Гражданское дело № 2-3315/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 мая 2011 года г. Красноярск Федеральный суд Центрального района г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Поляковой Т.П. при секретаре Сударевой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <данные изъяты> действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным в части Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории г. Красноярска, утвержденного постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009г. № 287, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать недействительным в части Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории г. Красноярска, утвержденного постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009г. № 287. Свои требования мотивировал тем, что Постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009 № 287 утверждено Положение о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска (далее по тексту Положение). Согласно пункту 1.3 Положения муниципальный лесной контроль - это деятельность уполномоченного органа по организации и проведению проверок выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований лесного законодательства. Пунктом 1.2. Положения установлено, что муниципальный лесной контроль осуществляет муниципальное учреждение города Красноярска - «Г» (уполномоченный орган). Таким образом, действующим Положением регулируется порядок осуществления муниципальным учреждением администрации города «Г» муниципального лесного контроля в отношении как физических лиц (граждан), так и в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что не соответствует требованиям Федерального закона 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор муниципального контроля» (далее по тексту «Закон»). Просит суд признать противоречащими Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзора) и муниципального контроля» и недействующими пункты 1.2., 1.3 Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска, утвержденного постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009 № 287, в части установления полномочий по осуществлению муниципального лесного контроля муниципальным учреждением «Г» в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В судебном заседании старший помощник прокурора <данные изъяты> - Зайцева Д.В. полномочия проверены, поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям. Представитель администрации <данные изъяты> – Мулярова О.П. (доверенность в деле) заявленные требования считает не обоснованными. Считает, что рассматриваемая норма Положения не противоречит действующему законодательству. Просит в удовлетворении заявления прокурору отказать. Представитель МКУ Г» - Филиппова ЕА (доверенность в деле) возражала против заявленных требований, представила суду письменные возражения, которые поддержала в судебном заседании в полном объеме. Просит в удовлетворении требований отказать. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правого акта противоречащим закону полностью или в части. Пунктом 7 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» предусмотрено, что при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом. В соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также законом, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Как было установлено в судебном заседании, прокуратурой <данные изъяты> в результате осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов 03.02.2011г. принесен протест на пункты 1.2., 1.3 Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска, утвержденного постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009 № 287, в части установления полномочий по осуществлению муниципального лесного контроля муниципальным учреждением «Г» в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно ответу администрации г. Красноярска от 16.02.2011г. № 01-533 протест в указанной части отклонен, что явилось основанием для предъявления настоящего заявления в суд. В соответствии со ст. 98 Лесного кодекса РФ на территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляется органами местного самоуправления в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 32 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального лесного контроля и надзора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со статьей 66 Устава город Красноярск вправе в соответствии с законом создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов городского значения. Администрация города определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений. В целях осуществления деятельности по организации централизованного управления городскими лесами, зелеными зонами парков и скверов города, в соответствии с постановлением администрации города Красноярска от 19.11.2008 № 554 было создано муниципальное учреждение города Красноярска «Г». В соответствии с распоряжением администрации города Красноярска от 17.01.2011 № 10-ж «О создании муниципального казенного учреждения города Красноярска «Г» тип муниципального учреждения «Г» изменен. Устав МКУ «Г» утвержден распоряжением администрации города Красноярска от 08.02.2011 № 347-недв «Об утверждении Устава муниципального казенного учреждения города Красноярска «Г» (далее - Устав), опубликован в газете «Н» от 18.02.11 № 23. В соответствии с пунктом 1.6 Устава - учредителем учреждения является муниципальное образование - город Красноярск, в лице администрации города Красноярска. Постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009 № 287 утверждено Положение о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска (далее по тексту Положение). Указанное постановление опубликовано в газете «Н» N 118 от 12.08.2009. Из преамбулы Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска следует, что последнее принято в целях осуществления муниципального лесного контроля и надзора на территории города Красноярска, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекс Российской Федерации", Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно пункту 1.3 Положения муниципальный лесной контроль - это деятельность уполномоченного органа по организации и проведению проверок выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований лесного законодательства. Пунктом 1.2. Положения установлено, что муниципальный лесной контроль осуществляет муниципальное учреждение города Красноярска - «Г» (уполномоченный орган). Таким образом, действующим Положением регулируется порядок осуществления муниципальным учреждением администрации города «Г» муниципального лесного контроля в отношении как физических лиц (граждан), так и в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что не соответствует требованиям Федерального закона 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор муниципального контроля» (далее по тексту «Закон») по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона - муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Статьей 3 Закона закреплено, что одним из принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа муниципального контроля и их должностных лиц. Согласно ст. 6 Закона определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования. В соответствии с пунктом 2.1 ст. 45 Устава города Красноярска администрация города в лице уполномоченных органов организует и осуществляет в рамках своей компетенции муниципальный контроль. Реализуя указанные полномочия, администрация города определяет структуру, полномочия, функции и порядок деятельности уполномоченных органов, принимает административные регламенты проведения контрольных проверок. Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что осуществление муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможно с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» только органами местного самоуправления в лице уполномоченных органов и их должностных лиц. Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относятся представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абзац 39 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ). Основной деятельностью казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждения (статья 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Муниципальное учреждение «Г» к органам местного самоуправления не относится, следовательно им не могут осуществляться мероприятия по муниципальному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В связи с изложенным, пункты 1.2., 1.3. в части осуществления муниципальным учреждением муниципального лесного контроля в отношении субъектов, на которых распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», противоречат требованиям указанного закона. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом. Суд считает необходимым признать противоречащими Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзора) и муниципального контроля» и недействующими пункты 1.2., 1.3 Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска, утвержденного постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009 № 287, в части установления полномочий по осуществлению муниципального лесного контроля муниципальным учреждением «Г» в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п.п. 6 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с администрации г. Красноярска подлежит взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2000 руб. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать противоречащими Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзора) и муниципального контроля» и недействующими пункты 1.2., 1.3 Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска, утвержденного постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009 № 287, в части установления полномочий по осуществлению муниципального лесного контроля муниципальным учреждением «Г» в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Взыскать с администрации г. Красноярска государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2000 руб. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней, через Центральный районный суд г. Красноярска. Председательствующий: Т. П. Полякова