Дело №2-1141/2011г.
Р Е Ш И Л
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и и
31 января 2011 года Федеральный суд Центрального района гор. Красноярска
В составе: председательствующего - Сидоренко ЕА
При секретаре - Буровой ВЮ
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Пущаев к Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании незаконным бездействия по принятию решения в обеспечении государственным жилищным сертификатом, возложении обязанности предоставить в собственность жилое помещение,
У с т а н о в и л :
Пущаев предъявил в суде иск к Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании незаконным бездействия по принятию решения в обеспечении государственным жилищным сертификатом, возложении обязанности выдать ему и членам его семьи государственный жилищный сертификат исходя из норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты в размере 54кв.м.
Ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ Федеральный суд <адрес> решил: «Признать незаконным отказ Министерства строительства и архитектуры <адрес> в обеспечении Пущаев государственным жилищным сертификатом без предоставления обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения по месту жительства.
Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> рассмотреть по существу заявление Пущаев о выдаче государственного жилищного сертификата по представленным документам».
<адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ данное решение суда оставлено без изменения, следовательно, вступило в законную силу на указанную дату.
В резолютивной части решения суда указано, что ответчику следует рассмотреть заявление истца об обеспечении сертификатом с учетом положений пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Однако, пунктом 16.2 Правил установлено, что в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. В связи с чем возникла ситуация, в результате которой общая площадь жилого помещения, отчужденного Пущаев (64,4 кв.м.) больше размера общей площади, принимаемой для расчета размера социальной выплаты (54 кв.м.).
Данная ситуация произошла из-за грубого нарушения норм материального права - не учитывалась доля собственности жилья двух дочерей истца. Расчеты велись на условиях деприватизации жилья (чего не было и не будет) или о полном отказе дочерей от собственности жилья (чего тоже не было). В результате чего выдача государственного жилищного сертификата оказалась невозможной.
Истец считает, что подсчет общей площади жилого помещения для выдачи государственного жилищного сертификата следует производить следующим образом: сначала нужно определиться со временем проведения подсчетов. Если брать момент постановки в очередь на жилье и последующие 10 лет, то его семья состояла из 5 человек и им было положено 90 кв.м. площади жилья; но будет правильно, если брать сегодняшний день, когда семья истца 3 человека (он, жена, сын), а все остальные люди по Закону являются гражданами, в том числе Алехина и Писаренко.
Согласно п. 16 Правил им на 3-х человек положено 54 кв.м., и на основании п. 16.2 Правил необходимо вычесть площадь отчужденного жилья.
Их бывшее жилье было приватизировано в 2006 г. дочерьми истца, которые на то время были прописаны в указанном жилье, и выше указанным судом приватизация жилья была определена законной. Раз приватизация была законной, то в приватизированном жилье есть доля собственности ее участников. Если две родные сестры решили оформление документов произвести на старшую сестру (как общепринято) и имеется заявление собственника жилья Алехина о равной доли собственности ее сестры Писаренко, то у суда не может быть сомнений в данном вопросе.
Поскольку сама приватизация жилья не устанавливает нормативы по площади жилья, будем руководствоваться п. 16 Правил на основании того, что до приватизации жилья 2006 г., Алехина в 2005 г. была внесена в заявление на получение жилищного сертификата по указанным Правилам (см. ксерокопию заявления). Еще одним основанием применения к Алехина п. 16 Правил будет являться то, что Суд считает необходимым применить к ней п. 16.2 Правил. И тогда, согласно п. 16 Правил, гражданка Алехина не может представлять семью из 3-х человек и более, а также - семью из 2-х человек, в данном случае она является одиноко проживающей гражданкой и ей положено 33 кв.м. (таковы Правила). Если бы она была в составе семьи истца, то ей бы было положено 18 кв.м. Других членов семьи Алехина они по указанному адресу не прописывали. Гражданка Алехина, по сути своей, не может быть членом семьи Пущаев или, например, семьи Писаренко, она - Алехина, а если ее считать членом семьи Пущаев, то тогда семья истца будет не 3 человека, а 4 человека, плюс еще одну дочь (Писаренко) - итого 5 человек, и им положено будет уже не 54 кв.м., а 90 кв.м., что не является действительностью. По этой же причине гражданка Писаренко не является членом семьи Пущаев или Алехина, и ей тоже положено 33 кв.м. Итого доля собственности жилья Алехина и Писаренко полностью покрывает площадь отчужденного жилья в 64,4 кв.м.
В данном случае получается, что общая площадь жилого помещения для расчета размера социальной выплаты должна быть произведена для его семьи из 3-х человек — на 54 кв.м.
Просит признать бездействие ответчика по принятию решения в обеспечении его государственным жилищным сертификатом без предоставления обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения по месту жительства незаконным, обязать выдать ему и членам его семьи государственный жилищный сертификат исходя из норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты в размере 54кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истец Пущаев изменил предмет требований в части возложения обязанности выдать ему и членам его семьи государственный жилищный сертификат исходя из норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты в размере 54кв.м, просит обязать ответчика предоставить ему и членам его семьи супруге и сыну жилое помещение в собственность бесплатно в <адрес> в размере 54кв.м.
