Гражданское дело № 2-2923/2011г
Р Е Ш Е Н И ЕИ м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
24 мая 2011 Федеральный суд Центрального района города Красноярска
В составе: председательствующего Сидоренко ЕА
При секретаре Буровой ВЮ
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Коробкина, Коробкин к Университет, Министерству образования Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Коробкина и Коробкин предъявили иск Университет Министерству образования Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – <адрес>.
Сслыются на то, что Ссылаются на то, что Коробкина проживает в <адрес>, находящейся в общежитии № по адресу: <адрес> №, общей площадью 48, 2 м2.. Комната в общежитии представлена ее бывшему супругу в 1993 г. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного ректором Институт (правопредшественник Университет).
Фактически с 1993 года она проживает в указанной квартире. Она и ее тогда еще супруг Коробкин имеем регистрацию: <адрес>.
Какого либо ограничения при заселении в 1993 году, определявшего временность проживания, у них не было. Следовательно, они проживают в указанной квартире на условиях социального найма.
Здание, в котором расположена квартира, введено в эксплуатацию в 1993 году. То есть, фактически истцыпроживают там с самого начала. При этом часть квартир сразу была передана в собственность юридических и физических лиц, в частности <адрес>, 14, 15, 18 и др. Только в часть квартир- с 4 по 8 этаж были вселены сотрудники института, при этом заселение работников и их семей происходило в период с 1993 по 2005 годы. Абитуриенты и студенты в общежитие никогда не вселялись.
Само здание и квартира истцов никогда не отвечали признакам общежития. Квартиры не укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения. Пропускной режим, вахтер в здании отсутствуют. Текущий ремонт выполняется только силами самих жильцов. Следовательно, фактическое использование квартир производится в режиме использования обычных жилых помещений. Кроме того, в некоторых квартирах проживают граждане, не имеющие трудовых отношений с Университет, что так же свидетельствует об использовании помещений не в качестве специализированного жилого фонда. Кроме того, в квартирах имеется телефонная связь, жильцы за свой счет установили на входе в здание домофон. Планировка квартир имеет квартирный тип- отдельный вход, кухня, сан. узел в каждой квартире.
Следовательно, всё здание и находящиеся в нем жилые помещения (в том числе и их квартира) не отвечают требованиям общежития, помещению специализированного жилого фонда, а являются жилыми квартирами.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по договору от ДД.ММ.ГГГГ, передало часть здания в оперативное управление - с 4по 8 этажи (в том числе и <адрес>.) Университет в оперативное управление. ДД.ММ.ГГГГ. от ФА по КК (Росимущество) представлены Сведения, где указано, что Общежитие №, по адресу: <адрес> является собственностью РФ и закреплено за Университет на праве оперативного управления. При этом, в договоре о передаче в управление указана только часть здания. Органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, закрепленным за образовательным учреждением. является Федеральное агентство по образованию, которое находится в ведении Министерства образования и науки РФ (Рособразование), учредившего Университет. Следовательно, правом распоряжения обладает Рособразование.
В письме № от ДД.ММ.ГГГГ., Рособразование (правопредшественник «Министерства образования и науки Российской Федерации» ) письменно выразило согласие на смену статуса здания с последующей приватизацией квартир, лицами в них проживающих.. Однако, действий по смене статуса и подготовке приватизации осуществлено не было.
В марте 2006 руководство Университет обращалось в Росимущество по <адрес> о смене статуса и приватизации жилых помещений. В июне 2006 на заявление получен ответ, в котором предложено представить собственнику заявление и ряд документов (в т.ч. технический паспорт, заключение специализированной организации о состоянии здания). Однако Университет финансируется из бюджета, и в таком финансировании не предусмотрено затрат на проведение экспертиз по общежитию.
Кроме того, жильцами дома от Росимущество ДД.ММ.ГГГГ получен ответ №, в котором руководитель А. уведомляет о возможности смены статуса и последующей приватизации после подачи руководством Университет заявления и прочей документации. Однако заявление не подано.
