о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации



Гражданское дело № 2-3411/2011г

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

10 октября 2011 Федеральный суд Центрального района города Красноярска

В составе: председательствующего Сидоренко ЕА

При секретаре Буровой ВЮ

Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Монапов к Министерству образования Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Монапов предъявил иск Министерству образования Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – <адрес>.

Ссылается на то, что он проживает в <адрес>, находящейся в общежитии по адресу: <адрес> , общей площадью 48, 2 м2.. Комната в общежитии представлена его матери - Монапова в связи с работой в Институт.

Фактически с 1998 года он проживает в указанной квартире.

Какого либо ограничения при заселении в 1993 году, определявшего временность проживания, у них не было. Следовательно, он проживает в указанной квартире на условиях социального найма.

Здание, в котором расположена квартира, введено в эксплуатацию в 1993 году. То есть, фактически истцы проживают там с самого начала. При этом часть квартир сразу была передана в собственность юридических и физических лиц, в частности квартиры № 13, 14, 15, 18 и др. Только в часть квартир- с 4 по 8 этаж были вселены сотрудники института, при этом заселение работников и их семей происходило в период с 1993 по 2005 годы. Абитуриенты и студенты в общежитие никогда не вселялись.

Само здание и квартира истца никогда не отвечали признакам общежития. Квартиры не укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения. Пропускной режим, вахтер в здании отсутствуют. Текущий ремонт выполняется только силами самих жильцов. Следовательно, фактическое использование квартир производится в режиме использования обычных жилых помещений. Кроме того, в некоторых квартирах проживают граждане, не имеющие трудовых отношений с Университет, что так же свидетельствует об использовании помещений не в качестве специализированного жилого фонда. Кроме того, в квартирах имеется телефонная связь, жильцы за свой счет установили на входе в здание домофон. Планировка квартир имеет квартирный тип- отдельный вход, кухня, сан. узел в каждой квартире.

Следовательно, всё здание и находящиеся в нем жилые помещения (в том числе и их квартира) не отвечают требованиям общежития, помещению специализированного жилого фонда, а являются жилыми квартирами.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по договору от ДД.ММ.ГГГГ, передало часть здания в оперативное управление - с 4по 8 этажи (в том числе и <адрес>.) Университет в оперативное управление. ДД.ММ.ГГГГ. от ФА по КК (Росимущество) представлены Сведения, где указано, что Общежитие , по адресу: <адрес> является собственностью РФ и закреплено за Университет на праве оперативного управления. При этом, в договоре о передаче в управление указана только часть здания. Органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, закрепленным за образовательным учреждением. является Федеральное агентство по образованию, которое находится в ведении Министерства образования и науки РФ (Рособразование), учредившего Университет. Следовательно, правом распоряжения обладает Рособразование.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ., Рособразование (правопредшественник «Министерства образования и науки Российской Федерации» ) письменно выразило согласие на смену статуса здания с последующей приватизацией квартир, лицами в них проживающих.. Однако, действий по смене статуса и подготовке приватизации осуществлено не было.

В марте 2006 руководство Университет обращалось в Росимущество по <адрес> о смене статуса и приватизации жилых помещений. В июне 2006 на заявление получен ответ, в котором предложено представить собственнику заявление и ряд документов (в т.ч. технический паспорт, заключение специализированной организации о состоянии здания). Однако Университет финансируется из бюджета, и в таком финансировании не предусмотрено затрат на проведение экспертиз по общежитию.

Кроме того, жильцами дома от Росимущество ДД.ММ.ГГГГ получен ответ , в котором руководитель Астанина уведомляет о возможности смены статуса и последующей приватизации после подачи руководством Университет заявления и прочей документации. Однако заявление не подано.

В период с 2006 по 2009 годы ведется переписка между Университет и Росимуществом о смене статуса Общежития и приватизации квартир. Однако, из-за неточности внесения сведений о площади здания, длительностью и затратностью подготовки документов (технический паспорт, экспертиза здания), хотя и при желании сторон, квартиры и здание в целом до сих пор формально являются комнатами в общежитии - специализированный жилой фонд. Хотя фактически, здание с момента ввода в эксплуатацию используются в режиме квартир в жилом доме.

Уполномоченным органом исполнительной власти в части решения вопроса о распоряжении федеральным имуществом, переданным в оперативное управление Университет - Рособразованием согласовано решение Университет - балансодержателя общежития, на изменение статуса помещения. Однако в связи с наличием не устраненных противоречий относительно находящейся в федеральной собственности площади помещения, отраженной в договоре оперативного управления в реестре федеральной собственности, и имеющейся в действительности площади с учетом зарегистрированных прав на помещения за юридическими лицами, а также непринятием ответчиками своевременных мер по их устранению - статус общежития формально не изменен.

Однако обстоятельства проживания истца в квартире спорного дома, свидетельствующих о наличии социальных отношений, наличие согласия Рособразования на изменение статуса здания и предпринятых действий Университет по внесению изменений в реестр федеральной собственности, а также длительность периода реализации на практике принятого решения по изменению статуса общежития, а также бездействие должностных лиц органов исполнительной власти, не должны препятствовать реализации права истца на приватизацию занимаемого им жилого помещения, которое фактически относится к жилищному фонду социального найма.

Таким образом, из-за бездействий органов власти и руководства Университет, истец не имеет возможности реализовать право на приватизацию жилья.

Просит признать права собственности на <адрес> жилом доме по <адрес>, общей площадью 48,2кв.м

Истец Монапов и его представитель Зайцев, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Министерство образования и науки Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставило.

Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Университет» (Далее Университет) Обидина ходатайствует о рассмотрении дела без участия Университет, письменные возражения имеются в материалах дела, в которых Университет просит в иске отказать.

Третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований,, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и Управление Россреестра по <адрес> своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу ст.4 приведенного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что истец проживает и зарегистрирован по месту жительства в помещении общежития, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Университет и истцом заключен договор найма жилого помещения в общежитии ,в соответствии с которым Университет предоставил истцу спорное жилое помещение для временного проживания на время работы. Однако, как указано было выше истец в данном жилом помещении зарегистрирован с 1998г. Как указывает истец, спорное жилое помещение было предоставлено его матери Монапова, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ . Данные обстоятельства Университет не опровергнуты доказательствами.

Согласно справки Университет от ДД.ММ.ГГГГ Монапова работала в Университет с ДД.ММ.ГГГГ и отчислена из штата вуза в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ

Согласно выписке из технического паспорта жилого дома по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> состоит из двух жилых комнат, имеет общую площадь 48,2 кв.м, жилую – 30,0 кв.м.

Здание общежития по <адрес> было построено ГОУ ВПО «Университет» с привлечением денежных средств других участников долевого строительства, введено в эксплуатацию, что следует из письма ГОУ ВПО «Университет» в Федеральное агентство Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с договором о закреплении за <адрес> государственной технологической академией государственного имущества на праве оперативного управления ОУ, заключенного последней и Краевым комитетом по управлению государственным имуществом, передано в оперативное управление <адрес> государственной технологической академии.

Согласно выписки из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ общежитие , расположенное по адресу: Россия, <адрес>, является федеральным имуществом и закреплено за ГОУ ВПО «Университет» на праве оперативного управления.

Как следует из выписки, жилое помещение является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении ГОУ ВПО «Университет».

В силу п. 1 ст. 27 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», за высшим учебным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности, предусмотренной его уставом, учредитель закрепляет объекты права собственности (в т.ч. имущество социального назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности.

Согласно п.5.5.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 337, Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет в том числе в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству;

Таким образом, органом, уполномоченным учредителем управлять государственным имуществом, закрепленным за образовательным учреждением, является Министерство образования и науки РФ.

Следовательно, функции федерального органа исполнительной власти, в чьи полномочия входит распоряжение имуществом, находящимся в оперативном управлении Университет, осуществляет Министерство образования и науки РФ.

Исходя из п. 13 ст. 39 Закона РФ «Об образовании» общежития находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.

Аналогичное положение содержится в п. 7 ст. 27 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, суды не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 220-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 229-О и др.).

Университет письмом ДД.ММ.ГГГГ обратился в Рособразование с просьбой согласовать вопрос о снятии статуса специализированного жилого фонда с 56 секций общежития, выстроенного Университетом и предоставленного с 1993 года для проживания его сотрудникам, и перевода его в жилищный фонд социального использования с дальнейшей приватизацией.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Рособразование дало согласие на изменение статуса общежития на жилищный фонд социального использования в порядке, установленном действующим законодательством РФ, с последующей их приватизацией.

ДД.ММ.ГГГГ в ответе ГОУ ВПО «Университет» Рособразование подтвердило свое согласие, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ на исключение 60 секций в здании общежития из специализированного жилищного фонда.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> р от ДД.ММ.ГГГГ жилое здание общежития , общей площадью 5122,1кв.м., расположенное по адресу: <адрес> исключено из реестра федерального имущества, внесены в реестр федерального имущества нежилое помещение , квартира и жилые помещения на 4,5,6,7,8,9 этажах, общей площадью 4961,6кв.м в указанном доме.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> р от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в реестр федерального имущества и исключены из специализированного жилищного фонда часть жилых помещений общежития, однако жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, закрепленному на праве оперативного управления за Университет.

Однако основания для отнесения только части жилых помещений к специализированному жилищному фонду не указаны в распоряжении, таких оснований ни ответчик, ни третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> не привели, доказательств не представили.

По мнению суда, спорное жилое помещение только на том основании отнесено к специализированному жилому фонду, что на момент принятия приведенных решений Монапова уже сотрудником Университет уже не являлась, исключена из штата в связи со смертью..

Однако требований об освобождении истцом спорного жилого помещения не предъявлялось владельцем, более того, он, как член семьи умершего работника, проработавшего в Университет более 15 лет, не мог быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в силу ст.107 ЖК РСФСР.

Согласно ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

На момент принятия решения уполномоченным лицом об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду – служебным жилым помещениям оно было обременено правами истца, в связи с чем в нарушение закона отнесено к служебным жилым помещениям.

В силу изложенного суд считает, что иск следует удовлетворить.

Согласно уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ права на спорное жилое помещение не зарегистрированы.

Согласно справки МБУ <адрес> «Ц.» от ДД.ММ.ГГГГ истец жилых помещений в <адрес> не приватизировал.

Таким образом, следует признать право собственности истца на спорную квартиру.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать в порядке приватизации право собственности Монапов на жилое помещение, расположенное по адресу: Россия, <адрес>, общей площадью 48,2 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200