Дело № 2-2072/2011 Р е ш е н и е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 03 июня 2011 года Федеральный суд Центрального района гор. Красноярска В составе: председательствующего - Сударьковой ЕВ При секретаре - Васютиной ОА Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления <данные изъяты> к ГОУ <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и устранении нарушений норм санитарно- эпидимиологического законодательства, У с т а н о в и л : Управление <данные изъяты> предъявило в суде иск к ГОУ <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений норм санитарно – эпидимиологического законодательства. Свои требования истец мотивировал тем, что в соответствии с актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в отношении ГОУ <данные изъяты> по результатам проведенной плановой выездной проверки были выявлены следующие нарушения санитарного законодательства : 1. Нарушения требований ст. 10 Федерального закона от 09.01.1996 2. Нарушения требований п. 2.11 СП 2.6.1.1282-03 «Гигиенические ХТД и БТ Центра коллективного пользования приборами по проблемам химико-лесного комплекса. По указанному правонарушению в отношении ГОУ <данные изъяты> был составлен протокол об административном правонарушении от 25.12.2009 г. № 5640 по ст. 6.3 КоАП РФ. 14 января 2010 года в отношении ответчика заместителем руководителя Управления <данные изъяты> было вынесено постановление № 74 о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей за выявленные нарушения требований санитарного законодательства. В этот же день ответчику было выдано предписание № 76/з об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 01 декабря 2010 года. С целью проверки исполнения предписания в отношении ответчика была проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения № 4822 от 20.12.2010 г. о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица), в ходе которой было установлено, что предписание не исполнено. По факту неисполнения ранее выданного предписания в отношении ответчика, 28.12.2010 г. был составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Определением от 31.12.2010 года № 7985 «О передаче материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности» материалы дела переданы на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № в <адрес>. Таким образом, Ответчик продолжает нарушать вышеуказанные требования норм действующего санитарного законодательства Российской Федерации, в результате чего нарушаются законные интересы преподавателей и учащихся, неопределенного круга лиц, так как: Отсутствие лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатацию и хранение растрового электронного микроскопа РЭМ 100У, как документов, удостоверяющих соответствие санитарным правилам и нормативам, может повлечь хранение аппарата в условиях не соответствующих санитарным нормами и правилам и привести к утере и (или) необоснованному переоблучению населения, из-за возможного несанкционированного доступа к рентгеновскому микроскопу и (или) иного применения в других целях (перемещение, перевозка и др.) Просит признать бездействие ГОУ <данные изъяты>», выраженное в неисполнении требований ст. 10 Федерального закона от 09.01.1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 3.4.1 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ- 99/2010)» в части отсутствия лицензии на деятельность в области хранения источников ионизирующего излучения (генерирующих) растрового электронного микроскопа РЭМ ШОУ; - требований п. 2.11 СП 2.6.1.1282-03 «Гигиенические требования к Обязать ответчика устранить нарушения требований ст. 10 Федерального закона от 09.01.1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 3.4.1 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ- 99/2010)» в части получения лицензии на деятельность в области хранения источников ионизирующего излучения (генерирующих) в отделе регистрации и лицензирования Управления <данные изъяты> с предоставлением лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) в срок до 01.06.2011 года. - требований п. 2.11 СП 2.6.1.1282-03 «Гигиенические требования к микроскопа РЭМ 100У в отделе надзора по радиационной гигиене Управления <данные изъяты> с предоставлением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам условий эксплуатации и хранения рентгеновского микроскопа в срок до 01.06.2011 года. В судебном заседании представители истца Коваленко НА, действующая на основании доверенности от 14 января 2011 года за № ДВ -402, и Смирнов АВ от 08 сентября 2010 года за № СК-20045 предъявленные требования поддержали полностью по изложенным выше основаниям. Просят изменить срок устранения нарушений и определить его до 31 декабря 2011 года. Представитель ответчика Лысцова НП действующая на основании доверенности от 12 июля 2010 года предъявленные истцом требования признала в части устранения нарушений санитарного законодательства, в части признания бездействия незаконным требования считает не обоснованными, так как работа по получению лицензии на источник ионизирующего излучения начата и сроки ее проведения от ответчика не зависят. Выслушав доводы участников процесса исследовав материалы дела, суд находит предъявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 11 ФЗ от 30 марта 1999 года за № 52-ФЗ « О санитарно- эпидимиологическом благополучении населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидимиологических заключений осуществляющих государственный санитарно- эпидимиологический надзор должностных лиц. Согласно ст. 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 107 от 25 февраля 2004 года для получения специального разрешения (лицензии) на право хранения источника ионизирующего излучения необходимо предоставить следующий перечень документов: 1. Заявление о предоставлении лицензии с указанием: а) наименования юридического лица: б) организационно-правовой формы; в) места нахождения юридического лица; г) места нахождения территориально обособленных подразделений и объектов юридического лица, используемых для осуществления лицензируемой деятельности (если имеются); д) лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо намерено осуществлять с указанием видов источников ионизирующего излучения. 2. Копию учредительного документа (устав, положение). 