Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2011 года г.Красноярск
Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в составе:
председательствующего – Сенькиной Е.М.
при секретаре - Зыряновой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Уярского района Красноярского края в интересах Ануфриевой Р.П. к министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Уярского района Красноярского края в интересах Ануфриевой Р.П. обратился в суд с иском к министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что Ануфриева Р.П., являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в жилом помещении, обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей ЕДВ на приобретение жилого помещения. 10.12.2010г. решением созданной министерством комиссии предложено отказать в предоставлении истцу ЕДВ на приобретение жилого помещения, так как вдова участника ВОВ проживает совместно с членами семьи в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности членам ее семьи. Такие основания отказа в предоставлении ЕДВ считают незаконными, поскольку само по себе проживание Ануфриевой Р.П. на условиях аренды в принадлежащем дочери и ее супругу жилом доме не является препятствием в реализации истцом права на получение жилого помещения. Указанные обстоятельства нуждаемости в жилом помещении послужили основанием для признания истца таковым соответствующим постановлением администрации г.Уяра от 13.09.2010г. Просят возложить на ответчика обязанность по предоставлению Ануфриевой Р.П. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Красноярска Полянская Е.Н. поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям, пояснив, что доводы ответчика о том, что Ануфриева Р.П. безусловно является членом семьи своих родственников и имеет право беспрепятственного пользования всем принадлежащим им домом не имеют под собой достаточных оснований. Дочь истца как сособственник жилого помещения вправе по истечении срока договора отказаться от его продления и в порядке ст.30,31 ЖК РФ потребовать выселения истца.
Истец Ануфриева Р.П. в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика министерства социальной политики Красноярского края Садовская Е.Ю. (доверенность от 27.12.2010г. №14232-07) исковые требования считает необоснованными, поскольку истец, проживая в трехкомнатной квартире площадью 82,2кв.м на правах члена семьи ее собственников, не относится к категории лиц, нуждающихся в жилом помещении, поскольку имеет равные с собственниками права пользования. Семейные отношения между истцом и ее родственниками не могут быть прекращены, а заключенный с дочерью договор жилого помещения не исключает наличия семейных отношений.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу статьи 2 ФЗ от 06.05.2010 N 79-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», указанные выше положения статьи 4 распространяются на правоотношении, возникшие с 01.01.2010г.
На основании ст.23.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1).
В силу ст.4 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
Пунктом 6 ст.1 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" действие данного закона распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Статьей 7 указанного Закона регламентирован порядок принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, предусматривающий издание министерством приказа по итогам рассмотрения созданной им комиссией заявления и документов.
Как установлено по данному делу истец Ануфриева Р.П., 28.04.1929г.рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны. Постановлением администрации г.Уяра Красноярского края от 13.09.2010г. Ануфриева Р.П. признана нуждающейся в жилом помещении. Ануфриевой Р.П. в адрес министерства социальной политики Красноярского края подано заявление на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, которое 10.12.2010г. рассмотрено на заседании созданной министерством комиссии и министерству предложено отказать Ануфриевой Р.П. в предоставлении такой выплаты со ссылкой на проживание совместно с семьей дочери в жилом помещении, принадлежащем членам семь Ануфриевой Р.П. Какого-либо приказа по данному вопросу министерством не издавалось.
Однако, судом не установлено предусмотренных законом оснований для признания правомерным отказа ответчика в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
Согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из представленных истцом договоров аренды жилого помещения ей как арендатору сособственниками квартиры ДД.ММ.ГГГГ дочерью истца Мельниковой Л.Г. предоставлена в пользование комната площадью 14,7кв.м. Указанные договоры заключен на определенный срок с возможностью прологнации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец проживает в указанном жилом доме на условиях найма и сам факт родства с сособственниками дома не меняет правовой природы их правоотношений по пользованию домом и не позволяет сделать вывод о наличии у истца не ограниченного волеизъявлением собственников права пользования домом, как, в свою очередь, и право собственности родственников истца не может быть бессрочно и безусловно ограничено правом пользования домом истцом.
В данных правоотношениях между истцом и ответчиком положения ст.51 ЖК РФ не могут рассматриваться в отрыве от регламентированных соглашением с собственниками дома условий пользования им, а право устанавливать такие условия предусмотрено ч.2 ст.31 ЖК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец относится к категории нуждающихся в жилом помещении, поскольку не имеет жилого помещения как собственник, так и как член семьи собственника.
Соответственно, истец имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах».
Принимая во внимание, что в силу приведенных выше положений нормативных актов, ответчик в зависимости от волеизъявления ветерана при положительном решении комиссии издает приказ о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, с учетом заявления истца на министерство социальной политики Красноярского края следует возложить обязанность по изданию соответствующего приказа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Обязать министерство социальной политики Красноярского края посредством издания приказа предоставить Ануфриевой Р.П. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий
Копия верна.Судья Е.М.Сенькина