Дело № 2-661/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2011г. Федеральный суд Центрального района г. Красноярска
В составе: председательствующего Сидоренко ЕА
С участием прокурораСенаторовой ЕА
При секретареБуровой ВЮ,
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Тарбеева к администрации <адрес>, администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском, заявленным в интересах Тарбеева(с учетом уточнений) к администрации <адрес>, администрации <адрес> о возложении на администрацию <адрес> обязанности за счет краевого бюджета предоставить на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м общей площади на территории <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Тарбеева отнесена к категории детей сирот, ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет на получение жилой площади по категории сирот. В 2008 году она окончила Техникум, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Тарбеева закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ним не зарегистрированы.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЕА и истец Тарбеева исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Тарбеева дополнила, что она жила с родителями в <адрес>. После смерти отца она жила с матерью, своего жилья не имели, снимали жилье. Когда ей было десять лет, ее забрал в <адрес> брат отца в связи с тем, что ее мать ненадлежащим образом осуществляла родительские обязанности. До поступления в техникум она жила с семьей дяди, в период учебы в техникуме жила в общежитии, а после окончания снимала жилье, что для нее затруднительно в связи с небольшим доходом. Она встала на учет в администрации района на получение жилья. Обратилась в Министерство образования и науки <адрес> для постановки на учет на обеспечение жильем, собрала документы, однако заявление и документы в Министерстве не приняли, сославшись на то, что прокурором уже подан настоящий иск в суд.
Ответчики администрация <адрес>, администрация <адрес>, третьи лица Министерство финансов <адрес>, Министерство образования и науки <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель администрации <адрес> направил отзыв, в котором указал, что обеспечение детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта РФ; однако субвенций на приобретение жилья и федерального бюджета не выделено; просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Министерство образования и науки <адрес>, администрация <адрес> ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Министерство финансов <адрес> о причинах неявки суд в известность не поставило.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г., дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором <адрес>.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от 21.12.1996 года, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Указом Губернатора <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от 21.08.2009 N 131-уг), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден указанным Указом Губернатора <адрес> края в соответствии с Законом <адрес> края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка», и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с п.1 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы представления площади жилого помещения муниципального жилого фонда», социальная норма - норма предоставления жилого помещения, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как установлено в ходе судебного разбирательства Тарбеева, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Ее отец Тарбеев умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Тарбеева умерла ДД.ММ.ГГГГ Решением Майкопского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать истицы Тарбеева лишена родительских прав в отношении истицы. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> №-р над Тарбеева установлено опекунство, опекуном истца был назначен Тарбеев АА, в квартире которого по <адрес> истец проживала и зарегистрирована с 2002 года.
Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлена на учет на получение жилой площади по категории «Сироты», очереди №. ДД.ММ.ГГГГ истец закончила Техникум
В настоящее время истец закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы, что подтверждается материалами дела. Ответчик не представил на момент рассмотрения дела в суде доказательств исполнения обязательств по предоставлению жилья либо по наличию у истца иного жилого помещения в пользовании.
Таким образом, судом установлено, что Тарбеева в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жилое помещение на условиях договора социального найма по месту жительства в <адрес> ему не предоставлялось, по месту прежнего жительства в <адрес> закрепленного жилья за ней не имелось, она состоит на учете в администрации <адрес> как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Поскольку Законом <адрес> края от №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свои обязательства по предоставлению жилого помещения администрация <адрес> не исполнила, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах Тарбеева в части возложения на администрацию <адрес> обязанности по предоставлению на территории <адрес> жилого помещения площадью не ниже нормы предоставления.
Однако суд считает, что не подлежит возлагать на обязанность на администрацию <адрес> предоставить жилое помещение за счет средств краевого бюджета, поскольку в этом случае исполнение решения будет зависеть от межбюджетных отношений, что может сделать неопределенным момент исполнения решения или сделать его неисполнимым.
Поскольку же конкретных требований к администрации <адрес> истцом не заявлено, оснований для возложения обязанности по предоставлению жилья на районную администрацию не имеется.
На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> предоставить Тарбеева жилое помещение в <адрес> по договору социального найма площадью не менее 15 кв.м.
В остальной части требований прокурору <адрес> отказать
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г. Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: