Дело № 2-3042/2011г.
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2011г. Федеральный суд Центрального района г. Красноярска
В составе: председательствующего Сидоренко ЕА
С участием прокурора Луке ТВ
При секретаре Буровой ВЮ,
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Татаринцева к администрации <адрес>, Министерству образования и науки <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском, заявленным в интересах Татаринцева, к администрации <адрес>, Министерству образования и науки <адрес> о возложении на администрацию <адрес> обязанности за счет краевого бюджета предоставить истцу на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м общей площади на территории <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Татаринцева отнесена к категории детей сирот. В настоящее время жилым помещением не обеспечена, закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы.
Истица Татаринцева в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>, Луке исковые требования поддержала в по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации г. <адрес> Мулярова, доверенность в деле, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, представила письменные возражения на иск, которые приобщены к материалам дела.
Представитель Министерства финансов <адрес> Попова, доверенность в деле, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. Письменные возражения приобщены к материалам дела.
Третье лицо Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явилось, о судебном заседании извещено надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 17 Закона <адрес> края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г., дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором <адрес> края.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от 21.12.1996 года, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Указом Губернатора <адрес> края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 131-уг), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден указанным Указом Губернатора <адрес> края в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка», и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с п.1 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы представления площади жилого помещения муниципального жилого фонда», социальная норма - норма предоставления жилого помещения, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как установлено в ходе судебного разбирательства Татаринцева несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Мать Татаринцева ВВ умерла ДД.ММ.ГГГГ Отец в актовой записи о рождении истицы записан со слов матери.
Постановлением <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № отменена опека над истицей со стороны Архангельская, в связи с чем истица признана нуждающейся в государственной защите и была определена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Истица являлась воспитанником КГОУ «<адрес> детский <адрес>», находилась на полном государственном обеспечении с февраля 1995г. по август 2004г..
В 2005г. истица завершила обучение в Профессиональном лицее №, в котором обучалась с ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время истица закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы, что подтверждается сведениями Управления Россреестра по <адрес> и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и иными материалами дела.
Ответчик не представил на момент рассмотрения дела в суде доказательств исполнения обязательств по предоставлению жилья либо по наличию у истца иного жилого помещения в пользовании.
Таким образом, судом установлено, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жилое помещение на условиях договора социального найма по месту жительства в <адрес> ей не предоставлялось.
Поскольку Законом <адрес> края от №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свои обязательства по предоставлению жилого помещения администрация <адрес> не исполнила, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора, заявленные в интересах Татаринцева, в части возложения на администрацию <адрес> обязанности по предоставлению на территории <адрес> жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления.
В своих возражениях администрация <адрес> ссылается на то, что нормы ст.8 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст.57 ЖК РФ должны применяться в совокупности. В соответствии с приведенными нормами между Министерством образования и науки <адрес> и администрацией города ежегодно заключается Соглашение, согласно которому Министерство обязуется предоставлять администрации города субвенции на реализацию закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно данному соглашению Субвенция предоставляется на приобретение жилых помещений для конкретных граждан (приложение 1 от ДД.ММ.ГГГГ).
Суд находит данные доводы не состоятельными, поскольку приведенным Соглашением предусмотрены субвенции в соответствии со списком лиц, которым жилые помещения будут приобретаться и предоставляться на основании судебных органов (п.2.1), получатель субвенции обязуется использовать средства по целевому назначению и предоставлять жилые помещения по договорам социального найма согласно спискам (п.2.3.3 и 2.3.5). С учетом права истицы на внеочередное обеспечение жилой площадью, она вправе рассчитывает на получение жилья по договору социального найма, а вопросы финансового обеспечения реализации этого права могут быть разрешены в том числе в соответствии с приведенным соглашением.
Однако суд считает, что не подлежит удовлетворению требование в части возложения обязанности на администрацию <адрес> предоставить жилое помещение за счет средств краевого бюджета, поскольку в этом случае исполнение решения будет зависеть от межбюджетных отношений, что может сделать неопределенным момент исполнения решения или сделать его неисполнимым.
Поскольку требования к Министерству образования и науки истцом не заявлены, оснований для их разрешения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> предоставить Татаринцева жилое помещение в <адрес> по договору социального найма площадью не менее 15 кв.м.
В остальной части требований прокурору <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г. Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения.
Председательствующий: