о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства



копия

№2-2040/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 года

Федеральный суд Центрального района г.Красноярска

В составе председательствующего судьи Голубевой Н.Н.

При секретаре Пустынской Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Ф"» об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к указанному ответчику, впоследствии уточнив исковые требования, и просит обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства, а именно: организовать проведение производственного контроля в соответствии с действующим законодательством и разработанной программой производственного контроля; с предоставлением протоколов лабораторно – инструментальных исследований вредных производственных факторов на всех рабочих местах в срок до ДД.ММ.ГГГГ; организовать периодический профилактический медицинский осмотр всех работающих в соответствии с действующим законодательством: определить контингент профессий, составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, направить их на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на указанный вид деятельности на проведение периодических медицинских осмотров работающих, направить за 2 месяца до начала осмотра в данную медицинскую организацию согласованные в установленном законом порядке контингент и поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям); утвердить совместно с медицинской организацией и работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований) и в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить заключительный акт по итогам проведенных периодических осмотров (обследований) работников.

Заявленные требования истец мотивирует тем, что в течение длительного периода времени с ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время ответчиком не выполняются требования санитарного законодательства РФ, направленные на устранение и уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний. Основным видом деятельности ответчика является полиграфическая деятельность. Общее количество работающих на момент мероприятий по надзору составляло 13 человек. Ответчик обязан осуществлять производственный контроль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. Кроме того, ответчик обязан обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Однако, на момент проведения плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения указанных требований санитарного законодательства. По данным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении в отношении самой организации, а также в отношении генерального директора ООО "Ф", которые были привлечены к административной ответственности. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание об устранении выявленных нарушений и установлен срок для их устранения – ДД.ММ.ГГГГ Однако, в установленный срок вышеназванные нарушения ответчиком не были устранены.

В судебном заседании представитель истца - Р. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) полностью поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика – генеральный директор ООО "Ф" - Г. иск не признал, суду пояснил, что никакого бездействия нет, требования санитарно – эпидемиологического законодательства в организации не нарушаются, о чем свидетельствует то обстоятельство, что при проведении контрольных мероприятий не выявлено превышения каких – либо нормативов воздействия вредных факторов. Учитывая малочисленность ООО "Ф", ежегодное проведение лабораторно – инструментальных исследований является весьма затратным, убыточным и не целесообразно. В части проведения медицинских осмотров в настоящее время осуществляются действия, направленные на организацию осмотра, который будет произведен в установленном порядке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ,

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

Как установленного статьей 32 указанного Закона, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (ч.1).

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами (ч.2).

Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (ч.3).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 введены в действие Санитарные правила СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"

В п. 1.1. Санитарных правил установлено, что данные правила определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.

Статьей 34 указанного Закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).

Согласно ч.3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В ходе судебного разбирательства по данному делу установлено, что в ходе проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Ф" по адресу: <адрес>.

Проверкой установлено, что в соответствии с предписанием заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства. Однако, на момент проверки не устранены нарушения п.1 ст. 32 Федерального закона №52 – ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5, 2.1; СП1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части организации производственного контроля с проведением лабораторных и инструментальных исследований факторов производственной среды в соответствии с утвержденной программой производственного контроля.

Кроме того, проверка показала, что не устранено нарушение п.1 ст. 34 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п.2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально – множительной технике» в части организации проведения периодических обязательных медицинских осмотров работающих в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004г. №83 «Об утверждении перечней и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Указанные обстоятельства фактически не оспариваются ответчиком и подтверждаются имеющимися в деле и исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, в том числе: предписанием от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 31 – 32), постановлениями по делу об административном правонарушении (л.д. л.д. 33 – 36 – копии), протоколами об административном правонарушении (л.д. 37 – 42), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. л.д. 43 - 51 – копия), распоряжением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 52 – 56 – копия), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. л.д. 18–22), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. л.д. 23 - 26 – копия), распоряжением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 27 – 29 – копия).

Также из дела следует, что ответчиком утверждена (и согласована с Главным государственным санитарным врачом по городу Красноярску) Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемиологических мероприятий ООО "Ф" (л.д. 58 – 69). Данной программой предусмотрены мероприятия по осуществлению производственного контроля, в том числе организация лабораторных исследований и испытаний на рабочих местах (п.4.2.5.2), организацию медицинских осмотров работников. План мероприятий производственного контроля, а также контингент лиц, подлежащих профилактическим медицинским осмотрам, также утверждены руководителем ООО "Ф" Исполнение данных мероприятий в сроки, установленные Программой, является обязанностью ответчика, что следует из приведенных выше законодательных норм и нормативных актов.

С доводами представителя ответчика относительно нецелесообразности проведения производственного контроля ввиду того, что проверки, проводимые уполномоченными органами не выявили никаких нарушений, влияющих на среду обитания, а также ввиду больших затрат на осуществление этого контроля, суд находит не состоятельными, поскольку они не основаны на законе.

Ввиду изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства, а именно: организовать проведение производственного контроля в соответствии с действующим законодательством и разработанной программой производственного контроля; организовать периодический профилактический медицинский осмотр всех работающих в соответствии с действующим законодательством, в срок до ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Что касается требований истца в оставшейся части, то, по существу, данные требования – это способ и порядок осуществления необходимых мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства. Такой порядок прямо предусмотрен законом и не требует дополнительного урегулирования (как в полном объеме, так и частично) судебным решением.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ООО "Ф" об устранении нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.

ООО "Ф" устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством и разработанной программой производственного контроля; организовать периодический профилактический медицинский осмотр всех работающих в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд города Красноярска.

Председательствующий

Копия верна. Судья: Секретарь:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200