Дело №2-113/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 марта 2011 года г.Красноярск Центральный районный суд г.Красноярска в составе: председательствующего судьи Крюковой Н.Н., при секретаре Хуторской Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» в лице Красноярской региональной дирекции <данные изъяты> о защите прав инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, УСТАНОВИЛ: Ачинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» в лице Красноярской региональной дирекции <данные изъяты> о защите прав инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Свои требования мотивировал тем, что в ходе осуществления надзорной деятельности за исполнением предприятиями железнодорожного транспорта, осуществляющими свою деятельность в регионе Ачинского транспортного узла законодательства, направленного на защиту прав инвалидов, в феврале 2010 года проведена проверка. Одним из обследованных в ходе проверки объектов является здание пассажирского вокзала станции Боготол, расположенное в <адрес>, которое находится на балансе Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов. Пассажирское здание железнодорожного вокзала станции Боготола представляет собой двухэтажное здание, в котором располагается зал ожидания, билетные кассы и служебные помещения. Здание имеет три входа: один - со стороны жилого массива <адрес>, и два других - со стороны перрона. Все три выхода из здания оборудованы лестницами, имеющими 5-6 ступеней. Проверкой установлено, что на территории <адрес> проживает 629 инвалидов, из них 11 испытывают трудности в передвижении и передвигаются посредством инвалидных колясок, 51 инвалид по зрению и слуху. В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ выездной проверки обследовано пассажирское здание железнодорожного вокзала станции Боготол установлено, что вокзал ст. Боготол не оборудован специальными приспособлениями, в частности пандусами (с уклоном не менее 1:12) для удобства пребывания и передвижения инвалидов, специальными кабинами в общественном туалете размером 225 х 155 см. для инвалидов – колясочников, передвижными подъемниками, пениками, и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. Кроме того, в здании вокзала отсутствуют телефоны-автоматы для людей с ослабленным слухом, пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов - колясочников, незрячих, в системе звуковой информации на вокзале отсутствуют специальные устройства для пассажиров с пониженным слухом, облегчающие общение пассажира с кассиром. Одновременно, на вокзале станции Боготол в целях обеспечения доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта и для удобства передвижения лиц, являющихся инвалидами по зрению отсутствуют направляющие перила на лестницах, направляющие дорожки, в системе информации отсутствуют буквенные, цифровые и звуковые обозначения для слепых. Не оборудование ОАО «РЖД» в лице Красноярской региональной дирекции <данные изъяты> специальными приспособлениями здания вокзала, в том числе и в местах входа в него, не позволяет инвалидам беспрепятственно пользоваться объектами железнодорожного транспорта и реализовать свои конституционные права, связанные со свободой передвижения на равных основаниях с иными гражданами и в полном объеме. С учетом уточнения завяленных требований, просил признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице Красноярской региональной дирекции <данные изъяты>, выразившееся в ненадлежащем обеспечении социальной защиты инвалидов в части не оборудования пассажирского здания железнодорожного вокзала станции Боготол специальными приспособлениями, позволяющими им беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта. Обязать ответчика оборудовать пассажирское здание железнодорожного вокзала станции Боготол специальными приспособлениями в соответствии с требованиями строительных и санитарных норм и правил, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта, а именно: оборудовать лестницы ведущие в помещения здания вокзала пандусами (с уклоном не менее 1:12), для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале; здание вокзала - грузопассажирским лифтом для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (с размером кабины 110 х 40 см.); специальными кабинами в общественном туалете размером 225 х 155 см., обеспечить вокзал станции Боготол передвижными подъемниками, пениками, и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон; оборудовать вокзал станции Боготол пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов - колясочников, специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром; оборудовать здание вокзала направляющими перилами на лестницах и направляющими дорожками для удобства передвижения лиц, являющихся инвалидами по зрению; оборудовать здание вокзала буквенными, цифровыми и звуковыми обозначениями для слепых. В судебном заседании старший помощник Красноярского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Гостев А.А. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика Попов А.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признал, пояснил, что ответчиком предпринимаются меры по обеспечению инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. При поступлении информации о посадке, высадке пассажира, относящегося к данной категории лиц, дежурный помощник начальника вокзала организовывает помощь и контролирует посадку, высадку данного пассажира, регистрирует указанный факт в соответствующем журнале и переедет информацию о пассажире начальнику поезда и на станцию по пути следования (высадки, пересадки) пассажира. Данные действия согласованы с председателем общества инвалидов. Кроме того, устранение указанных в иске нарушений потребуется значительное количество времени и материальных затрат. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В силу ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии со ст.15 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года №181- ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Согласно ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что здание пассажирского вокзала станции Боготол, расположено в <адрес>, согласно техническому паспорту имеет 3 этажа, общую площадь 1418,6 кв.м., 4 крыльца. В соответствии с инвентарной карточной данное задание находится на балансе Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов. В ходе проверки Ачинской транспортной прокуратурой выявлены нарушения в здании вокзала норм действующего законодательства о защите прав инвалидов. Проверкой установлено, что на территории <адрес> проживает 629 инвалидов, из них 11 испытывают трудности в передвижении и передвигаются посредством инвалидных колясок, 51 инвалид по зрению и слуху. Судом установлено на основании представленных доказательств, что в пассажирском здании железнодорожного вокзала станции Боготол в нарушение СП 2.5.1198-03(Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте), на лестницах, ведущих в задание помещения вокзала отсутствуют пандусы (с уклоном не менее 1:12), отсутствуют специальные кабины в общественном туалете (размером 225 см х 155 см), передвижные подъемники, пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, специальные устройства для пассажиров с пониженным слухом, облегчающие общение пассажира с кассиром, направляющие перила на лестницах и направляющие дорожки для удобства передвижения лиц, являющихся инвалидами по зрению, буквенные, цифровые и звуковые обозначения для слепых. Кроме того, при наличии в здании этажности отсутствует грузопассажирский лифт для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размером кабины 110 см х 140 см). Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в деле, и исследованных в ходе судебного разбирательств. Стороной ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений. Красноярской дирекцией железнодорожных вокзалов представлены доказательства, подтверждающие частичное соблюдение требования действующего законодательства в обрасти защиты прав инвалидов, в частности документ, регламентирующий действия работников вокзалов при организации перевозки пассажиров с ограничением способности к самостоятельному передвижению на вокзале <адрес>, утвержденный заместителем начальника РДЖВ и согласованный с председателем Общества инвалидов, а также проект оборудования вокзала специальными приспособлениями для маломобильных групп населения ст. Боготол, однако, данные организационные мероприятия суд полагает недостаточными для отказа в исковых требованиях прокурора, поскольку нарушения законодательства фактически не устранены и продолжают иметь место на текущую дату. Изложенное свидетельствует, что ответчик, который не обеспечил беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, нарушает гарантированные ст.17 Конституции РФ права указанной категории граждан. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что перечисленные нарушения не позволяют инвалидам беспрепятственно пользоваться объектами железнодорожного транспорта и реализовать свои конституционные права, связанные со свободой передвижения на равных основаниях с иными гражданами и в полном объеме, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ачинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице Красноярской региональной дирекции <данные изъяты> по обеспечению прав инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Обязать ОАО «РЖД» в лице Красноярской региональной дирекции <данные изъяты> обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – железнодорожного вокзала в <адрес> по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно оборудовать лестницы, ведущие в здание помещения вокзала пандусами (с уклоном не менее 1:12), оборудовать здание вокзала грузопассажирским лифтом для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размером кабины 110 см х 140 см), оборудовать общественный туалет вокзала специальными кабинами размером 225 см х 155 см), обеспечить вокзал станции Боготол передвижными подъемниками, пениками, переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, оборудовать здание вокзала пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, установить рядом с кассами специальные устройства для пассажиров с пониженным слухом, облегчающих общение его с кассиром, оборудовать здание вокзала направляющими перилами на лестницах и направляющими дорожками для удобства передвижения лиц, являющиеся инвалидами по зрению, оборудовать здание вокзала буквенными, цифровыми и звуковыми обозначениями для слепых. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд в течение десяти дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме. Председательствующий Н.Н. Крюкова