№ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 июня 2011 года г. Красноярск Центральный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Дуниной О.А., при секретаре Юдиной О.С., с участием прокурора Волкова И.А., представителя ответчика ДМИЗО администрации г. Красноярска Петрушиной Н.Ю., представителя ответчика Министерства культуры Красноярского края Совковой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Министерству культуры Красноярского края о признании незаконными бездействия в части не изготовления паспорта, не установления охранной зоны и ее границ в отношении объекта культурного наследия по <адрес> в г. Красноярске, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Красноярска обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что согласно информации Министерства культуры Красноярского края объект недвижимости по <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения (<данные изъяты> ), внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на основании решения крайисполкома №346 от 24 декабря 1986 года. Исходя из информации Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска на объект недвижимости по <адрес> зарегистрировано право собственности, информация о паспорте объекта культурного наследия, данные о закреплении зоны охраны объектов, установлении границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования отсутствуют. Администрацией г. Красноярска в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не выполнены требования Закона об охране объектов культурного наследия в части изготовления паспорта, установления зоны охраны и ее границ, объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> Просит суд: признать незаконными бездействие Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в части не изготовления паспорта, не установления охранной зоны и ее границ в отношении объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске; обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска изготовить паспорт объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске; обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска подготовить проект зоны охраны объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске; зарегистрировать право собственности на объект культурного наследия в установленном законом порядке. Прокурор г. Красноярска уточнил исковые требования и просил суд: признать незаконными бездействие Министерства культуры Красноярского края в части не установления территории объекта культурного наследия, не изготовления паспорта объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске; обязать Министерство культуры Красноярского края установить границы территории объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске; обязать Министерство культуры Красноярского края оформить паспорт объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске; обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обратиться в Министерство культуры Красноярского края с заявлением об изготовлении паспорта объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске; обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска зарегистрировать право собственности на объект культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске. Прокурор г. Красноярска Волков И.А. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Петрушина Н.Ю. (доверенность от 24.02.2011 года), представитель ответчика Министерства культуры Красноярского края Совкова Ю.С. (доверенность от 01.02.2011 года) не признали исковые требования в полном объеме. Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Согласно ст.15 указанного закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. В силу ст.21 закона на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с приказом Росохранкультуры от 27 февраля 2010 года №27 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия» в паспорт объекта культурного наследия вносится наименование, дата и номер решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия, описание границ территории объекта культурного наследия. Согласно приказу Росохранкультуры от 21 июня 2010 года №100 паспорт объекта культурного наследия является основным учетным документом на объект культурного наследия, в который внесены сведения, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В отношении объекта культурного наследия федерального значения (за исключением объектов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой), объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения указывается вид акта, дата, номер и наименование решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы (границ) территории данного объекта культурного наследия. В точном соответствии с актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации приводится текстовое описание границы (границ) территории объекта культурного наследия, а также помещается таблица координат поворотных точек указанной границы (границ). В силу постановления Правительства Красноярского края от 7 августа 2008 года №32-п «Об утверждении Положения о министерстве культуры Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства культуры Красноярского края» к компетенции министерства культуры относится: определение характера использования территории достопримечательного места, ограничений на использование данной территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; организация проведения историко- культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти края или органа местного самоуправления; установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования. Судом установлено, что объект недвижимости по <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения (<данные изъяты> ), внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на основании решения крайисполкома №346 от 24 декабря 1986 года. На объект недвижимости по <адрес> зарегистрировано право собственности Муниципального образования –г. Красноярск (л.д.28). Информация о паспорте объекта культурного наследия, данные о закреплении зоны охраны объектов, установлении границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования отсутствуют. В силу ст.21 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изготовление паспорта на объект культурного наследия, расположенный по <адрес> в г. Красноярске, не входит в полномочия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, является компетенцией Министерства культуры Красноярского края. Министерством культуры Красноярского края не выполнены требования Закона об охране объектов культурного наследия в части изготовления паспорта, установления зоны охраны и ее границ объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес>. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Прокурора г. Красноярска об обязании Министерства культуры Красноярского края установить границы территории объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске, оформить паспорт объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске подлежат удовлетворению. Из материалов дела следует, что Правительством края утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия г. Красноярска» на 2010 -2012 годы», в рамках которой предусмотрено осуществление Министерством государственного учета и инвентаризации объектов культурного наследия г. Красноярска, определение границ их территорий, разработка проекта зон охраны, проведение государственной историко- культурной экспертизы и соответствующее финансирование на указанные мероприятия. Требования Прокурора г. Красноярска о признании незаконным бездействия Министерства культуры Красноярского края в части не установления территории, не изготовления паспорта объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске не подлежат удовлетворению. Требования Прокурора г. Красноярска об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обратиться в Министерство культуры Красноярского края с заявлением об изготовлении паспорта объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске не подлежат удовлетворению, поскольку действующий порядок выдачи паспорта объекта культурного наследия не предусматривает обращение органа местного самоуправления в орган охраны субъекта Российской Федерации. Требования Прокурора г. Красноярска об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска зарегистрировать право собственности на объект культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске не подлежат удовлетворению, поскольку право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора г. Красноярска удовлетворить частично. Обязать Министерство культуры Красноярского края установить границы территории объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске, оформить паспорт объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в г. Красноярске. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения-8 июня 2011 года. Председательствующий О.А.Дунина