В период с 2006 по 2009 годы ведется переписка между Университет и Росимуществом о смене статуса Общежития и приватизации квартир. Однако, из-за неточности внесения сведений о площади здания, длительностью и затратностью подготовки документов (технический паспорт, экспертиза здания), хотя и при желании сторон, квартиры и здание в целом до сих пор формально являются комнатами в общежитии - специализированный жилой фонд. Хотя фактически, здание с момента ввода в эксплуатацию используются в режиме квартир в жилом доме.
Уполномоченным органом исполнительной власти в части решения вопроса о распоряжении федеральным имуществом, переданным в оперативное управление Университет - Рособразованием согласовано решение Университет - балансодержателя общежития, на изменение статуса помещения. Однако в связи с наличием не устраненных противоречий относительно находящейся в федеральной собственности площади помещения, отраженной в договоре оперативного управления в реестре федеральной собственности, и имеющейся в действительности площади с учетом зарегистрированных прав на помещения за юридическими лицами, а также непринятием ответчиками своевременных мер по их устранению - статус общежития формально не изменен.
Однако обстоятельства проживания истицы и ее супруга в квартире спорного дома, свидетельствующих о наличии социальных отношений, наличие согласия Рособразования на изменение статуса здания и предпринятых действий Университет по внесению изменений в реестр федеральной собственности, а также длительность периода реализации на практике принятого решения по изменению статуса общежития, а также бездействие должностных лиц органов исполнительной власти, не должны препятствовать реализации права истцов на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, которое фактически относится к жилищному фонду социального найма.
Таким образом, из-за бездействий органов власти и руководства Университет, истцы не имеют возможности реализовать право на приватизацию жилья.
Просят признать права собственности по 1/32 доли каждого на <адрес> жилом доме по <адрес>, общей площадью 48,2кв.м
Истцы Коробкина и Коробкин ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истцов Шмаланд, действующая на основании нотариально удостоверенных доверенностей, исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Огласила дополнительное обоснование исковых требований, которое приобщено к материалам дела.
Представитель ответчика Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Университет Обидина иск не признала. Суду пояснила, что спорное жилое помещение находится в общежитии, закрепленном за ответчиком на праве оперативного управления, является служебным жилым помещением, в связи с чем оснований для признания права собственности за истцами не имеется. Коробкин работником Университет не является. Просит в иске отказать.
Третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований, Коробкина АВМинистерство образования и науки Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и Управление Россреестра по <адрес> своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст.4 приведенного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что истцы проживают и зарегистрированы по месту жительства в помещении № общежития, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по указанному месту жительства временно, после ДД.ММ.ГГГГ постоянно.
В спорное жилое помещение истцы вселились на основании договора на аренду служебных жилых помещений, заключенного Сибирским технологическим университетом и Коробкин ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым договор заключен на время работы в институте. Решение о выделении данного жилого помещения сотруднику Коробкин было принято совместном решением администрации и профкома согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-О.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГи по ДД.ММ.ГГГГ Коробкин работал в Университет, что подтверждается трудовой книжкой, справкой Университет от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из технического паспорта жилого дома по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> расположена на 8 этаже, состоит из двух жилых комнат, имеет общую площадь 48,2 кв.м, жилую – 29,2 кв.м.
Здание общежития № по <адрес> было построено Университет с привлечением денежных средств других участников долевого строительства, введено в эксплуатацию, что следует из письма Университет № в Федеральное агентство Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с договором о закреплении за <адрес> государственной технологической академией государственного имущества на праве оперативного управления № ОУ, заключенного последней и Краевым комитетом по управлению государственным имуществом, передано в оперативное управление <адрес> государственной технологической академии.
Согласно выписки из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № в общежитии №, расположенное по адресу: Россия, <адрес>, федеральным имуществом являются жилые помещения на 4,5,6,7,8,9 этажах, в том числе служебные жилые помещения 48,57,64,71,75,83,88,90,91,92,93,94,95,96,102, общей площадью 4961,0кв.м, являются федеральной собственностью и закреплено за Университет на праве оперативного управления.
