о признании права пользования жилым помещением



Гражданское дело № 2-2979/2011

РЕШЕНИЕ

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

23 мая 2011 года г. Красноярск

Федеральный суд Центрального района г. Красноярска

в составе: председательствующего судьи Поляковой Т.П.

при секретаре Сударевой АВ

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Шитикова СИ к Администрации <данные изъяты>, ООО «Г» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Шитиков СИ обратился в суд с иском к Администрации <данные изъяты>, ООО «Г» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма.

Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он вселился в квартиру по адресу: <адрес> на основании служебного ордера , выданного администрацией <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ С момента вселения и по настоящее время он зарегистрирован в вышеуказанном жилом помещении, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, т.к. фактически проживает в квартире на условиях социального найма. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации <данные изъяты> вышеуказанная жилая площадь закреплена за П. Истец считает, что он приобрел право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма. В связи с чем просит суд признать за ним право пользования квартирой в доме по <адрес> в <адрес> на условиях социального найма, обязать ООО «Г» заключить с истцом договор социального найма на квартиру по <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Шитикова СИ – Ильзикович ВВ (доверенность в деле) требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты>, ООО «Г» в зал суда не явились,, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ истец вселился в квартиру по адресу: <адрес> на основании служебного ордера , выданного администрацией <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ С момента вселения и по настоящее время он зарегистрирован в вышеуказанном жилом помещении, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, т.к. фактически проживает в квартире на условиях социального найма. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации <данные изъяты> вышеуказанная жилая площадь закреплена за П

Указанная квартира была выделена истцу, в связи с трудовыми отношениями с МП П, где он работал, что подтверждается копией трудовой книжки, письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрации <данные изъяты>.

Согласно выписки из домовой книги и финансово лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в спорном жилом помещении зарегистрирован Шитиков ИС с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.

Истец обращался в администрацию <данные изъяты> по вопросу об изменении статуса занимаемого им жилого помещения, однако ему в этом было отказано.

В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств ответчиками не представлено.

В соответствии со ст. ст. 93 – 97 ГК РСФСР государству принадлежит в том числе основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

В силу со ст. 5 ЖК РСФСР жилищный фонд включает в том числе, жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд).

На основании ст. 6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд находиться в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Таким образом, до 1991г. существовала только одна форма собственности - государственная.

В соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991г. за №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность» в редакции постановления ВС РФ от 23 мая 1995г. за № 2824-1 жилищный и нежилой фонд относится к муниципальной собственности.

Таким образом, спорная квартира входит в муниципальный жилищный фонд социального использования.

Ответчиком не представлено суду доказательств свидетельствующих о том, что спорная квартира после введения в действие нового жилищного кодекса в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ отнесена к числу служебных в порядке, установленной Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42.

В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 6 ЖК РФ установлено, что акты жилищного законодательства применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Проживание Шитикова СИ в спорной квартире как в служебном жилом помещении в течение более 15 лет противоречит смыслу ст. 93, ст. 104 ЖК РФ, согласно которым служебное жилье предоставляется и используется только в связи с выполнением гражданином определенных обязанностей, истечение срока которых влечен прекращение договора найма служебного жилого помещения.

В силу п. 3 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из служебных решений, устанавливающих жилищные права и обязанности.

Следовательно, спорное жилое помещение утратило статус служебного и к отношениям по пользованию спорным жилым помещением необходимо применять нормы о договоре социального найма, истец проживает в квартире не на период работы, службы, предусмотренный ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, его проживание в квартире более 15 лет не может быть признано временным. Спорное жилое помещение, как утратившее статус служебного, входит в муниципальный жилищный фонд социального использования.

Суд считает, что после передачи в муниципальную собственность квартира утратила статус служебной, следовательно, к ней должны применяться нормы закона, определяющие правовой режим жилых помещений, предоставленных на основании договора социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении спорной квартиры из числа служебных не может препятствовать осуществлению прав истцов как нанимателей жилья по договору социального найма, поскольку их права не должны ущемляться несвоевременным разрешением собственником муниципального жилья правового статуса помещения и оформления соответствующих документов.

Кроме того, суд принимает во внимание, что если спорное жилое помещение являлось служебным, то ответчик в суд с требованием о выселении истца из названного жилого помещения не обращался, а также то, что в настоящее время истец не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со ст. 108 ЖК РСФСР, п. 2 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, пенсионеры по старости, которым было предоставлено жилое помещение, выселению из предоставленного служебного жилого помещения не подлежат без предоставления другого жилого помещения.

Отсутствие жилого помещения в реестре муниципального жилищного фонда не свидетельствует о том, что данное помещение не является объектом муниципальной собственности в силу следующего. Наличие записи в реестре муниципального жилищного фонда жилого помещение не является в силу ст.131 ГК РФ и ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для возникновения, изменения и прекращения прав на жилое помещение.

Отсутствие жилого помещения в реестре муниципального жилищного фонда никаким образом не может повлиять на реализацию права истца на заключение с ним договора социального найма жилого помещения, поскольку реестр муниципального жилищного фонда существует с целью учета собственника жилого фонда – муниципального образования г. Красноярска, своего имущества и не влечет последствий, предусмотренных ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ст.131 ГК РФ. В силу ст.672 ГК РФ на условиях договора социального найма предоставляются жилые помещения только в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

В соответствии с п.3 ст. 63 Устава города Красноярска управление городской собственностью от имени города владение, пользование и распоряжение ею осуществляется органами городского самоуправления.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ органы местного самоуправления имеют свою компетенцию в области жилищных правоотношений.

Согласно п. 47 Устава г. Красноярска и п. 1.1 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденное Постановлением администрации г. Красноярска от 08.05.2001г. № 262, администрация района в городе является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.

В силу п. 2.2.13 Положения, основными функциями администрации района является ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда в порядке, определяемом Главой города, в соответствии с законодательством, а также распоряжение фактически свободным жильем для повторного заселения.

В силу п. 2.2.36 Положения, в функции администрации района входит осуществление полномочий наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Красноярска в соответствии с действующим жилищным законодательством и правовыми актами города.

На основании изложенного, у суда имеются основания предусмотренные законом для признания, что спорное жилое помещение утратило статус служебного, в связи с чем требования истца в части признания за ним права пользования спорным жилым помещением подлежат удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального пользования.

Следовательно, ООО «Г» не является надлежащим ответчиком по данному делу, а обязанность заключить с истцом договор социального найма должна быть возложена на администрацию <данные изъяты>.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Шитиковым СИ, ., . право собственности на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., ..

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней, через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий: Т. П. Полякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200