копия Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Петелиной Н.В., при секретаре Цоцколаури А.Ш., с участием старшего помощника прокурора <адрес> Полянской Е.Н., представителя ответчика Куренева Д.С., представителя третьего лица Власова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Правительству <данные изъяты> о возложении обязанности У С Т А Н О В И Л: Прокурор <данные изъяты> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Правительству <данные изъяты> о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ от ДД.ММ.ГГГГ, скотомогильник, расположенный в 750 метрах от юго-западной окраины <данные изъяты> Красноярского края, координаты <данные изъяты>, мотивируя свои требования следующим. Прокуратурой <данные изъяты> совместно с межрайонным отделом по ветеринарному надзору по Южной группе районов Управления Россельхознадзора по <данные изъяты> проведена проверка исполнения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования <данные изъяты>. В ходе проведения проверки установлено одно место захоронения биологических отходов, не отвечающее ветеринарно-санитарным требованиям: скотомогильник, расположенный в 750 метрах от юго-западной окраины <данные изъяты>, координаты <данные изъяты>. В рамках проверки установлено, что скотомогильник приспособлен под биотермическую яму, которая не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от ДД.ММ.ГГГГ №. Территория места утилизации биологических отходов не огорожена. Отсутствует траншея с устройством вала из вынутого грунта. Биологическая яма представляет собой бетонированную яму с неплотно прилегающей деревянной крышкой. Навес и помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов отсутствует. Как установлено проверкой, скотомогильник является бесхозяйным объектом. Указанные нарушения ветеринарно-санитарного законодательства создают реальную угрозу распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут причинить вред здоровью людей, окружающей среде. Исходя из норм действующего законодательства, ответственность по содержанию и приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ от ДД.ММ.ГГГГ № возложена на субъект Российской Федерации – <адрес>. В силу требований ст.1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных полномочиях <адрес> в области ветеринарии», к отдельным полномочиям Правительства <данные изъяты> в области ветеринарии относится: участие в реализации федеральных мероприятий на территории <данные изъяты>; организация проведения на территории <данные изъяты> мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; установление порядка организации и проведения отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории <данные изъяты>; установление порядка расходования средств краевого бюджета на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства; принятие решения о введение и отмене на территории <данные изъяты> или его части ограничительных мероприятий (карантина) в случаях появления угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных; установление порядка регистрации специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории <данные изъяты> <данные изъяты>; создание чрезвычайной противоэпизоотической комиссии. Следовательно, Правительство <данные изъяты> несет ответственность за содержание скотомогильников и приведение их в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. При этом затрагивается безопасность людей, создается реальная угроза распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут причинить вред здоровью людей, окружающей среде. В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района <данные изъяты> Полянская Е.Н. полностью поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям. Представитель Правительства <данные изъяты> Куренев Д.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с требованиями прокурора не согласился в полном объеме, представил суду письменный отзыв. В обоснование своих возражений указал, что скотомогильник, указанный в заявлении прокурора в реестре государственной собственности <данные изъяты> не состоит и соответственно полномочий собственника в отношении него органами исполнительной власти <данные изъяты> не осуществляется. В силу п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Кроме того, постановлением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, полномочия по организации проведения на территории <данные изъяты> мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации закреплены за службой по ветеринарному надзору <данные изъяты>. На основании изложенного полагает, что Правительство <данные изъяты> не является уполномоченным органом по вопросам создания на территории поселений скотомогильников. Представитель Службы по ветеринарному надзору <данные изъяты> Власов В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснил, что именно Служба располагает достоверными данными о количестве биотермических ям на территории <данные изъяты>. Управление Россельхознадзора по <данные изъяты> представляет данные, не отвечающие действительности. В настоящее время на территории <данные изъяты> находится 33 биотермические ямы, которые размещены и построены в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами, имеют индивидуальный номер и ветеринарно-санитарную карточку. Среди названных 33-ех биотермических ям отсутствует объект, обозначенный прокурором, соответственно он не может быть признан биотермической ямой, является в действительности захламлением земельного участка промышленными или бытовыми отходами биологического характера. На основании представленных норм и смысла Правил для утилизации и обеззараживания биологических отходов используют именно биотермические ямы, скотомогильники, в свою очередь являются специально отведенными земельными участками. Из представленных материалов следует, что захламленный земельный участок моет находиться в федеральной собственности. В силу ст.