Как следует из выписки, жилое помещение № является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Университет.
В силу п. 1 ст. 27 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», за высшим учебным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности, предусмотренной его уставом, учредитель закрепляет объекты права собственности (в т.ч. имущество социального назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности.
Согласно п.5.5.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 337, Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет в том числе в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству;
Таким образом, органом, уполномоченным учредителем управлять государственным имуществом, закрепленным за образовательным учреждением, является Министерство образования и науки РФ.
Следовательно, функции федерального органа исполнительной власти, в чьи полномочия входит распоряжение имуществом, находящимся в оперативном управлении Университет, осуществляет Министерство образования и науки РФ.
Исходя из п. 13 ст. 39 Закона РФ «Об образовании» общежития находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
Аналогичное положение содержится в п. 7 ст. 27 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, суды не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 220-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 229-О и др.).
Университет письмом ДД.ММ.ГГГГ № обратился в Рособразование с просьбой согласовать вопрос о снятии статуса специализированного жилого фонда с 56 секций общежития, выстроенного Университетом и предоставленного с 1993 года для проживания его сотрудникам, и перевода его в жилищный фонд социального использования с дальнейшей приватизацией.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № Рособразование дало согласие на изменение статуса общежития на жилищный фонд социального использования в порядке, установленном действующим законодательством РФ, с последующей их приватизацией.
ДД.ММ.ГГГГ в ответе Университет №ФАО-14276/16-02-10 Рособразование подтвердило свое согласие, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ на исключение 60 секций в здании общежития из специализированного жилищного фонда.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> №р от ДД.ММ.ГГГГ жилое здание общежития №, общей площадью 5122,1кв.м., расположенное по адресу: <адрес> исключено из реестра федерального имущества, внесены в реестр федерального имущества нежилое помещение №, <адрес> жилые помещения на 4,5,6,7,8,9 этажах, общей площадью 4961,6кв.м в указанном доме.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> №р от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в реестр федерального имущества и исключены из специализированного жилищного фонда часть жилых помещений общежития, однако жилое помещение № отнесено к специализированному жилищному фонду, закрепленному на праве оперативного управления за Университет.
Однако основания для отнесения только части жилых помещений к специализированному жилищному фонду не указаны в распоряжении, таких оснований ни ответчики, ни третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> не привели, доказательств не представили.
По мнению суда, спорное жилое помещение только на том основании отнесено к специализированному жилому фонду, что на момент принятия приведенных решений Коробкин уже сотрудником Университет уже не являлся.
Однако, как предусматривал выше приведенный договор аренды, бывший работник Университет Коробкин жилое помещение не освободил, требований об освобождении им и членами его семьи спорного жилого помещения не предъявлялось владельцем, более того, он и члены его семьи не могли быть выселены из служебного жилого помещения в силу ст.107 ЖК РСФСР.
Согласно ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
На момент принятия решения уполномоченным лицом об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду – служебным жилым помещениям оно было обременено правами истцов и Коробкин, в связи с чем в нарушение закона отнесено к служебным жилым помещениям.
В силу изложенного суд считает, что иск следует удовлетворить.
Согласно справки Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № права на спорное жилое помещение не зарегистрированы.
Согласно справки МБУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение не приватизировано.
Согласно справок Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцами какие-либо объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
Согласно справок МП «Центр приватизации жилья от ДД.ММ.ГГГГ № и № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истицы жилых помещений в <адрес> не приватизировали.
Коробкин дал свое согласие, нотариально удостоверенное ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Д. (реестровый №), на приватизацию спорного жилого помещения без своего участия.
Таким образом, следует признать право собственности истцов на спорную квартиру по ? доли в праве каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать в порядке приватизации право собственности Коробкина и Коробкин по ? доли каждого на жилое помещение, расположенное по адресу: Россия, <адрес>, общей площадью 48,2 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения.
Председательствующий: