Дело №2-1026/2011 копия Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 февраля 2011 года Центрального района г.Красноярска в составе председательствующего судьи Голубевой Н.Н. с участием прокурора Полянской Е.Н. при секретаре Масаловой О.А. при участии представителя ответчика – Министерства социальной политики <адрес> Садовской Е.Ю. (доверенность от 27.12.2010г.), представителя третьего лица – Администрации <адрес> – Старицыной Т.С. (доверенность от22.12.2009г.), Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах Черепанова ЕИ к Министерству социальной политики <адрес> о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Черепановой Е.И. и просит признать решение Министерства социальной политики <адрес> об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Черепановой Е.и. незаконным и обязать министерство социальной политики предоставить Черепановой Е.И. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Заявленные в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Черепановой Е.И. требования прокурор мотивирует тем, что Черепанова Е.И. является вдовой участника Великой Отечественной Войны, проживает в <адрес>.7 по <адрес> в <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее дочери Черепановой А.В. Истица признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке и 25.05.2010г. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, однако ей в этом было отказано со ссылкой на то, истица проживает совместно с дочерью в квартире, принадлежащей дочери на праве собственности. Данный отказ Министерства социальной политики является незаконным, поскольку проживание вдовы участника ВОВ Черепановой Е.И. совместно с дочерью в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности, не является препятствием к реализации Черепановой Е.И. своего права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением. В судебном заседании прокурор полностью поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям. Истица Черепанова Е.И. в судебное заседание не явилась, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель ответчика - Министерства социальной политики <адрес> Садовская Е.Ю. иск не признала, ссылаясь на необоснованность заявленных требований. По мнению ответчика Черепанова Е.И. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает. Фактом имеющим юридическое значение, является факт нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий, а не факт принятия ее органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Заключенный 22.01.2010г. между Черепановой Е.И. и ее дочерью Черепановой А.В. договор безвозмездного пользования жилым помещением, устанавливающий между собственником жилого помещения и членом его семьи иной порядок пользования жилым помещением, отличный от указанного в ч.2 ст. 31 ЖК РФ, не влечет прекращение семейных отношений между ними. По мнению ответчика, Черепанова Е.И. умышленно ухудшила жилищные условия, что привело к обращению прокурора в суд с настоящим иском. В материалы дела представлен письменный отзыв – л.д. л.д. 49 – 55. Представитель третьего лица без самостоятельных требований - Администрации <адрес> Старицына Т.С. (доверенность №4359 от 22.12.2009г.) исковые требования считает обоснованными, поскольку истица правомерно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и относится к числу лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из содержания п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, в том числе в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; Согласно статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от 06.05.2010 №79-ФЗ, изменения, внесенные в подпункт 4 пункта 1 данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 года. В соответствии со ст. 23.2 вышеназванного Закона: 1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Как следует из содержания п.3 ст. 23.2 Закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц <адрес>, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьей 4 Закона Красноярского края « от 18.02.2010 года №10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярскому крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства. Согласно п.6 ст.1 Закона Красноярского края от 18.02.2010 года №10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярскому крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», действие данного закона распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Статьей 7 указанного Закона Красноярского края регламентирован порядок принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, предусматривающий издание министерством приказа по итогам рассмотрения созданной им комиссией заявления и документов. В ходе судебного разбирательства по данному делу установлено, что Черепанова Е.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с чем в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении по категории вдова участника Великой Отечественной войны. 25 мая 2010года обратилась с заявлением в Министерство социальной политики <адрес> с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. Однако, ей в этом было отказано без законных оснований. Как видно по делу, истица Черепанова Е.И. проживает и с 02.03.2010г. состоит на регистрационном учете по месту жительства в двухкомнатной <адрес> в <адрес>, общей площадью 45,1 кв.м, принадлежащей на праве собственности ее дочери Черепановой А.В. на основании договора купли – продажи от 26.10.2009г. (копия договора купли – продажи – л.д. 21 – 22, выписка из технического паспорта - л.д. 23 – 25, выписка из домовой книги и ФЛС – л.д. 27). Ранее истица проживала по адресу: <адрес>, м-н Ленинградский, <адрес>. собственником жилого помещения являлись Черепанова А.В. и Черепанова А.А. С регистрационного учета по данному адресу истица снята 22.12.2009г. Также по делу установлено, что занимаемое до этого жилое помещение - ? доля в праве общей долевой собственности на однокомнатную квартиру общей площадью 31,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, советский микрорайон, <адрес>, по договору купли продажи от 22.02.2004 было продано истицей и вторым участником общей долевой собственности – Черепановой А.В. за 200000 рублей (л.д. 19 – 20 – копия договора купли – продажи), Между собственником жилого помещения, где в настоящее время проживает истица (Черепановой А.В.) и истицей Черепановой Е.и. достигнуто соглашение о порядке пользования жилым помещением по <адрес> – 16 (л.д. 28 – договор от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому в безвозмездное пользование Черепанова ЕИ передана комната площадью 10,2 кв.м. Как следует из имеющихся в деле справок Управления социальной поддержки населения МО <адрес> (л.д. 29), администрации <адрес> (л.д. 30), Администрации <адрес> (л.д. 31), жилое помещение Черепановой Е.И. не предоставлялось, субсидия не назначалась. Распоряжением Администрации <адрес> от 19.05.2010г. №401 (л.д. 32 – 33) Черепанова Е.И. признана нуждающейся в жилом помещении по категории граждан из числа членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и включена в список имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Решением комиссии по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов Великой Отечественной войны и по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией долгосрочной целевой программы «Дополнительные меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» на 2009 – 2010 годы, от 08.10.2010г.№40 (л.д. 36 – копия), предложено Министерству социальной политики <адрес> отказать Черепановой Е.И. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. Однако, с учетом изложенного, предусмотренных законом оснований для признания правомерным отказа ответчика в предоставлении истице единовременной денежной выплаты на приобретение жилья не имеется. Согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (ч.1). Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.2). В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истица в настоящее время проживает в квартире своей дочери – Черепановой А.В. (собственник) на условиях безвозмездного пользования и сам факт ее родства с собственником квартиры не может повлиять на характер сложившихся отношений по пользованию жилым помещением. Данное обстоятельство не влечет возникновение у истицы безусловного и не ограниченного волеизъявлением собственника права пользования указанной квартирой, поскольку законных оснований для ограничения права собственности на данное жилое помещение Черепановой А.В. не имеется. Доводы стороны ответчика относительно намеренного ухудшения истицей своих жилищных условий безосновательны, поскольку принадлежащее ей жилое помещения (доля в праве) продана до принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от 06.05.2010 №79-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2010. Иных доказательств ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах имеются все основания для вывода о нуждаемости истицы в жилом помещении. Именно отсутствие у истицы нуждаемости в жилом помещении послужило основанием к отказу в предоставлении мер социальной поддержки. Поскольку заявление истицы о предоставлении единовременной денежной выплаты вместе с приложенными к нему документами было принято в установленном порядке 25.05.2010г. (л.д. 34 – 35), а оснований для принятии решения об отказе в удовлетворении ее заявления у ответчика не имелось, то суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и считает необходимым удовлетворить требования о возложении на ответчика обязанности по предоставлению истице единовременной денежной выплаты в установленном законом порядке. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора <адрес>, предъявленные в интересах Черепанова ЕИ, удовлетворить. Обязать Министерство социальной политики <адрес> предоставить Черепанова ЕИ единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд г. Красноярска Председательствующий: Копия верна. Судья: Секретарь: Решение вступило в законную силу «___»______________ 20___г. Судья: Секретарь: