о признании недействительным нормативного акта



Гражданское дело № 2-3315/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2011 года г. Красноярск

Федеральный суд Центрального района г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Поляковой Т.П.

при секретаре Сударевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <данные изъяты> действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным в части Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории г. Красноярска, утвержденного постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009г. № 287,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать недействительным в части Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории г. Красноярска, утвержденного постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009г. № 287.

Свои требования мотивировал тем, что Постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009 № 287 утвер­ждено Положение о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска (далее по тексту Положение). Согласно пункту 1.3 Положения муниципальный лесной контроль - это деятельность уполномоченного органа по организации и проведению прове­рок выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимате­лями и гражданами требований лесного законодательства. Пунктом 1.2. По­ложения установлено, что муниципальный лесной контроль осуществляет му­ниципальное учреждение города Красноярска - «Г» (уполномо­ченный орган). Таким образом, действующим Положением регулируется порядок осу­ществления муниципальным учреждением администрации города «Г» муниципального лесного контроля в отношении как физических лиц (граждан), так и в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что не соответствует требованиям Федерального закона 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор муниципального контроля» (далее по тексту «Закон»). Просит суд признать противоречащими Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзора) и муниципального контро­ля» и недействующими пункты 1.2., 1.3 Положения о муниципальном лес­ном контроле и надзоре на территории города Красноярска, утвержденного постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009 № 287, в части установления полномочий по осуществлению муниципального лесного контроля муниципальным учреждением «Г» в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В судебном заседании старший помощник прокурора <данные изъяты> - Зайцева Д.В. полномочия проверены, поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям.

Представитель администрации <данные изъяты> – Мулярова О.П. (доверенность в деле) заявленные требования считает не обоснованными. Считает, что рассматриваемая норма Положения не противоречит действующему законодательству. Просит в удовлетворении заявления прокурору отказать.

Представитель МКУ Г» - Филиппова ЕА (доверенность в деле) возражала против заявленных требований, представила суду письменные возражения, которые поддержала в судебном заседании в полном объеме. Просит в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правого акта противоречащим закону полностью или в части.

Пунктом 7 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» предусмотрено, что при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом.

В соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также законом, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Как было установлено в судебном заседании, прокуратурой <данные изъяты> в результате осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов 03.02.2011г. принесен протест на пункты 1.2., 1.3 Положения о муниципальном лес­ном контроле и надзоре на территории города Красноярска, утвержденного постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009 № 287, в части установления полномочий по осуществлению муниципального лесного контроля муниципальным учреждением «Г» в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно ответу администрации г. Красноярска от 16.02.2011г. № 01-533 протест в указанной части отклонен, что явилось основанием для предъявления настоящего заявления в суд.

В соответствии со ст. 98 Лесного кодекса РФ на территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, вос­производством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляется органами местного самоуправления в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 32 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального лесного контроля и надзора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со статьей 66 Устава город Красноярск вправе в соответствии с законом создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов городского значения. Админист­рация города определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений.

В целях осуществления деятельности по организации централизованного управления городскими лесами, зелеными зонами парков и скверов города, в соот­ветствии с постановлением администрации города Красноярска от 19.11.2008 № 554 было создано муниципальное учреждение города Красноярска «Г». В соответствии с распоряжением администрации города Красноярска от 17.01.2011 № 10-ж «О создании муниципального казенного учреждения города Красноярска «Г» тип муниципального учреждения «Г» изменен. Устав МКУ «Г» утвержден распоряжением администрации города Красно­ярска от 08.02.2011 № 347-недв «Об утверждении Устава муниципального казенно­го учреждения города Красноярска «Г» (далее - Устав), опубликован в газете «Н» от 18.02.11 № 23. В соответствии с пунктом 1.6 Уста­ва - учредителем учреждения является муниципальное образование - город Красно­ярск, в лице администрации города Красноярска.

Постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009 № 287 утвер­ждено Положение о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска (далее по тексту Положение).

Указанное постановление опубликовано в газете «Н» N 118 от 12.08.2009.

Из преамбулы Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска следует, что последнее принято в целях осуществления муниципального лесного контроля и надзора на территории города Красноярска, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федера­ции, статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекс Российской Федерации", Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно пункту 1.3 Положения муниципальный лесной контроль - это деятельность уполномоченного органа по организации и проведению прове­рок выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимате­лями и гражданами требований лесного законодательства. Пунктом 1.2. По­ложения установлено, что муниципальный лесной контроль осуществляет му­ниципальное учреждение города Красноярска - «Г» (уполномо­ченный орган).

Таким образом, действующим Положением регулируется порядок осу­ществления муниципальным учреждением администрации города «Г» муниципального лесного контроля в отношении как физических лиц (граждан), так и в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что не соответствует требованиям Федерального закона 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор муниципального контроля» (далее по тексту «Закон») по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона - муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на ор­ганизацию и проведение на территории муниципального образования прове­рок соблюдения при осуществлении юридическими лицами, индивидуальны­ми предпринимателями требований, установленных муниципальными право­выми актами.

Статьей 3 Закона закреплено, что одним из принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа муниципального контроля и их должностных лиц.

Согласно ст. 6 Закона определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, осуществляет­ся в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 2.1 ст. 45 Устава города Красноярска админи­страция города в лице уполномоченных органов организует и осуществляет в рамках своей компетенции муниципальный контроль. Реализуя указанные полномочия, администрация города определяет структуру, полномочия, функ­ции и порядок деятельности уполномоченных органов, принимает административные регламенты проведения контрольных проверок.

Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что осуществление муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможно с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» только органами местного самоуправления в лице уполномоченных ор­ганов и их должностных лиц.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относятся представительный орган муни­ципального образования, глава муниципального образования, местная адми­нистрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образо­вания), контрольный орган муниципального образования, иные органы и вы­борные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уста­вом муниципального образования и обладающие собственными полномочия­ми по решению вопросов местного значения.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осу­ществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспече­ния реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов госу­дарственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправле­ния, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абзац 39 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ).

Основной деятельностью казенного учреждения признается деятельность, не­посредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Ис­черпывающий перечень видов деятельности, которые казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждения (статья 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Муниципальное учреждение «Г» к органам местного самоуправления не относится, следовательно им не могут осуществляться меро­приятия по муниципальному контролю в отношении юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей.

В связи с изложенным, пункты 1.2., 1.3. в части осуществления муници­пальным учреждением муниципального лесного контроля в отношении субъ­ектов, на которых распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», противоречат требованиям указанного закона.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Кон­ституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также зако­нам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности местного самоуправления в Российской Федерации» установле­но, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами мест­ного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.

Суд считает необходимым признать противоречащими Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзора) и муниципального контро­ля» и недействующими пункты 1.2., 1.3 Положения о муниципальном лес­ном контроле и надзоре на территории города Красноярска, утвержденного постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009 № 287, в части установления полномочий по осуществлению муниципального лесного контроля муниципальным учреждением «Г» в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п.п. 6 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с администрации г. Красноярска подлежит взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать противоречащими Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзора) и муниципального контро­ля» и недействующими пункты 1.2., 1.3 Положения о муниципальном лес­ном контроле и надзоре на территории города Красноярска, утвержденного постановлением Главы города Красноярска от 04.08.2009 № 287, в части установления полномочий по осуществлению муниципального лесного контроля муниципальным учреждением «Г» в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Взыскать с администрации г. Красноярска государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней, через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий: Т. П. Полякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200