меры соц.поддержки



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2011 года г.Красноярск

Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в составе:

председательствующего – Сенькиной Е.М.

при секретаре - Зыряновой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иланского района Красноярского края в интересах Шульга С.Ф. к министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Иланского района Красноярского края в интересах Шульги С.И. обратился в суд с иском к министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что Шульга С.И., являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в жилом помещении, обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей ЕДВ на приобретение жилого помещения. 16.07.2010г. учетное дело в отношении Шульга С.И. возращено министерством со ссылкой на ухудшение ею своих жилищных условий. Такие основания отказа в предоставлении ЕДВ считают незаконными, поскольку ее переезд в 2009 году из п.Абан в г.Иланский и проживание в принадлежащем ее сыну жилом доме являлось вынужденной мерой и непосредственно с распоряжением какой-либо собственностью не связаны. Более того, право на соответствующие меры социальной поддержки возникло у Шульга С.И. лишь с 09.01.2010г., поскольку до 01.03.2005г. она на учете нуждающихся в жилом помещении не состояла. Указанные обстоятельства нуждаемости в жилом помещении послужили основанием для признания истца таковым соответствующим решением жилищной комиссии администрации г.Иланский от 18.02.2010г. Просят возложить на ответчика обязанность по предоставлению Шульга С.И. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г.Красноярска Полянская Е.Н. поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям, пояснив, что Шульга С.И. обоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет, поскольку дом в п.Абан ей не принадлежал, иного жилого помещения истец на праве собственности, по договору социального найма не имеет. Какого-либо намеренного ухудшения своих жилищных условий не усматривается, т.к. переезд был вынужденным. Оснований считать совместно проживающих с Шульгой С.И. родственников членами семьи не имеется. Решение органа местного самоуправления о постановке истца на учет не издавалось, поскольку на тот момент постановка оформлялась только решением жилищной комиссии.

Истец Шульна С.И. в судебное заседание не явилась, обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика министерства социальной политики Красноярского края Бордулева В.А. (доверенность от 27.12.2010г. №14231-07) исковые требования считает необоснованными, поскольку истец, проживая в принадлежащем ее сыну жилом доме на правах члена семьи ее собственника, не относится к категории лиц, нуждающихся в жилом помещении, поскольку имеет равные с собственником права пользования. При постановке Шульга С.И. на учет нуждающихся в жилом помещении нарушен соответствующий порядок принятия на учет, поскольку не издано решение органа местного самоуправления. Более того, отсутствует подтверждение того, что дом по адресу <адрес> не принадлежал истцу, а также того, что на территории Абанского района истцу не предоставлялось жилое помещение. Непосредственно на рассмотрение комиссии учетное дело в отношении Шульга С.И. не предоставлялось.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу статьи 2 ФЗ от 06.05.2010 N 79-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», указанные выше положения статьи 4 распространяются на правоотношении, возникшие с 01.01.2010г.

На основании ст.23.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1).

В силу ст.4 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.

Пунктом 6 ст.1 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" действие данного закона распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Статьей 7 указанного Закона регламентирован порядок принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, предусматривающий издание министерством приказа по итогам рассмотрения созданной им комиссией заявления и документов.

Как установлено по данному делу истец Шульга С.И., 28.09.1929г.рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны. Решением жилищной комиссии администрации г.Иланский Иланского района Красноярского края от 18.02.2010г. Шульга С.И. признана нуждающейся в жилом помещении. 13.07.2010г. в министерство социальной политики Красноярского края представлено учетное дело в отношении Шульга С.И. на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, которое возвращено последним без рассмотрения со ссылкой на ухудшение истцом своих жилищных условий. Упомянутой выше комиссией министерства учетное дело не рассматривалось, какого-либо приказа по данному вопросу министерством не издавалось.

Однако, судом не установлено предусмотренных законом оснований для признания правомерным отказа ответчика в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.

Согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. (ч.1). Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.(ч.2). Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.(п.7).

Как следует из материалов дела истец Шульга С.И. проживает в принадлежащем ее сыну Завалишину В.В. жилом доме по <адрес> с 14.05.2009г. на условиях безвозмездного пользования.

Между тем, сам по себе факт родства между истцом и ее сыном, являющимся собственником квартиры, не позволяет сделать вывод о наличии у истца не ограниченного волеизъявлением собственника права пользования квартирой, как, в свою очередь, и право собственности сына истца не может быть бессрочно и безусловно ограничено правом пользования квартирой истцом.

В данных правоотношениях между истцом и ответчиком положения ст.51 ЖК РФ не могут рассматриваться в отрыве от регламентированных соглашением с собственником квартиры условий пользования ею членом семьи собственника, а право устанавливать такие условия предусмотрено ч.2 ст.31 ЖК РФ.

Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Однако, по состоянию на 14.05.2009г. Шульга С.И. не относилась к категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, поскольку на учет нуждающихся в жилом помещении до 01.03.2005г. поставлена не была.

С учетом изложенного не имеется оснований расценивать переезд истца из <адрес> как умышленные и недобросовестные действия по ухудшению жилищных условий. При этом, не имеет правового значения на каком праве Шульга С.И. проживала в жилом помещении в п.Абан.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец относится к категории нуждающихся в жилом помещении, поскольку не имеет жилого помещения ни как собственник, ни как член семьи собственника.

Соответственно, истец имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах».

Ссылки представителя ответчика на отсутствие соответствующего решения органа местного самоуправления о постановке истца на учет не могут быть приняты во внимание судом, поскольку непосредственно от истца не зависит издание такого решения.

Принимая во внимание, что в силу приведенных выше положений нормативных актов, ответчик в зависимости от волеизъявления ветерана при положительном решении комиссии издает приказ о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, на министерство социальной политики Красноярского края следует возложить обязанность по изданию соответствующего приказа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать министерство социальной политики Красноярского края посредством издания приказа предоставить Шульга С.Ф. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г.Красноярска.

Председательствующий

Копия верна.Судья Е.М.Сенькина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200