Гражданское дело № 2-3985/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 октября 2011 года г. Красноярск Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Поляковой ТП при секретаре Титовой АВ рассмотрев гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора, выступающего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Р» о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: <данные изъяты> прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Р» о возложении обязанности. Свои требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, с привлечением специалистов ФГП «В» выявлены нарушения в деятельности ответчика. Согласно материалам проверки в расположенном в здании вокзала ст. <данные изъяты>, не соблюдаются требования пожарной безопасности. Так, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, в то время как п. 9 таблицы А.1, содержащей Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (утв. Сводом правил: Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. СП 5.13130.2009) предусматривает оборудование зданий общественного назначения защитой автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией независимо от площади и этажности. В чердачном помещении здания вокзала станции <данные изъяты> не смонтированы и не закрыты на ключ дверцы, что, в свою очередь не отвечает и требованиям ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с п. 1 ст. 2 которого противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма, а также утверждённой 05.10.2009 г. Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. Концепции противодействия терроризму, согласно п. «а» ч. 11 которой одной из основных задач противодействия терроризму является выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма. Замеры сопротивления изоляции всей силовой и осветительной электропроводки не выполнены. В здании вокзала станции <данные изъяты> отсутствуют плакаты, стенды, макеты, знаки безопасности. В здания вокзала ст. <данные изъяты> не были вывешены указатели направления эвакуации людей при пожаре, согласно ГОСТу 12.4.026-2001. На видном месте при входе в здании вокзала ст. <данные изъяты> таблички с указанием ответственных за пожарную безопасность лиц отсутствует. В здании вокзала ст. <данные изъяты> на видном месте не вывешен план (схема) эвакуации людей при пожаре. Таким образом, несоответствие здания вокзала станции <данные изъяты> требованиям пожарной безопасности угрожает здоровью и жизни потребителей услуг по перевозке пассажиров. Просит суд обязать ответчика устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании вокзала ст. <данные изъяты>: - установить автоматическую пожарную сигнализацию; - смонтировать дверцы в чердачное помещение и закрыть их на ключ; - выполнить замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки; - обеспечить помещение средствами противопожарной пропаганды (плакатами, стендами, макетами, знаками безопасности); - вывесить указатели направления эвакуации людей при пожаре согласно ГОСТу 12.4.026-2001; - на видном месте при входе в здание вывесить табличку с указанием лиц ответственных за пожарную безопасность; - разработать план эвакуации людей при пожаре согласно ГОСТу 12.2.143-2002 и вывесить его на видном месте. Установить ответчику срок для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности. <данные изъяты> прокурор, представитель ФГП «В» в зал суда не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика ОАО Р в зал суда не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил. В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон, поскольку они были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела. Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 3 ст. 1 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность. Согласно ст. 2 ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.. В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора. Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия обязаны принимать меры по обеспечению пожарной безопасности, соблюдать требования и правила, действующие в указанной сфере. В соответствии со ст. ст. 37 и 38 названного Федерального закона установлена обязанность организаций в области пожарной безопасности и ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. В силу ст. 1, ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на руководителей предприятий и организаций возлагаются обязанности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, осуществлению мероприятий, направленных на возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей. Как установлено в судебном заседании <данные изъяты> прокуратурой при проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе о правах потребителей транспортных услуг, с привлечением специалистов ФГП «В» выявлены нарушения в деятельности ОАО «Р». Согласно материалам проверки в здании вокзала станции <данные изъяты> не. соблюдаются требования пожарной безопасности. Так, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, в то время как п. 9 таблицы АЛ, содержащей Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (утв. Сводом правил: Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. СП 5.13130.2009) предусматривает оборудование зданий общественного назначения защитой автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией независимо от площади и этажности. Аналогичное требование содержится и в п. 9 таблицы 1 «Здания», являющейся Приложением к Нормам пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утверждёнными приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 315. В соответствии с п.44 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных МЧС РФ 18.06.2003 № 313, двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты. В чердачном помещении здания вокзала станции <данные изъяты> не смонтированы и не закрыты на ключ дверцы, что, в свою очередь не отвечает и требованиям Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с п. 1 ст. 2 которого противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма, а также утверждённой 05.10.2009 г. Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. Концепции противодействия терроризму, согласно п. «а» ч. 11 которой одной из основных задач противодействия терроризму является выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма. В соответствии с п. 44 Правил пожарной безопасности на железно дорожном транспорте (ППБО-109-92), утверждённых МПС РФ 11.11.1992 г. № ЦУО-112, проверка изоляции кабелей, проводов, надежности соединений, защитного заземления, режима работы электродвигателей должна производиться в сроки, установленные «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилами техники безопасности при эксплуа Между тем, замеры сопротивления изоляции всей силовой и осветительной электропроводки не выполнены. В силу требований абзаца 2 п. 2.2. ППБО-109-92 руководитель объекта обязан организовать изучение и контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной безопасности всеми ИТР, рабочими, служащими и обслуживающим персоналом, обеспечив подразделения объекта средствами противопожарной пропаганды (плакаты, стенды, макеты, знаки безопасности). Однако, в здании вокзала станции <данные изъяты> плакаты, стенды, макеты, знаки безопасности отсутствуют. Пунктом 51. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных МЧС РФ 18.06.2003 № 313. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещеннбсти, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). В здания вокзала ст. <данные изъяты> не были вывешены указатели направления эвакуации людей при пожаре, согласно ГОСТу 12.4.026-2001. Пунктом 2.3. ППБО-109-92 предусмотрено, что ответственность за пожарную безопасность в подразделениях и в подвижном составе несут их руководители, которые назначают лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных помещений или оборудования из числа ИТР, служащих, рабочих и обслуживающего персонала. Таблички с указанием лиц, ответственных за пожарную безопасность, должны вывешиваться на видных местах, при входе в помещение. На видном месте при входе в здании вокзала ст. <данные изъяты> таблички с указанием ответственных за пожарную безопасность лиц отсутствует. В соответствии с п. 16. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), являющихся Приложением к приказу МЧС России от 18.06.2003г. № 313 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. В нарушении указанных выше требований в здании вокзала ст. <данные изъяты> на видном месте не вывешен план (схема) эвакуации людей при пожаре. Таким образом, несоответствие здания вокзала станции <данные изъяты> требованиям пожарной безопасности угрожает здоровью и жизни потребителей услуг по перевозке пассажиров. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Определением от 11.05.2011г. о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, которое было получено ответчиком, судом ответчику было предложено представить письменные объяснения по данному иску. Также разъяснялось, что непредставление суду доказательств по делу не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам. Поскольку на момент рассмотрения дела судом, указанные выше нарушения требований пожарной безопасности не устранены. Требования прокурора являются законными и обоснованными, в связи, с чем подлежат удовлетворению в полном объеме. Суд считает, что указанные выше недостатки должны быть устранены ответчиком в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Данный двух месячный срок предусмотрен ст.36 Федерального Закона РФ №229-фз от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве». Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать ОАО «Р» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании вокзала ст. <данные изъяты>: - установить автоматическую пожарную сигнализацию; - смонтировать дверцы в чердачное помещение и закрыть их на ключ; - выполнить замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки; - обеспечить помещение средствами противопожарной пропаганды (плакатами, стендами, макетами, знаками безопасности); - вывесить указатели направления эвакуации людей при пожаре согласно ГОСТу 12.4.026-2001; - на видном месте при входе в здание вывесить табличку с указанием лиц ответственных за пожарную безопасность; - разработать план эвакуации людей при пожаре согласно ГОСТу 12.2.143-2002 и вывесить его на видном месте. Установить ответчику срок для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней, через Центральный районный суд г. Красноярска. Председательствующий: /подпись/ Т. П. Полякова Копия верна. Судья: