Дело №2-3817/2011г. Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 23 августа 2011г. Федеральный суд Центрального района г.Красноярска В составе: председательствующего Сидоренко ЕА При секретаре Семенищевой КВ Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Шумовский к администрации <адрес> о восстановлении в списке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и восстановлении в списках участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата, У С Т А Н О В И Л: Шумовский обратился в суд с иском к администрации <адрес> о восстановлении в списке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и восстановлении в списках участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата. Ссылается на то, что в 1998 году был уволен из состава Вооруженных сил РФ по п. а ч. 2 ст. 49 ФЗ «О статусе военнослужащих» в связи с организационно-штатными мероприятиями. Имел выслугу в Вооруженных силах РФ 15 лет 5 месяцев. Во время прохождения службы имел служебную жилую площадь по адресу: <адрес>-12, <адрес>. Решением жилищной комиссии при администрации <адрес> был поставлен на учет для получения жилья по льготной очереди офицеров запаса МО состав семьи пять человек на основании его личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ после увольнения. В жилищную комиссию предоставил все требуемые документы для постановки на учет, в том числе обязательство о сдаче жилого помещения в <адрес>-12 при получении жилого помещения в избранном месте жительства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> было предложено заявителю участвовать в федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты». ДД.ММ.ГГГГ Шумовский подал письменное заявление о согласии на получения жилья по жилищному сертификату в соответствии с федеральной целевой программой «Государственные жилищные сертификаты», предоставил все необходимые документы. Основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по категории граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц послужило решение жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которого исходя из замечаний по учетным делам, предоставленным в министерство строительства и архитектуры <адрес>, комиссия приняла решение основываясь на том, что отец Шумовский Шумовский приватизировал квартиру по адресу: <адрес>-12, <адрес>. Квартира по указанному адресу была приватизирована согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ, в то время как Шумовский был снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>-12, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в 2009 году жилищная комиссия при администрации <адрес> пришла к выводу о том, что имело место быть несоответствие действительности предоставленных Шумовский сведений относящихся к периоду 2006-2007 годов. В то время как Шумовский предоставлял все необходимые сведения своевременно в том числе документы подтверждающие передачу жилого помещения по адресу : <адрес>-12, <адрес> муниципальную собственность в 2006 <адрес> в 2007 г. приватизация Шумовский указанного жилого помещения не была бы возможной. Шумовский так же предоставлял выписку из личного дела о составе семьи, выданную военным комиссариатом на момент увольнения со службы, иначе участие в федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» с 1998 г. не было бы возможным. Шумовский и члены его семьи ДД.ММ.ГГГГ сняты с регистрационного учета по адресу: <адрес>-12, <адрес> выехали на постоянное место жительства в <адрес>, где проживали в общежитии по адресу: <адрес> ком. 317/3 до конца 2008 года. Фактически согласно предоставленных в администрацию <адрес> Настоящее место жительства Шумовский и членов его семьи - жилое помещение по адресу: <адрес>, которое они используют как постоянное место жительства на праве собственности с 2009 года. Настоящее право собственности обременено ипотекой в силу закона. Жилое помещение по данному адресу имеет общую площадь 70,8 кв.м., что составляет по 14 кв.м. на каждого члена семьи, в то время как в соответствии с п. 16. постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Участие в подпрограмме на получение социальной выплаты по жилищному сертификату в соответствии с федеральной целевой программой «Государственные жилищные сертификаты» в случае приобретения распорядителем счета жилого помещения (жилых помещений) за счет кредитных (заемных) средств банков, иных организаций и (или) физических лиц допускается перечисление средств социальной выплаты банкам в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке на эти цели, а также возврата организации (физическому лицу) займа, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В решении жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № как единственный способ защиты, а соответственно правом на повторное обращение об участии в подпрограмме после устранения оснований для отказа, указанных в подпункте "в" пункта 22, указано на право обращения в суд. Шумовский на протяжении всего периода времени состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по категории граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц на законных основаниях, предоставлял все необходимые сведения, обязательство сдать жилое помещение в <адрес>-12 выполнил в 2006 году, а жилого помещения в избранном месте жительства не получил и права быть участником подпрограммы претендующего на получение сертификата не утратил. Выводы жилищной комиссии при администрации <адрес> о том, что имело место быть несоответствие действительности сведений предоставленных Шумовский - ошибочны и влекут нарушение законных прав Шумовский Шумовский сменил место жительства, имеет разъездной характер работы и не имел возможности быть своевременно информированным о решении жилищной комиссии при администрации <адрес> о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по категории граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц. Просит суд понудить администрацию муниципального образования <адрес> восстановить его в списке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и восстановить в списках участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата. В судебном заседании истец Шумовский и его представитель Манахова, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, требование поддержали. Шумовский дополнил, что он не использовал свое право на обеспечение жилой площадью по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, в связи с чем имеет право на обеспечение жилой площадью. Представитель администрации г.<адрес> Мулярова, доверенность в деле, требование считает необоснованным по основаниям, указанном в оспариваемом решении жилищной комиссии при администрации <адрес>. Представители третьего лица, привлеченного для участия в деле в качестве третьего лица, Министерства строительства и архитектуры <адрес> Гончарова и Бабинцева, доверенности в деле, иск считают необоснованным. Гончарова огласила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать в силу следующего. Истец уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ, решением комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий по категории военнослужащих, подлежащих увольнению, граждан, уволенных с военной службы, избравших местом постоянного жительства <адрес>. Решением жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № истец снят с учета в связи с тем, что выявлением в представленных документах, являвшихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений на основании п.п. «е» Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054. В соответствии с распоряжением администрации <адрес> №-ж от ДД.ММ.ГГГГ на основании выше приведенного решения комиссии и в соответствии со ст.56 ЖК РФ и п.26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, 64 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по категории граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, и исключен из списка участников подпрограммы по категории граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц. Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу ч.2 ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.п. «г» п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до ДД.ММ.ГГГГ: граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; Согласно п.п. «в» п.18 приведенного Постановления выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "г", "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты). С ДД.ММ.ГГГГ выше приведенные положения абзаца 2 п.2 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" утратили силу в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" была дополнена п.2.1, в соответствии с которой обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Согласно п.1,2,12 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" ( вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать законами субъектов Российской Федерации полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, органам местного самоуправления. В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона). В силу изложенного требования истца о восстановлении в списках граждан – участников подпрограммы, изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата, удовлетворению не подлежат, поскольку в настоящее время закон не устанавливает для категорий граждан, к которым относится истец, возможность обеспечения жильем за счет получения государственного жилищного сертификата посредством участия в подпрограмме. П.14 чт.15 приведенного закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Единый порядок постановки на очередь и правила учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - правила учета). Пунктом 6 указанных правил учета установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Пунктом 32 правил учета также предусмотрено, что при предоставлении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, гражданин должен предоставить справку о сдаче жилья по месту службы. Таким образом, граждане, уволенные с военной службы, должны либо проживать в жилом помещении по последнему месту службы до момента получения жилого помещения в избранном месте жительства, либо сдать жилое помещение по последнему месту службы, получив справку квартирно-эксплуатационного органа установленного образца о сдаче жилья, прибыть и встать на воинский учет по избранному постоянному месту жительства. Шумовский уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ. Последнее место военной службы Шумовский 5-й военный городок <адрес> края. Шумовский и членам его семьи (он, супруга, 2-е сыновей) в период военной службы <адрес> КЭЧ по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена 4-комнатная квартира общей площадью 85,1 кв.м. (жилая площадь 58,3 кв.м.) по адресу: <адрес>, 5-й военный городок, <адрес>. Согласно справке домоуправления № <адрес> КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ Шумовский в указанной выше квартире зарегистрировал своего отца - Шумовский. 5-й военный городок распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р был включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилые дома для офицерского состава, в том числе и <адрес>, были переданы в муниципальную собственность <адрес>. Таким образом, семья Шумовский по месту военной службы -<адрес> была обеспечена жилой площадью по установленным нормам. Истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по основанию - избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. При получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, жилое помещение по последнему месту военной службы необходимо сдать в установленном порядке. Шумовский и члены его семьи, в том числе и отец Шумовский, при постановке на учет подписали обязательство ДД.ММ.ГГГГ о сдаче занимаемого жилого помещения по последнему месту военной службы при получении жилого помещения в избранном месте жительства. В 2006 году Шумовский и члены его семьи (супруга и сыновья) снялись с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировались в общежитии по адресу <адрес>, ком. 317. В 2006 году Шумовский представил в администрацию <адрес> справку № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную администрацией <адрес>, о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы в обслуживающую организацию. Однако в 2008 году администрация <адрес> не подтвердила факт сдачи Шумовский указанного жилого помещения и сообщала за № от ДД.ММ.ГГГГ, что указанная квартира приватизирована его отцом –Шумовский. Таким образом, истец не сдал в установленном порядке жилое помещение по последнему месту военной службы, а оставил его члену своей семьи (отцу), отказался от участия в приватизации квартиры, полученной им от государства в период военной службы. Граждане, обеспеченные государством жилыми помещениями и оставляющие жилое помещение членам своей семьи, не приобретают вновь право на получение жилого помещения от государства. В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Из указанной правовой нормы следует, что приватизация жилого помещения возможна только при обязательном согласии на приватизацию всех совершеннолетних членов семьи нанимателя, в том числе бывших членов семьи нанимателя (часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации). Т.е. при прекращении семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения за бывшим членом семьи собственника сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было его согласие. Согласно договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу <адрес>, 5-й военный городок, <адрес>, общей площадью 85,1 кв.м. приватизировано отцом истца Шумовский, а в 2008 году указанная квартира Шумовский продана по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного, распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ж Шумовский правомерно снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета (пункт 26 п.п. «е» выше приведенных Правил учета). Кроме того, согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № Шумовский имеет в собственности жилое помещение по адресу <адрес>49, общей площадью 70,8 кв.м. Таким образом, действующее законодательство не позволяет предоставлять жилые помещения гражданам, уволенным с военной службы, без сдачи ими в установленном порядке жилых помещений по последнему месту военной службы. Между тем, истец представил в жилищную комиссию документы, подтверждающие сдачу занимаемого им ранее жилого помещения, однако данное обстоятельство, как приведено выше, не имело место в действительности. Доводы истца о том, что он имеет право на обеспечение жильем за счет государства также не состоятельны, поскольку данное право не является безусловным, обеспечиваются за счет государства в том числе категории лиц, к которым относится истец, в случае, если являются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, а истец по указанным выше основаниям не может быть признан нуждающимся. В силу изложенного суд не находит оснований для удовлетворения иска. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л В удовлетворении требований Шумовский к администрации <адрес> о восстановлении в списке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и восстановлении в списках участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий:
выписок из домовой книги за период 2006-2008 г.г. по адресу: <адрес>, ул.
<адрес> ком. 317/3 в состав постоянно проживающих (прописанных) с Шумовский - участника подпрограммы, претендующего на получение сертификата,
не входил Шумовский и соответственно членом семьи не
являлся. Фактическим местом жительства Шумовский было жилое помещение по адресу: <адрес>-12, <адрес>, где он и воспользовался правом на приватизацию согласно Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Регистрация по месту жительства Шумовский была кроме прочих по адресу: <адрес>-12, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Таким образом этот период времени Шумовский не являлся членом семьи Шумовский В настоящее время постоянное место жительства Шумовский по адресу: <адрес> совместно с Шумовский Данное обстоятельство вызвано тем, что Шумовский достиг возраста 69 лет, является инвалидом 3 группы и его одинокое проживание не представляется возможным. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ Шумовский проживает совместно и является членом семьи Шумовский