В судебном заседании истец Пущаев поддержал предъявленные требования по изложенным выше основаниям.
Представители ответчика Пойманова и Гончарова, доверенности в деле, предъявленные истцом требования считают не обоснованными, огласили письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит предъявленные истцом требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заявляя требование о признании о признании незаконным бездействия ответчика по принятию решения в обеспечении его государственным жилищным сертификатом без предоставления обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения по месту жительства незаконным, истец по сути оспаривает бездействие по неисполнению решения Федерального суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Министерства строительства и архитектуры <адрес> в обеспечении Пущаев государственным жилищным сертификатом без предоставления обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения по месту жительства.
Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> рассмотреть по существу заявление Пущаев о выдаче государственного жилищного сертификата по представленным документам.
Однако ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством « Федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы» рассмотрено по существу заявление Пущаев о выдаче государственного жилищного сертификата по представленным документам, комиссией вопрос рассмотрен в соответствии с п.16.2 Правил Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов …», утвержденных Постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, и принято решение рекомендовать Министерству строительства и архитектуры <адрес> отказать Пущаев в выдаче государственного жилищного сертификата. О принятом решении истцу сообщено письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, которое им получено01.12.2010г.
В силу изложенного оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия по принятию решения в обеспечении его государственным жилищным сертификатом без предоставления обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения по месту жительства не имеется.
В соответствии с п.6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:
Граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ….., и уволенные с военной службы в запас или отставку, прибывшие или вставшие на воинский учет по избранному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 и более лет в календарном исчислении….
В силу п. 7 Правил Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы является личное заявление и ходатайство командира ( начальника) воинской части на имя главы муниципального образования.
Выше приведенным решением установлено, что Пущаев проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа командующего войсками Краснознаменного Сибирского венного округа от ДД.ММ.ГГГГ за № Пущаев был уволен с военной службы по ст. 48 Закона РФ « О воинской обязанности и военной службе» по достижении предельного возврата пребывания на военной службе с зачислением в запас.
Приказом военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № на основании приказа Командующего войсками Сибирского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ, истец был исключен из списков личного состава в военного комиссариата <адрес>.
При увольнении со службы, истцу была выдана справка для обеспечения жильем по избранному месту жительства в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении в администрацию <адрес> в связи с увольнением в действительной военной службы..
Решением жилищной комиссии администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на учет нуждающихся в жилом помещении по категории военнослужащих уволенных с военной службы в запас с номером очереди 278.
При постановке на учет, истец выдал обязательство при обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства освободить предоставленное ему на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из пяти человек ( он, супруга и трое дете1) администрацией <адрес> жилое помещение – трехкомнатную <адрес> в <адрес>, общей площадью 64,4 кв. метра.
ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была передана в собственность дочери истца Алехина на основании договора о передаче занимаемого жилого помещения в собственность бесплатно в порядке приватизации.
Остальные члены семьи, в том числе и истец отказались от участия в приватизации. После передачи квартиры в собственность, истец с супругой и сыном остались проживать в указанной квартире на условиях договора коммерческого найма, заключенного с родной дочерью.
ДД.ММ.ГГГГ истец Пущаев обратился с заявлением на имя главы <адрес> о включении его состав участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и дал согласие на обеспечение его государственным жилищным сертификатом.
На основании заявления об обеспечении государственным жилищным сертификатом, ответчик включил истца с составом семьи три человека в список граждан - участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством» на 2009 год.
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 п.2 ст.15 закона (в ред. Федерального закона от 01.12.2008 N 225-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Из приведенной нормы следует, что жилые помещения в собственность граждан, уволенных с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет в муниципальных образования, передавались находящиеся в федеральной собственности на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность. На органы государственной власти субъектов Российской Федерации законом такой обязанности не возлагалось.
В порядке, установленном жилищным законодательством жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации предоставляются по договорам социального найма ( п.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, требование истца о возложении обязанности на ответчика ему и членам его семьи супруге и сыну жилое помещение в собственность бесплатно в <адрес> в размере 54кв.м предъявлено к ненадлежащему лицу. В задачи и компетенцию ответчика в соответствии с Положением о министерстве строительства и архитектуры <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ N 51-п обеспечение жильем граждан не входит.
С 1 января 2011 года абзац 2 п.2 ст.15"О статусе военнослужащих" утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" была дополнена п.2.1, в соответствии с которой Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно п.1,2,12 ст.3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" ( вступил в силу с 01.01.2011г.) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать законами субъектов Российской Федерации полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, органам местного самоуправления.
На данный момент Порядок законодательством субъекта Российской Федерации – <адрес> не определен.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона).
В силу изложенного у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Пущаев к Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании незаконным бездействия по принятию решения в обеспечении государственным жилищным сертификатом, возложении обязанности предоставить в собственность жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10- ти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: