Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 марта 2011 года
Федеральный суд Центрального района г. Красноярска в составе председательствующего судьи Сенькиной Е.М.,
При секретаре Зыряновой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Красноярска, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о возложении обязанности по установке пандуса,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Железнодорожного района г.Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о возложении на МО город Красноярск обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, а именно – установить пандус на входе в здание МОУ «О.» по адресу <адрес> в г.Красноярске.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Красноярска Тюбаева Т.А. поддержала требования по изложенным вше основаниям.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска Петрушина Н.Ю. (доверенность от 24.02.2011г. №30) в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Департамент является не надлежащим ответчиком, здание МОУ «О.» находится в оперативном управлении и на балансе данного учреждения, соответственно, нести расходы по содержанию данного имущества, в том числе в соответствующем действующему законодательству виде, обязан балансодержатель. Кроме того, постановлением администрации г.Красноярска от 23.02.2001г. №132 обязанности по созданию условий для свободного доступа инвалидов возложены на перечисленные в постановлении органы, в связи с чем не имеется оснований для понуждения муниципального образования и департамента к выполнению муниципальных функций.
Представитель администрации г.Красноярска Мулярова О.И. (доверенность от 21.12.2010г. №01-9705) в судебное заседание не явилась, обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, в письменных возражениях указав, что к компетенции администрации г.Красноярска не относится обеспечение содержание зданий муниципальных образовательных учреждений. Кроме того, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры осуществляется в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели.
Представитель департамента финансов администрации г.Красноярска Яценко Е.В. (доверенность от 12.01.2011г. №12-11-06) исковые требования считает необоснованными, поскольку отсутствуют нормы закона, обязывающие устанавливать пандусы на крыльцо здания учреждения образования, введенного в эксплуатацию в соответствии с действовавшими на момент их строительства нормативами, также как отсутствуют правовые основания, обязывающие органы местного самоуправления обустраивать пандусами здания образовательных учреждений. Более того, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Представитель Главного управления образования администрации г.Красноярска Гриценко Е.М. (доверенность №4 от 01.02.2011г.), в судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что исковые требования считает необоснованными, поскольку отсутствуют нормы закона, обязывающие устанавливать пандусы на крыльцо здания учреждения образования, введенного в эксплуатацию в соответствии с действовавшими на момент их строительства нормативами, также как отсутствуют правовые основания, обязывающие органы местного самоуправления обустраивать пандусами здания образовательных учреждений. Более того, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Директор МБОУ «О.» Устюгова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку на момент ввода в эксплуатацию здания гимназии, 1989 года постройки, таковое соответствовало действующему законодательству. Отсутствует как техническая возможность, так и целесообразность оборудования входа в здание гимназии пандусами, тем более, что невозможно определить какой из 14 эвакуационных выходов из здания имеется в виду. Более того, наличие лишь пандуса в трехэтажном здании не решит задачи социальной поддержки инвалидов, в то время как может создать угрозу для безопасности при чрезвычайных ситуациях.
Представители управления образования администрации Железнодорожного района г.Красноярска, местной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Железнодорожного района г.Красноярска в судебное заседание не явились, извещены, о причине неявки не сообщили.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Железнодорожного района г.Красноярска проверки исполнения требования законодательства о социальной защите детей-инвалидов в РФ на территории Железнодорожного района г.Красноярска установлено, что при входе в здание МБОУ «О.», расположенное по адресу <адрес> в г.Красноярске, отсутствует пандус, обеспечивающий беспрепятственный доступ детей-инвалидов и маломобильных групп населения в указанное учреждение, а также травмированных учащихся, вынужденных в восстановительный период передвигаться на инвалидной коляске.
Статьей 17 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).
Согласно ст.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.07.1995г., ред. от 28.04.2009) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из принципов градостроительного законодательства РФ.
Требования доступности для инвалидов и других маломобильных групп посетителей определены в Своде правил по проектированию и строительству СП 31-102-99, утвержденном Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999г. №73. Согласно п.4.2 указанного свода основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания) всех категорий граждан. В соответствии с п.12.3 подраздела «Здания учреждений образования» указанного Свода правил (таблица 12.1 – общие требования к зданиям учебных учреждений) подъем на площадку крыльца в учреждениях общего и начального профессионального образования необходимо оборудовать пандусом.
Согласно п.5.1 Свода правил проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качеств архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. На входных площадках и портиках должны быть оборудованы на транспортно-пешеходных пандусах полосы движения для пешеходов и инвалидов на креслах-колясках (таблица 8.1 п.2.3 Свода правил).
Бездействие ответчиков, которые не обеспечили беспрепятственный доступ детей-инвалидов и маломобильных групп населения к образовательному учреждению, нарушает гарантированные ст.17 Конституции РФ права указанных лиц.
Непредоставление местным бюджетам субвенций не является основанием для освобождения Муниципального образования - город Красноярск в лице администрации города Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от обязанностей обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
Администрация и Департамент являются надлежащими ответчиками по делу, так как учредителем школы является администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска осуществляет полномочия собственника, а также регулирование взаимоотношений сторон по поводу владения, пользования и распоряжения имущества, переданного в оперативное управление школе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное образование - город Красноярск в лице администрации города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска за счет средств бюджета города установить пандус на входе в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «О.», расположенное по адресу: г.Красноярск, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска в течение десяти дней.
Председательствующий
Копия верна.Судья Е.М.Сенькина