Дело № 2-1920/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2011 года Федеральный суд Центрального района г.Красноярска
В составе: председательствующего - Сударьковой ЕВ
При секретаре - Васютиной ОА
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Департаменту <адрес>, о защите прав инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> и Департаменту <адрес> о защите прав инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. В заявлении просит обязать Муниципальное образование <адрес> в лице Администрации <адрес> и Департамента <адрес> обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, а именно – установить пандус на основном входе в Муниципальное образовательное учреждение « <данные изъяты>», расположенное по адресу <адрес> в <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель процессуального истца помощник прокурора <адрес> ТА поддержала предъявленные требования полностью по изложенным выше основаниям.
Представители ответчиков администрации <адрес> и Департамента <адрес> извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явились. Представитель администрации <адрес> представил в суд письменный отзыв по существу предъявленных требований в котором указал на необоснованно предъявленного иска, Дело просит рассмотреть в его отсутствие. Представитель <адрес> <адрес> об уважительности причин отсутствия суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора МОУ « <данные изъяты> в судебное заседание не явился, об уважительности причин отсутствия суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Третье лицо не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора местной организации Всероссийского общества инвалидов <адрес>, в судебное заседание не явился, об уважительности причин отсутствия суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Неисполнение ответчиком и третьими лицами процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет суду сделать вывод об отсутствии таковых что в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав доводы процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит предъявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что МОУ « <данные изъяты>», расположенное в <адрес> имеет центральный вход, из нескольких ступеней, который не оборудован пандусом для беспрепятственного доступа инвалида, передвигающегося на кресле- коляске, что не оспаривается участниками процесса и подтверждается фотографией центрального входа в здание школы.
Статьей 17 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).
Согласно ст.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.07.1995г., ред. от 28.04.2009) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ст.15 приведенного закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям)…
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из принципов градостроительного законодательства РФ.
Требования доступности для инвалидов и других маломобильных групп посетителей определены в Своде правил по проектированию и строительству СП 31-102-99, утвержденном Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999г. №73. Согласно п.4.2 указанного свода основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания) всех категорий граждан. В соответствии с п.12.3 подраздела «Здания учреждений образования» указанного Свода правил (таблица 12.1 – общие требования к зданиям учебных учреждений) подъем на площадку крыльца в учреждениях общего и начального профессионального образования необходимо оборудовать пандусом.
Согласно п.5.1 Свода правил проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. На входных площадках и портиках должны быть оборудованы на транспортно-пешеходных пандусах полосы движения для пешеходов и инвалидов на креслах-колясках (таблица 8.1 п.2.3 Свода правил).
Бездействие ответчиков, которые не обеспечили беспрепятственный доступ детей-инвалидов и маломобильных групп населения к образовательному учреждению, нарушает гарантированные ст.17 Конституции РФ права указанных лиц.
Не предоставление местным бюджетам субвенций не является основанием для освобождения Муниципального образования - <адрес> в лице ее органов от обязанностей обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
Департамент <адрес> является надлежащими ответчиком по делу, так как осуществляет полномочия собственника, а также регулирование взаимоотношений сторон по поводу владения, пользования и распоряжения имущества, переданного в оперативное управление учреждению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Департамент <адрес> обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры – путем оборудования пандусом основного входа в Муниципальное образовательное учреждение « <данные изъяты>», расположенного в <адрес> за счет средств бюджета <адрес> в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке, в течение десяти дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме в <адрес>вой суд через Центральный районный суд.
Председательствующий: