Дело № 2-3798/2011 Р е ш е н и е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 24 августа 2011 года Федеральный суд Центрального района гор. Красноярска В составе: председательствующего - Сударьковой ЕВ При секретаре - Васютиной ОА Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стацура ЛА к Министерству <адрес> и администрации <адрес> о возмещении убытков, У с т а н о в и л : Стацура ЛА предъявила в суде иск к Министерству <адрес> <адрес> и администрации <адрес> о возмещении убытков. Свои требования истец мотивировала тем, что родилась и проживает на территории <адрес>, которая Правительством Российской Федерации отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. <адрес> в 2001 году она была поставлена на учет, как имеющая право на получение государственного жилищного сертификата по категории инвалидов, для приобретения жилого помещения в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с положениями подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы « Жилище 2002-2010 годы » основным условием получения гражданином в планируемом году жилищного сертификата, является включение его в сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году. Она была внесена в список граждан, участников подпрограммы « Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2010 год под № 32, утвержденного главой <адрес>. 26 августа 2010 года Министерством <адрес> <адрес> на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, был сформирован сводный список граждан для получения государственных жилищных сертификатов на 2011 год, в который она была внесена под № 208. В соответствии со ст. 6 Федерального Закона РФ № 125-ФЗ условием выдачи жилищного сертификата является передача участником подпрограммы занимаемого гражданином жилого помещения органу местного самоуправления. В обмен на получение государственного жилищного сертификата в 2005 году она передала администрации <адрес> занимаемое ею жилое помещение на территории района. Однако до настоящего времени государственный жилищный сертификат не получен. 21 апреля 2011 года она была уведомлена администрацией <адрес> о снятии с учета и отказе в выдаче сертификата в связи с выездом в 2006 году из районов приравненных к районам Крайнего Севера на другое постоянное место жительство. Отказ в выдаче сертификата считает незаконным, так как исключение граждан, изъявивших желание на получение сертификата в планируемом году из утвержденного сводного списка, нормативно правовыми актами не предусмотрено. Таким образом, она лишена возможности реализовать своей право на приобретение жилья в благоприятных для проживания регионах. Действиями ответчиков ей причинен вред в виде утраты права на получение государственной субсидии в сумме 993300 рублей из расчета 30100 рублей стоимости одного квадратного метра. Просит взыскать с каждого из ответчиков по 993300 рублей в возмещение убытков, причиненных утратой по их вине права на получение государственного жилищного сертификата, а также возместить расходы по проживанию представителя и суточные в общей сумме 85000 рублей. В судебное заседание истец Стацура ЛА не явилась о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла. Представитель ответчика Министерства <адрес> Бабинцева НА, действующая на основании доверенности от 11 января 2011 года за № 6-00004 предъявленные истцом требования считает не обоснованными показав, что в соответствии с подпунктом « Б» пункта 21 Правил выпуска и реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 граждане имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья снимаются с учета в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства. Истец выехала из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2006 году и постоянно проживает в КГБУ социального обслуживания « <данные изъяты>» для граждан пожилого возраста и инвалидов. Доводы истца о том, что она сдала занимаемое жилое помещение в <адрес> администрации <адрес> ничем не подтверждаются, никакого жилого помещения истец не передавала и не могла передать, поскольку в соответствии Правилами, гражданин до получения государственного жилищного сертификата дает лишь обязательство по передаче помещения, а сама передача осуществляется после приобретения жилого помещения с использованием государственного жилищного сертификата. Полагает, что истец обоснованно была снята администрацией <адрес> с учета граждан, имеющих права на получение ГЖС и просит в удовлетворении предъявленных требований отказать в полном объеме, в том числе и о взыскании расходов на представителя, так как они не обоснованы. Представитель соответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв по существу предъявленных требований, в котором указал на необоснованность предъявленных требований. В обоснование возражений указал, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> обратился Мельник АА, 1916 года рождения, проживающий в <адрес> с заявлением о постановке его на учет для получения субсидии для приобретения квартиры в <адрес>. В состав семьи Мельника АА была включена его дочь Стацура ЛА. На основании представленных документов, Мельник АА был принят на соответствующий учет. 12 декабря 2004 года Мельник АА скончался. В связи со смертью Мельника АА произошла замена заявителя на его дочь Стацура ЛА, которая была включена в список участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории граждан инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с учетом стажа работы. 22 сентября 2010 года в адрес истца было направлено уведомление о включении в список получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году и предложено представить в администрацию района необходимый пакет документов в срок до 15 октября 2010 года. Необходимых для предоставления ГЖС документов истец в администрацию района не предоставила. Кроме того, истец не проживает на территории <адрес> с 10 июля 2006 года, имеет на праве собственности жилой дом в <адрес>, который не передавала в собственность органа местного самоуправления. Стацура ЛА проживает в КГБУ социального обслуживания « <данные изъяты> № » и находится на полном государственном обеспечении с 19 июля 2006 года. 01 апреля 2011 года Стацура ЛА была снята с учета граждан по федеральной программе переселения в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на постоянное место жительство. Просит отказать в удовлетворении предъявленных требований в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие представителя. Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит предъявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года за № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.19 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи спереселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 879 от 10.12.2002 года органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пунктах 17 и 18 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. (пункт 20 Положения) Согласно п.21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: б) выезда в другую местность на постоянное место жительства; В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что 04 апреля 2001 года в администрацию <адрес> обратился Мельник АА, 1916 года рождения, проживающий в <адрес> с заявлением о постановке его на учет для получения субсидии для приобретения квартиры в <адрес>. В состав семьи Мельника АА была включена его дочь Стацура ЛА. На основании представленных документов, Мельник АА был принят на соответствующий учет. 12 декабря 2004 года Мельник АА скончался. В связи со смертью Мельника АА произошла замена заявителя на его дочь Стацура ЛА, которая была включена в список участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории граждан инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с учетом стажа работы. В 2006 году Стацура ЛА была помещена в КГБУ социального обслуживания « <данные изъяты> », где и находится до настоящего времени на полном государственном обеспечении. 22 сентября 2010 года в адрес истца было направлено уведомление о включении в список получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году и предложено представить в администрацию района необходимый пакет документов в срок до 15 октября 2010 года. Необходимых для предоставления ГЖС документов истец в администрацию района не предоставила. Решением администрации <адрес> 01 апреля 2011 года Стацура ЛА была снята с учета граждан по федеральной программе переселения в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на постоянное место жительство. Установленные по делу обстоятельства, кроме объяснений представителя ответчика подтверждаются уведомлением о включении в спи сок получателей жилищных социальных выплат в 2011 году, списком граждан, участников подпрограммы, заявлением Мельника АА о постановке на учет от 04 апреля 2001 года, справкой о стаже работы в районах Крайнего Севера Мельника АА, письмом комитета социальной защиты населения, протоколом заседания районной комиссии по жилью и жилищной политике администрации <адрес>, уведомлением о снятии с учета, справкой КГБУ» <данные изъяты> № для граждан пожилого возраста и инвалидов, другими материалами дела исследованными в суде. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Таким образом, способом защиты права гражданина которому отказано в выдаче государственного жилищного сертификата является возложение на компетентный орган обязанности по его выдаче. Иных способов защиты нарушенного права действующее законодательство, регулирующее получение социальных выплаты за счет средств федерального бюджета не предусматривает. Таким образом, суд считает, что сторона истца избрала неверный способ защиты нарушенного права и во взыскании денежных средств, составляющих размер социальной выплаты должно быть отказано к обоим ответчикам. Решение о выдаче государственного жилищного сертификата принимается органом исполнительной власти субъекта РФ. Органы местного самоуправления осуществляют учет и сбор документов, необходимых для получения жилищной субсидии. Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в иске к администрации <адрес>. Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде, истец не является участником подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку решение администрации <адрес> она снята с учета граждан участников подпрограммы. Решение администрации <адрес> ею не оспорено, не признано незаконным, истец не восстановлена в очереди, в связи с чем, на момент рассмотрения дела у ответчиков отсутствуют какие- либо обязательства по обеспечению истца субсидией за счет средств федерального бюджета. Более того, в ходе судебного разбирательства не добыто, а истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об утрате права на получение государственного жилищного сертификата. Суд считает не обоснованными требования истца о возмещении расходов по проживанию представителя и суточным расходам, так как они объективно ничем не подтверждаются. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л : В удовлетворении предъявленных Стацура ЛА требований - отказать. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10- ти дней с момента его принятия в окончательной форме. Председательствующий: подпись Копия верна. Судья: ЕВ Сударькова