3. Копию документа, подтверждающего факт внесения записи о 4. Копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в 5. Перечень радиационных источников (подписанный руководителем и а) правоустанавливающих документов на радиационные источники б) санитарно-эпидемиологических заключений на радиационные в) санитарно-эпидемиологических заключений на условия работы (эксплуатацию, хранение, размещение, техническое обслуживание) с радиационными источниками; 6. Копию лицензии на медицинскую деятельность (для соискателей 7. Копию документов, подтверждающих соответствие работников В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что 14 января 2010 года в ГОУ <данные изъяты> специалистами управления <данные изъяты> была проведена плановая проверка выполнения ответчиком требований санитарно- эпидимиологического законодательства в области осуществления работ с источником ионизирующего излучения. В соответствии с актом проверки № 703 от 14.01.2010 года, были выявлены следующие нарушения санитарного законодательства: 1. Нарушения требований ст. 10 Федерального закона от 09.01.1996 2. Нарушения требований п. 2.11 СП 2.6.1.1282-03 «Гигиенические ХТД и БТ Центра коллективного пользования приборами по проблемам химико-лесного комплекса. По указанному правонарушению в отношении ГОУ <данные изъяты> был составлен протокол об административном правонарушении от 25.12.2009 г. № 5640 по ст. 6.3 КоАП РФ. 14 января 2010 года в отношении ответчика заместителем руководителя Управления <данные изъяты> было вынесено постановление № 74 о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей за выявленные нарушения требований санитарного законодательства. В этот же день ответчику было выдано предписание № 76/з об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 01 декабря 2010 года. С целью проверки исполнения предписания в отношении ответчика была проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения № 4822 от 20.12.2010 г. о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица), в ходе которой было установлено, что предписание не исполнено. По факту неисполнения ранее выданного предписания в отношении ответчика, 28.12.2010 г. был составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Определением от 31.12.2010 года № 7985 «О передаче материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности» материалы дела переданы на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № в <адрес>. На основании постановления мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ГОУ <данные изъяты> было привлечено к административной ответственности за нарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 10000 рублей. Установленные по делу обстоятельства, кроме объяснений участников процесса подтверждаются распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 03 декабря 2009 года за № 4697, актом проверки № 703 от 14 января 2010 года, протоколом об административном правонарушении № 5640 от 25 декабря 2009 года, постановлением по делу об административном правонарушении № 74 от 14 января 2010 года, предписанием № 76/з от 14 января 2010 года, распоряжением № 4822 от 20 декабря 2010 года, актом проверки № 3895 от 28 декабря 2010 года, другими материалами дела, исследованными в суде. Исследованными по делу доказательствами установлено, что ответчик с 2009 года не устранил выявленных нарушений требований санитарного законодательства, в результате чего нарушаются законные интересы преподавателей и учащихся, неопределенного круга лиц, так как отсутствие лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатацию и хранение растрового электронного микроскопа РЭМ 100У, как документов, удостоверяющих соответствие санитарным правилам и нормативам, может повлечь хранение аппарата в условиях не соответствующих санитарным нормами и правилам и привести к утере и (или) необоснованному переоблучению населения, из-за возможного несанкционированного доступа к рентгеновскому микроскопу и (или) иного применения в других целях (перемещение, перевозка и др). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Санитарные правила 2.6.1.1282-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации источников, генерирующих рентгеновское излучение при ускоряющем напряжении от 10 до 100 кВ» являются нормативным документом, устанавливающим гигиенические требования и нормативы по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при разработке, производстве, транспортировании, хранении, монтаже, использовании, ремонте, демонтаже и утилизации приборов и установок (аппаратов), являющихся источниками рентгеновского излучения при ускоряющем напряжении от 10 до 100 кВ (п. 1.2). Правила обязательны для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от их подчиненности и формы собственности, деятельность которых связана с источниками низкоэнергетического рентгеновского излучения (п. 1.3). Правила распространяются, в том числе и на рентгеновские микроскопы (п. 1.4). Указанные факты стали возможными, из-за бездействия ответчика, не принятия соответствующих мер к недопущению данных нарушений санитарного законодательства. Отсутствие лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатацию и хранение растрового электронного микроскопа РЭМ 100У, как документов, удостоверяющих соответствие санитарным правилам и нормативам, может повлечь хранение аппарата в условиях не соответствующих санитарным нормами и правилам и привести к утере и (или) необоснованному переоблучению населения, из-за возможного несанкционированного доступа к рентгеновскому микроскопу и (или) иного применения в других целях (перемещение, перевозка и др.). На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Признать незаконным бездействие ГОУ <данные изъяты> по не устранению нарушений требований ст. 10 ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 3.4.1 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности Обязать ГОУ <данные изъяты> в срок до 31 декабря 2011 года получить в Управлении <данные изъяты> санитарно- эпидимиологическое заключение на условия эксплуатации и хранения растрового микроскопа РЭМ 100У. Обязать ГОУ <данные изъяты> в срок до 31 декабря 2011 года получить в Управлении <данные изъяты> лицензию на деятельность в области хранения ( генерирующих) источников ионизирующего излучения. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10- ти дней с момента его принятия в окончательной форме. Председательствующий:
года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 3.4.2 СП
2.6.1.799-99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной
безопасности (ОСПОРБ-99)», в части отсутствия специального разрешения
(лицензии) на право хранения и эксплуатации источника ионизирующего
излучения (растрового электронного микроскопа РЭМ 100У) в лаборатории
кафедры химической технологии древесины (ХТД) и биотехнологии (БТ)
Центра коллективного пользования приборами по проблемам химико-
лесного комплекса.
требования к эксплуатации источников, генерирующих рентгеновское
излучения при ускоряющем напряжении от 10 до 100 кВ», п. 3.4.3 СП
2.6.1.799-99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной
безопасности (ОСПОРБ-99)», в части отсутствия действующего санитарно-
эпидемиологического заключения на условия эксплуатации и хранения
(растрового электронного микроскопа РЭМ 100У) в лаборатории кафедры
эксплуатации источников, генерирующих рентгеновское излучения при
ускоряющем напряжении от 10 до 100 кВ», п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10
«Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности
(ОСПОРБ- 99/2010)», в части отсутствия действующего санитарно-
эпидемиологического заключения на условия эксплуатации и хранения
(растрового электронного микроскопа РЭМ 100У) в лаборатории кафедры
ХТД и БТ Центра коллективного пользования приборами по проблемам
химико-лесного комплекса; противоправным.
эксплуатации источников, генерирующих рентгеновское излучения при
ускоряющем напряжении от 10 до 100 кВ», п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10
«Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности
(ОСПОРБ- 99/2010)», в части получения санитарно-эпидемиологического
заключения на условия эксплуатации и хранения растрового электронного
юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.
налоговом органе с указанием идентификационного номера
налогоплательщика.
заверенный печатью), которые соискатель лицензии предполагает
использовать, с приложением копий:
(документы, подтверждающие факт законного владения, пользования или
распоряжения источником ионизирующего излучения соискателем
лицензии);
источники или документы, подтверждающие согласование государственной
санитарно-эпидемиологической службой производства или эксплуатации
данных конкретных источников ионизирующего излучения (гигиеническое
заключение, гигиенический сертификат, санитарный паспорт и т.п.);
лицензии, использующих радиационные источники медицинского и лечебно-
диагностического назначения).
лицензионным требованиям и условиям, заверенные отделом кадров
(дипломы об образовании, удостоверения о повышении квалификации,
сертификаты специалиста, квалификационные удостоверения и т.д.).
года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 3.4.2 СП
2.6.1.799-99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной
безопасности (ОСПОРБ-99)», в части отсутствия специального разрешения
(лицензии) на право хранения и эксплуатации источника ионизирующего
излучения (растрового электронного микроскопа РЭМ 100У) в лаборатории
кафедры химической технологии древесины (ХТД) и биотехнологии (БТ)
Центра коллективного пользования приборами по проблемам химико-
лесного комплекса.
требования к эксплуатации источников, генерирующих рентгеновское
излучения при ускоряющем напряжении от 10 до 100 кВ», п. 3.4.3 СП
2.6.1.799-99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной
безопасности (ОСПОРБ-99)», в части отсутствия действующего санитарно-
эпидемиологического заключения на условия эксплуатации и хранения
(растрового электронного микроскопа РЭМ 100У) в лаборатории кафедры
(ОСПОРБ- 99/2010)» в части отсутствия лицензии на деятельность в области
хранения источников ионизирующего излучения (генерирующих)
растрового электронного микроскопа РЭМ 100У, а также требований п. 2.11 СП 2.6.1.1282-03 «Гигиенические требования к эксплуатации источников, генерирующих рентгеновское излучения при ускоряющем напряжении от 10 до 100 кВ», п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности
(ОСПОРБ- 99/2010)», в части отсутствия действующего санитарно-
эпидемиологического заключения на условия эксплуатации и хранения
(растрового электронного микроскопа РЭМ 100У) в лаборатории кафедры
ХТД и БТ Центра коллективного пользования приборами по проблемам
химико-лесного комплекса.