ст. 13, 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании требования экологических, санитарно-гигиенических правил и нормативов, обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв и т.д.. В силу изложенного, просит в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на Правительство <данные изъяты> отказать. Заслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В ходе судебного заседания было установлено и следует из пояснений сторон, письменных доказательств – письма Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Южной группе районов Управления по <данные изъяты> Россельхознадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицы, на территории администрации поселка <данные изъяты> в 750 метрах от Юго-западной окраины п<данные изъяты>, координаты <данные изъяты>, расположено действующее место утилизации биологических отходов приспособленное под биотермическую яму, которое не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от ДД.ММ.ГГГГ №. Территория места утилизации биологических отходов не огорожена, отсутствует траншея с устройством вала из вынутого грунта, биотермическая яма представляет собой бетонированную яму с неплотно прилегающей деревянной крышкой, навес и помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов отсутствует в нарушение п.п. 5.6. 5.8, 6.2, 6.4 требований Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от ДД.ММ.ГГГГ №. Скотомогильник на балансе нигде не стоит, фактически является бесхозным. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Положения ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяют, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; а санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия – это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; При этом положения ст. 8 названного закона закрепляют право гражданина на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (п.1.1). В п.1.11 закреплено, что настоящие Правила определяют условия: - сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции; - нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; - предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; - охраны окружающей среды от загрязнения. Скотомогильник, расположенный в 750 метрах от Юго-западной окраины п<данные изъяты>, как объект размещения биологических отходов, не соответствует Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и тем самым создает угрозу для жизни и здоровья населения и окружающей среде. В силу п. «з» ст. 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. На основании статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Судом установлено, что имеющееся на территории муниципального образования -<данные изъяты> место захоронения биологических отходов является бесхозяйным и на балансе администрации муниципального района не состоит. Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории Курагинскогомуниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника не передавались. В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию <данные изъяты> обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств и доводы в этой части представителя Правительства Красноярского края не обоснованы. Cогласно ч.ч.1 и 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 6-1930 «О <адрес> и иных органах исполнительной власти <адрес>» )<адрес> является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти края, обладает общей компетенцией и возглавляет органы исполнительной власти края специальной компетенции, образующие вместе с ним единую систему органов исполнительной власти края. <адрес> обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, нормативных правовых актов <адрес> на территории края. В силу ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 8-3440 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отдельных полномочиях <адрес> в области ветеринарии" ) к отдельным полномочиям <адрес> в области ветеринарии относится: участие в реализации федеральных мероприятий на территории <адрес>; организация проведения на территории <адрес> мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; установление порядка организации и проведения отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории <адрес>; установление порядка расходования средств краевого бюджета на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства; создание чрезвычайной противоэпизоотической комиссии. В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> как высший постоянно действующий орган исполнительной власти края обладает общей компетенцией и возглавляет органы исполнительной власти края специальной компетенции, образующие вместе с ним единую систему органов исполнительной власти края. Анализируя приведенные выше нормативно-правовые акты, суд приходит к выводу о правомерности требований прокурора о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № скотомогильника, являющегося бесхозяйным объектом на Правительство <данные изъяты>, и считает необходимым требования удовлетворить и установить срок для исполнения 1 год со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Правительство <данные изъяты> привести в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № скотомогильник, расположенный в 750 метрах от юго-западной окраины <данные изъяты>, координаты <данные изъяты>, установив срок для исполнения 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>. Председательствующий подпись Н.В.Петелина КОПИЯ ВЕРНА Судья: Н.В.Петелина Секретарь: Гражданское дело №