Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
19 апреля 2011г. Федеральный суд Центрального района г.Красноярска
В составе: председательствующего Сидоренко ЕА
С участием прокурора Козловой НЕ
При секретаре Буровой ВЮ
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Фомин о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском к Фомин о признании бездействия незаконным.
Ссылается на т о, что при проверке объекта культурного наследия, рассоложенного по адресу: <адрес> (Дом с магазинами <данные изъяты>, Флигель»), установлено, что собственником объекта культурного наследия является Фомин согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Ограничения (обременения) зарегистрированы.
ДД.ММ.ГГГГ между собственником и Службой по архитектуре и охране объектов культурного наследия администрации <адрес> заключено охранное обязательство на объект нежилого фонда, являющийся памятником истории и культуры регионального значения.
Согласно данному обязательству, собственник должен был подготовить и представить на согласование в госорган по охране памятников научно-проектную документацию по обследованию, ремонту, реставрации и приспособлению флигеля; до ДД.ММ.ГГГГ должен был произвести работы в соответствии с научной документацией.
До настоящего времени работы не произведены.
Просит суд обязать Фомин подготовить и представить на согласование в госорган по охране памятников научно-проектную документацию по обследованию, ремонту, реставрации и приспособлению флигеля и произвести работы по ремонту, реставрации и приспособлению флигеля в соответствии с научной документацией.
В судебном заседании прокурор Козлова иск поддержала по выше изложенным основаниям.
Ответчик Фомин иск признал в части. Суду пояснил, что он действительно должен в силу охранного обязательства привести объект в надлежащее состояние, чем и занимается с 2006г. Им трижды были подготовлены проекты реставрации и представлена на согласование в Министерство культуры <адрес>. Однако трижды проекты были отклонены, при этом в решении об отклонении в согласовании проектов основания для отказа в согласовании не приводятся. Каждый раз решение по проектам принимается до четырех месяцев. При этом он заключает договоры с организациями на выполнение проектов, предложенные Министерством. Он имеет в собственности объект, который лишь в части является объектом культурного наследия, но требует ремонта весь объект, в связи с чем ему дополнительно приходилось решать вопросы в органах местного самоуправления о земельном участке, о согласовании проекта реконструкции части объекта, не являющегося объектом культурного наследия, получать в соответствующих организациях технические условия. Поскольку Министерством культуры администрации <адрес> каждый паз без мотива отклоняется проект от согласования он терпит убытки, которые складываются из напрасно произведенных расходов на выполнение проекта.
Представитель третьего лица Министерства культуры <адрес> Дрендюк, доверенность в деле, иск считает обоснованным, огласила письменный отзыв на иск, который приобщен к материалам дела.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в силу следующего.
Фомин является собственником нежилого здания по адресу: Россия, <адрес>.
Данный объект включен в список памятников истории и культуры <адрес>, подлежащих государственной охране в качестве памятников местного значения, согласно приложению N 3 к Решению исполнительного комитета <адрес> краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 345 "О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры" - «Дом с магазинами и кладовыми <данные изъяты>, 1890г. Объект имеет паспорт памятника и учетную карточку.
Согласно ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со ст.40 приведенного закона сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В силу ст.48 закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
ДД.ММ.ГГГГ собственник Фомин подписал охранное обязательство № на объект нежилого фонда, являющийся памятником истории и культуры регионального значения, в соответствии с которым собственник обязуется использовать помещение памятника для размещения офиса, точки общественного питания, торговой точки, обеспечивать режим содержания памятника, а также проводить ремонтно-реставрационные, консервационные, реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния памятника, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством, а также разовыми предписаниями «Госоргана». Срок действия настоящего охранного обязательства устанавливается на время нахождения указанного памятника у «Собственника». При этом собственник также обязуется не производить без разрешения «Госоргана» никаких работ по ремонту, побелке, покраске стен, покрытых живописью, лепки и предметов внутреннего оборудования, являющихся произведением искусства, проводить ремонтно-реставрационные и другие работы по памятнику и его территории за свой счет и своими материалами по предварительному разрешению «Госоргана», обеспечивать указанные работы всей научно-проектной документацией, а именно: обмерами, проектами и научными исследованиями памятника.
Между тем суд не может признать, что собственник Фомин осуществляет бездействие в отношении памятника. Его выше приведенные доводы подтверждаются представленными ответчиком проектами реставрации, исследованными в ходе судебного разбирательства, перепиской с Министерством культуры <адрес>. Ответчику неоднократно отказывалось в согласовании проектной документации, в том числе и приостанавливалась процедура согласования проектной документации из-за неупорядоченности этой процедуры, связанной с отсутствием аттестованных экспертов, необходимых для проведения историко-культурной экспертизы ( сообщение Министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №). Доводы ответчика о том, что проектная документация отклонялась от согласования без указания оснований подтверждаются выписками из протокола заседания коллегии экспертов по охране культурного наследия при Министерстве культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом какие-либо работы по памятнику собственник может производить только по предварительному разрешению «Госоргана».
В силу ст.45 приведенного закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:
в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия.
Согласно ст.6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 8-3166 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>" полномочиям краевого органа охраны объектов культурного наследия относятся выдача разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
Согласно протокола заседания коллегии экспертов по охране культурного наследия при Министерстве культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № коллегией принято решение выдать собственнику Фомин новое задание на работы по сохранению объекта с учетом новых данных об исторической ценности строения бывших конюшен.
Однако задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия было направлено Фомин Министерством культуры <адрес> для согласования только ДД.ММ.ГГГГ
В силу изложенного суд делает вывод, что до настоящего времени собственником Фомин не исполняется охранное обязательство по вине краевого органа охраны объектов культурного наследия, но поскольку объект охраны должен быть приведен в надлежащее состояние его собственником, ответчику выдано новое задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, то требования прокурора следует удовлетворить. Ответчик не лишен возможности оспаривать действия (бездействия) Министерства культуры <адрес> в случае, если со стороны данного органа будут создаваться соответствующими действиями (бездействием) препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Обязать Фомин подготовить и представить на согласование в госорган по охране памятников научно-проектную документацию по обследованию, ремонту, реставрации и приспособлению объекта культурного наследия «Дом с магазином и кладовыми <данные изъяты>» (флигель) по адресу: <адрес> и выполнить работы по ремонту, реставрации и приспособлению флигеля в соответствии с научной документацией.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: