Дело № 2-3043/2011г.
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня2011г. Федеральный суд Центрального района г. Красноярска
В составе: председательствующего Сидоренко ЕА
С участием прокурора Лукке ТВ
При секретаре Буровой ВЮ,
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Квиткевич к администрации <адрес>, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, Министерству образования и науки <адрес> о возложении обязанности принять на учет детей-сирот, не имеющих жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском, заявленным в интересах Квиткевич РА к администрации <адрес> о возложении на администрацию <адрес> обязанности за счет краевого бюджета предоставить истцу на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м общей площади на территории <адрес>, к Министерству образования и науки <адрес> о возложении обязанности принять на истца учет детей-сирот, не имеющих жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Квиткевич отнесен к категории детей сирот. В 2007г. Квиткевич окончил школу № <адрес>, в 2010г. КГБОУ НПО СПЛ № <адрес>. Закрепленного жилого помещения истец не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ним не зарегистрированы. Однако до настоящего времени истец жильем не обеспечен. В настоящее время проживает у опекуна Квиткевич по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. <адрес> Луке и истец Квиткевич исковые требования поддержали в части иска к администрации <адрес> по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации г. <адрес> Мулярова, доверенность в деле, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, представила письменные возражения на иск, которые приобщены к материалам дела.
Представитель ответчика Министерства финансов <адрес> Попова, доверенность в деле, иск в части требований к Министерству об обеспечении истица жильем за счет средств краевого бюджета, а также о возложении обязанности поставить на учет считает необоснованным. Суду пояснила, что физическое лицо не является участником межбюджетных отношений, в связи с чем в данной части требования истцов не обоснованы. В Министерство истец предоставил не все документы для решения вопроса о постановке на учет, в связи с чем решение не принято. Письменные возражения приобщены к материалам дела.
Третье лицо Министерство финансов <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц,, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 17 Закона <адрес> края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г., дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором <адрес> края.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от 21.12.1996 года, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Указом Губернатора <адрес> края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от 21.08.2009 N 131-уг), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден указанным Указом Губернатора <адрес> края в соответствии с Законом <адрес> края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка», и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с п.1 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы представления площади жилого помещения муниципального жилого фонда», социальная норма - норма предоставления жилого помещения, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как установлено в ходе судебного разбирательства Квиткевич ДД.ММ.ГГГГ рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Квиткевич лишена родительских прав в отношении истца, а решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав отец истца Квиткевич.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации <адрес> истцу назначен опекун – Квиткевич, с которой истец проживает по настоящее время.
В настоящее время истец закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ним не зарегистрированы, что подтверждается материалами дела. Ответчик администрация <адрес> не представил на момент рассмотрения дела в суде доказательств исполнения обязательств по предоставлению жилья либо по наличию у истца иного жилого помещения в пользовании.
Таким образом, судом установлено, что Квиткевич в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, жилое помещение на условиях договора социального найма по месту жительства в <адрес> ему не предоставлялось.
Поскольку Законом <адрес> края от №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свои обязательства по предоставлению жилого помещения администрация <адрес> не исполнила, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах Квиткевич РА в части возложения на администрацию <адрес> обязанности по предоставлению на территории <адрес> жилого помещения площадью не ниже нормы предоставления.
Однако суд считает, что не подлежит возлагать на обязанность на администрацию <адрес> предоставить жилое помещение за счет средств краевого бюджета, поскольку в этом случае исполнение решения будет зависеть от межбюджетных отношений, что может сделать неопределенным момент исполнения решения или сделать его неисполнимым.
В своих возражениях администрация <адрес> ссылается на то, что нормы ст.8 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст.57 ЖК РФ должны применяться в совокупности. В соответствии с приведенными нормами между Министерством образования и науки <адрес> и администрацией города ежегодно заключается Соглашение, согласно которому Министерство обязуется предоставлять администрации города субвенции на реализацию закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно данному соглашению Субвенция предоставляется на приобретение жилых помещений для конкретных граждан (приложение 1 от ДД.ММ.ГГГГ).
Суд находит данные доводы не состоятельными, поскольку приведенным Соглашением предусмотрены субвенции в соответствии со списком лиц, которым жилые помещения будут приобретаться и предоставляться на основании судебных органов (п.2.1), получатель субвенции обязуется использовать средства по целевому назначению и предоставлять жилые помещения по договорам социального найма согласно спискам (п.2.3.3 и 2.3.5). С учетом права истца на внеочередное обеспечение жилой площадью, она вправе рассчитывает на получение жилья по договору социального найма, а вопросы финансового обеспечения реализации этого права могут быть разрешены в том числе в соответствии с приведенным соглашением.
Поскольку сторона истца требования к Министерству образования и науки <адрес> не поддерживает, то оснований для разрешения данных требований у суда не имеется.
На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> предоставить Квиткевич жилое помещение в <адрес> по договору социального найма площадью не менее 15 кв.м.
В остальной части требований прокурору <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г. Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: