно-бытовой комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Акамелкова Я.А., как ребенок-сирота, поставлена на учет на получение жилой площади. В настоящее время Акамелкова Я.А. является студентом очного обучения четвертого курса бюджетной основы Сибирского Федерального университета. В настоящее время закрепленного за ней жилого помещения не имеется, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> – Труман С.А. (удостоверение ТО 100590), истец Акамелкова Я.А. требования поддержали по изложенным выше основаниям.
Представители ответчика администрации <адрес>, администрации <адрес>, третьих лиц Министерства образования и науки <адрес>, Министерство финансов <адрес> в судебное заседание не явились, о судебном заседании были извещены надлежащим образом.
Представитель администрации <адрес> направил отзыв, в котором указал, что обеспечение детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта РФ; однако субвенций на приобретение жилья и федерального бюджета не выделено; просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство образования и науки <адрес> представил возражения, в которых указал, что первоначально необходимо поставить ребенка-сироту на учет в Министерство образования и науки, соблюдение данной процедуры является гарантией обеспечения прав истца.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Заслушав истца, прокурора, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. <адрес> «О защите прав ребенка» № от ДД.ММ.ГГГГ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются <адрес>.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 131-уг), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден указанным Указом Губернатора Красноярского края в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка», и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с п.1 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы представления площади жилого помещения муниципального жилого фонда», социальная норма - норма предоставления жилого помещения, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Акамелкова Я.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей: мать Акамелкова Л.И. умерла в 2001 г., согласно справке ЗАГС сведения об отце в свидетельство о рождении Акамелковой Я.А. внесены со слов матери. Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей назначен опекун Машукова Г.А. В 2007 году окончила СОШ № <адрес>, получил аттестат об основном общем образовании. В настоящий момент является студентом очного обучения четвертого курса бюджетной основы обучения Сибирского Федеральном университета, на период обучения образовательным учреждением предоставлено общежитие. Фактически истец временно проживает по адресу: <адрес>, - в квартире принадлежащей опекуну Машуковой Г.А. Согласно справке администрации Курайского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Акамелкова Я.А. до смерти матери проживала в арендуемой жилплощади по адресу: <адрес>, участия в приватизации не принимала.
Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен на учет на получение жилой площади по договору социального найма по категории «сирот».
В настоящее время Акамелкова Я.А. закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы, что подтверждается сведениями УФРС и БТИ. Ответчик не представил на момент рассмотрения дела в суде доказательств исполнения обязательств по предоставлению жилья либо наличия у истца иного жилого помещения.
Таким образом, судом установлено, что Акамелкова Я.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жилое помещение на условиях договора социального найма по месту жительства в <адрес> ей не предоставлялось, она состоит на учете в администрации <адрес> как нуждающийся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке и обучается в образовательном учреждении с предоставлением временного жилья на период обучения.
Поскольку как <адрес> от № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», так и ст. 57 ЖК РФ органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; однако свои обязательства по предоставлению жилого помещения администрация <адрес> не исполнила, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах Акамелковой Я.А., в части возложения на администрацию <адрес> обязанности по приобретению на территории <адрес> жилого помещения для последующего предоставления истцу по договору социального найма по окончании обучения в образовательном учреждении.
При этом суд находит, что в части требований о предоставлении жилья за счет средств краевого бюджета следует отказать, поскольку при данном условии исполнение решения суда будет поставлено от межбюджетных отношений, что может сделать неопределенным момент исполнения решения или сделать его неисполнимым.
Конкретных же требований к администрации <адрес> истцом не заявлено, оснований для возложения обязанности по предоставлению жилья на районную администрацию не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию <адрес> предоставить Акамелковой ЯА по окончании обучения в высшем учебном заведении благоустроенное жилое помещение в <адрес> по договору социального найма площадью не менее 15 кв.м.
В удовлетворении требований в остальной части, в том числе к администрации <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий: /подпись/
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева