Дело №2-1810/2011г. Р е ш е н и е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 19 августа 2011 года Федеральный суд Центрального района г.Красноярска В составе: председательствующего - Сударьковой ЕВ При секретаре - Васютиной ОА Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску ДУброва ТВ к <данные изъяты> о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, У с т а н о в и л : Дуброва ТВ предъявила в суде иск к <данные изъяты> о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении <адрес>. Свои требования истец мотивировала тем, что является матерью несовершеннолетней Дуброва НС, родившейся 19 июня 2008 года. 19 декабря 2008 года управлением <данные изъяты> она была поставлена на очередь для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении под номером 2448. 20 мая 2010 года она повторно обратилась в Управление <данные изъяты> с заявлением о предоставлении мета в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Ее обращение было рассмотрено и принято решение об отсутствии оснований для предоставления места на льготных основаниях и обеспечении ребенка местом в МДОУ в порядке очередности. До настоящего времени, несмотря на достижение ребенком возврата трех лет и окончания отпуска по уходу за ребенком, место в МДОУ не было предоставлено. В настоящее время ребенку исполнилось три года, ребенок не посещает МДОУ, что нарушает его право на достойное развитие и получение образования. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Право на образование относится к основным правам человека и гражданина. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права человека и гражданина являются непосредственно действующими, т.е. реализация конституционных прав не находится в зависимости от желания или возможности органов местного самоуправления обеспечить эти права. В соответствии со ст. 2 протокола №1 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» (ратифицированной Россией) никому не может быть оказано в праве на образование. Их ребенку в праве на образование было отказано. Таким образом, не предоставление возможности образования по первому требованию является нарушением конституционных прав. Как сказано в определении Конституционного суда РФ от 15. 05. 2006г. №5-П «Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть». В связи с этим отсутствие мест в дошкольных учреждениях в достаточном количестве, отсутствие финансирования или любая другая причина не отменяют конституционных прав граждан. А если указанные причины делают невозможной реализацию конституционных прав, то это есть бездействие государства в лице его соответствующих органов, не справившихся со своей основной социальной функцией. Просит обязать ответчика исходя из шаговой доступности предоставить ее несовершеннолетней дочери место в МДОУ № <адрес>. При невозможности предоставить место в МДОУ №, обязать ответчика в кратчайшие сроки обеспечить пребывание ребенка в негосударственном дошкольном учреждении за счет бюджетных средств муниципальных органов власти. В судебном заседании истец Дуброва НВ и ее представитель Шульгина ЕС, допущенная к участию в деле в порядке п.6 ст. 53 ГПК РФ по устному ходатайству истца, поддержали предъявленные требования полностью по изложенным выше основаниям, уточнив. Просят обязать <данные изъяты> организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетней Дуброва НС, путем предоставления места в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня, исходя из шаговой доступности, учитывая адрес проживания: <адрес>. Представитель ответчика Мулярова ОИ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №, исковые требования считает не необоснованными, показав, что в целях реализации права граждан на дошкольное образование, <данные изъяты> разработано и принято Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, утвержденное Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.2.13 Положения направления на вакантные места в МДОУ выдает районное управление образования или Главное управление образования администрации <адрес>. Таким образом, администрация города как орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Просит отказать в удовлетворении предъявленных требований. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора управления <данные изъяты> Михашенок ДВ, действующая на основании доверенности от 11 апреля 2011 года предъявленные требования считает не обоснованными, показав, что права истца не нарушены, поскольку места в МДОУ предоставляются в порядке очередности, Детские дошкольные учреждения в настоящее время переполнены. Истец не обращалась с заявлением о предоставлении места в группе кратковременного пребывания в которых полностью реализуется программа дошкольного образования. Посещение детьми группы кратковременного пребывания в полной мере обеспечивает конституционное право граждан на доступное дошкольное образование. Потребность в МДОУ на территории <адрес> составляет 16478 мест, в том числе детей 2008 года рождения – 5208 мест. По мере освобождения мест в МДОУ, истцу будет предоставлено место для посещения ее малолетним ребенком. Просит отказать в удовлетворении предъявленных требований. Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит предъявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.9 Закона РФ «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся в том числе программы дошкольного образования; К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, либо федеральными государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями. В соответствии со ст.12 Закона к образовательным, относятся в том числе и дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. В силу ст.18 Закона « Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. В силу ст.31 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования в том числе относятся: организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; В соответствии с пунктом 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № порядок комплектования дошкольного учреждения определяется учредителем учреждения. <данные изъяты>, как учредителем муниципальных образовательных учреждений <адрес>, принято постановлении Главы города от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений <адрес>», в соответствии с пунктом 2.5 которого Главное управление образования администрации города осуществляет учет и регистрацию детей для определения в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений, а также в муниципальные дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, комбинированного вида (группы компенсирующей направленности) для глухих и слабослышащих детей, для слабовидящих детей и детей с амблиопией, косоглазием, для детей с нарушением интеллекта, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Учет и регистрация детей для определения в иные муниципальные дошкольные образовательные учреждения осуществляется управлениями образования администраций районов в городе согласно пункт 2.6 приведенного Положения. Дуброва НС, 19 июня 2008 года рождения состоит на очереди на определение в дошкольное образовательное учреждение в управлении <данные изъяты> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.. Таким образом, требование заявлено к ненадлежащему органу, так как согласно пункту 3.11 Положения об управлении образования <адрес> в городе Красноярске, утвержденного приказом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, районное управление образования осуществляет учет и регистрацию детей, состоящих на очереди, комплектование, выдачу направлений родителям детей для определения в дошкольные группы в муниципальных образовательных учреждений, муниципальные дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, комбинированного вида в соответствии с правовыми актами города. К такому правовому акту и относится постановление Главы города от ДД.ММ.ГГГГ № указанное выше. Кроме того, в соответствии с п.2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений <адрес>» места в МДОУ предоставляются в порядке очередности. На момент рассмотрения дела в суде комплектование детей 2008 года рождения дошло до порядкового номера очереди 1326. В ответе от 24 июня 2011 года на запрос суда управлением образования <адрес> истцу было предложено обратиться в управление образования с заявлением о предоставлении места в группе краткосрочного пребывания с ежедневным посещением. В соответствии с п.21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно. Согласно п.8 Типового положения группы различаются по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. Пунктами 5.1., 5.2. Положения о группах кратковременного пребывания в муниципальных образовательных учреждениях <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что содержание образования в группе кратковременного пребывания определяется общеобразовательными программами дошкольного образования. Организация образовательного процесса в группе кратковременного пребывания регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утвержденными руководителем муниципального образовательного учреждения. Соответственно пребывание детей в группах кратковременного пребывания в полной мере обеспечивает конституционное право граждан на доступное дошкольное образование. В судебном заседании истец подтвердила свой отказ от предоставления места в группе краткосрочного пребывания. При таких обстоятельствах, суд считает, что ответчиком не нарушены права истца в реализации права на общедоступное образование, каких либо препятствий к осуществлению гражданином его права на дошкольное образование не создано, право на образование ребенка истец имеет возможность реализовать, в том числе в группе кратковременного пребывания. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПКРФ, суд Р е ш и л : В удовлетворении предъявленных Дубровой НС требований - отказать. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись Копия верна. Судья: ЕВ Сударькова