меры соц.поддержки



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2011 года г.Красноярск

Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в составе:

председательствующего – Сенькиной Е.М.

при секретаре - Зыряновой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казачинского района Красноярского края в интересах Карпова А.К. к министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Казачинского района Красноярского края в интересах Карпова А.К. обратился в суд с иском к министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что Карпов А.К., являясь бывшим несовершеннолетним узником концлагеря, созданного фашистами в период второй мировой войны, нуждающимся в жилом помещении, 28.03.2010г. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему ЕДВ на приобретение жилого помещения. 27.10.2010г. учетное дело в отношении Карпова А.К. возвращено ответчиком администрации Казачинского района Красноярского края со ссылкой на отсутствие у Карпова А.К. прав на обеспечение жильем. Такие основания отказа в предоставлении ЕДВ считают незаконными, поскольку Указом Президента РФ от 15.10.1992г. №1235 бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, созданных фашистами в период второй мировой войны, признанным инвалидами, предусмотрены льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп, остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. Просят возложить на ответчика обязанность по предоставлению Карпову А.К. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Красноярска Полянская Е.Н. поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям, пояснив, что к данным правоотношениям применяются нормы, регулирующие порядок обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, соответственно, министерство при наличии у истца права на ЕДВ обязано издать соответствующий приказ. Иной порядок предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем непосредственно для данной категории граждан не предусмотрен и полномочия по реализации данных мер на другие органы государственной власти как Красноярского края, так и Российской Федерации не возложены. В отношении нуждаемости Карпова А.К. в жилом помещении какие-либо сомнения отсутствуют, поскольку непригодность жилого дома для проживания установлена компетентным органом и подтверждается документально, а отсутствие соответствующего заключение межведомственной комиссии не меняет статуса истца как нуждающегося в жилом помещении.

Истец Карпов А.К. в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика министерства социальной политики Красноярского края Бордулева В.А. (доверенность от 27.12.2010г. №142231-07) исковые требования считает необоснованными, поскольку к компетенции министерства не относится предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем бывших несовершеннолетних узников концлагерей, являющихся инвалидами. Положения ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», также как и Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» к данным правоотношениям не применимы, соответственно, предоставление министерством истцу ЕДВ повлечет нецелевое расходование средств федерального бюджета. Само по себе издание администрацией Дудовского сельсовета Казачинского района распоряжения о признании истца нуждающимся не возлагает на министерство безусловной обязанности по предоставлению истцу денежной выплаты, поскольку не доказан сам факт непригодности жилого помещения для проживания. Принятие Карпова А.К. на учет как не имеющего жилого помещения в собственности или по договору социального найма вызывает сомнение, поскольку между ним и СПК «К.» имеется договор найма, условия которого характерны для социального найма

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

В силу статьи 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», указанные выше положения статьи 4 распространяются на правоотношении, возникшие с 01.01.2010г.

На основании ст.23.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1).

В силу ст.4 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.

Статьей 7 указанного Закона регламентирован порядок принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, предусматривающий издание министерством приказа по итогам рассмотрения созданной им комиссией заявления и документов.

Как установлено по данному делу истец Карпов А.К., 03.10.1936г.рождения, является бывшим несовершеннолетним узником фашизма. Распоряжением администрации Дудовского сельсовета Казачинского района Красноярского края от 25.12.2009г. Карпов А.К. признан нуждающимся в жилом помещении по причине отсутствия жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности. 28.03.2010г. им в адрес министерства социальной политики составлено заявление на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. Сообщением от 27.10.2010г., адресованным администрации Казачинского района Красноярского края, министерством социальной политики Красноярского края Карпову А.К. отказано в обеспечении жильем со ссылкой на отсутствие у нее такого права в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714.

Однако, судом не установлено предусмотренных законом оснований для признания правомерным отказа ответчика в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.

Указом Президента РФ от 15 октября 1992 г. N 1235 бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставлены льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлены аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1).

Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Вместе с тем в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) Указ Президента Российской Федерации N 1235 фактически утратил силу.

Пункт 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ устанавливает, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Таким образом, с 1 января 2005 года вышеназванным категориям лиц предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные соответственно для инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 8 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).

Согласно п. 5 Разъяснения о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20, при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, -инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

Поскольку вышеприведенными нормами установлены правовые гарантии социальной защиты бывших несовершеннолетних узников фашизма путем предоставления им соответствующих льгот, в объеме, предусмотренном законодательством для участников Великой Отечественной войны, несовершеннолетние узники фашизма по своему правовому статусу полностью приравнены к участникам ВОВ.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным судом РФ в определении от 19 июня 2007 г. N 473-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Брика B.C. на нарушение его конституционных прав положениями пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. ..» Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации). Реализуя указанные конституционные положения, Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ устанавливает правовые гарантии социальной защиты бывших несовершеннолетних узников фашизма в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот.

Норма, закрепленная частью 8 ст. 154 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ по своему буквальному содержанию и правовому смыслу не устанавливает каких-либо ограничений, исключений и иных изъятий, допускающих уменьшение социального обеспечения бывших несовершеннолетних узников фашизма, в том числе предоставляемых им льгот, гарантий и компенсаций по сравнению с инвалидами и участниками Великой Отечественной войны.

Таким образом, истец имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 ФЗ «О ветеранах».

В силу приведенных выше выводов суд находит несостоятельными ссылки стороны ответчика на то, что в данных правоотношениях министерство не отнесено к числу уполномоченных государством органов на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем бывших несовершеннолетних узников фашизма, поскольку порядок предоставления данной категории граждан мер социальной поддержки аналогичен порядку, предусмотренному для ветеранов Великой Отечественной войны.

Доводы стороны ответчика о том, что занимаемое Карповым А.К. жилое помещение в установленном законом порядке не признано не пригодным для проживания, суд находит несостоятельными, поскольку как следует из акта обследования, составленного комиссией под председательством должностного лица органа местного самоуправления с участием, а также из распоряжения администрации Дудовского сельсовета, жилой дом является аварийным, непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу. Обстоятельств, опровергающих непригодность жилого помещения для проживания, судом не установлено.

Ссылки стороны ответчика на то, что между Карповым А.К. и СПК «К.» усматриваются отношения социального найма жилого помещения, не имеют юридического значения в силу изложенных выше выводов о непригодности жилого помещения для проживания, также как не имеет решающего значения то, по какому из предусмотренных ст.51 ЖК РФ оснований Карпов А.К. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении.

Принимая во внимание, что в силу приведенных выше положений нормативных актов, ответчик в зависимости от волеизъявления ветерана при положительном решении комиссии издает приказ о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, с учетом заявления истца от 29.04.2010г. на министерство социальной политики Красноярского края следует возложить обязанность по изданию соответствующего приказа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать министерство социальной политики Красноярского края посредством издания приказа предоставить Карпову А.К. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г.Красноярска.

Председательствующий

Копия верна.Судья Е.М.Сенькина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200