признание бездействия незаконным



Дело №2-2433/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

19 апреля 2011г. Федеральный суд Центрального района г.Красноярска

В составе: председательствующего Сидоренко ЕА

С участием прокурора Козловой НЕ

При секретаре Буровой ВЮ

Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ООО «Д.» о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ООО «Д.» о признании бездействия незаконным.

Ссылается на т о, что при проверке объекта культурного наследия, рассоложенного по адресу: <адрес> («Речной вокзал, 1950г.), установлено, что собственником объекта культурного наследия является ООО «Д.» согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Объект культурного наследия «Речной вокзал» является памятником архитектуры регионального значения на основании решении крайиспокома от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ между собственником и Службой по охране объектов культурного наследия администрации <адрес> заключено охранное обязательство на объект нежилого фонда, являющийся памятником истории и культуры регионального значения.

Согласно плану ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры, до ДД.ММ.ГГГГ собственник обязан разработать комплексную научно-проектную документацию на ремонтно-реставрационные работы по зданию и наружным лестницам; до ДД.ММ.ГГГГ выполнить внутренние ремонтно-реставрационные работы, и ремонтно-реставрационные работ по фасадам здания; отремонтировать наружные лестницы, расположенные на территории, примыкающей к зданию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, 1 раз в 3 года акта необходимо проводить текущий профилактический ремонт помещений.

Проверкой установлено, что работы, указанные в плане ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры, не выполнены.

В связи с тем, что ненадлежащее состояние памятника создает угрозу его разрушения, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор обратился с настоящим исковым заявлением в суд.

Просит суд обязать ООО «Д.» разработать комплексную научно-проектную документацию на ремонтно-реставрационные работы по зданию и наружным лестницам, выполнить внутренние ремонтно-реставрационные работы и ремонтно-реставрационные работы по фасадам здания, отремонтировать наружные лестницы, расположенные на территории, примыкающей к зданию.

В судебном заседании прокурор Козлова иск поддержала по выше изложенным основаниям.

Представитель ответчика Сметанин, доверенность в деле, иск не признал. Суду пояснил, что со стороны ответчика бездействия не имело место, охранное обязательство не выполнено в результате действий Министерства культуры <адрес>, а также в результате представления прокурора <адрес>. Огласил также письменные возражения которые приобщены к материалам дела.

Представитель временного управляющего ООО «Д.» Кузнецова, доверенность в деле, иск считает необоснованным. Суду пояснила, что в отношении ответчика введена процедура наблюдения, в результате чего расходы на работы, которые просит прокурор обязать провести ответчика, не предусмотрены в процедуре внешнего наблюдения.

Представители третьего лица Министерства культуры <адрес> Тихонович и Леюшкина, доверенности в деле, иск считают обоснованным. Леюшкина огласила письменный отзыв на иск, который приобщен к материалам дела.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в силу следующего.

ООО «Д.» является собственником нежилого здания по адресу: Россия, <адрес> «Речной вокзал.1950г.» с 2007г.

Данный объект включен в список памятников истории и культуры <адрес>, подлежащих государственной охране в качестве памятников местного значения, согласно приложению N 3 к Решению исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 345 "О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры" - «Речной вокзал. 1950-е г.г.». Объект имеет паспорт памятника и учетную карточку.

Согласно ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст.40 приведенного закона сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В силу ст.48 закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

ДД.ММ.ГГГГ собственник здания подписал охранное обязательство №425 на объект нежилого фонда, являющийся памятником истории и культуры регионального значения, в соответствии с которым собственник обязуется использовать памятник под административные функции, обеспечивать режим содержания памятника, а также проводить проектные, ремонтно-реставрационные, консервационные, реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния памятника, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством, а также разовыми предписаниями «Госоргана». Собственник также обязуется содержать памятник и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, а также содержать необходимые для обслуживания памятника и его территории штат работников, сторожей-хранителей, содержать территорию памятника в благоустроенном состоянии. При этом собственник также обязуется не производить без разрешения «Госоргана» никаких работ по ремонту, побелке, покраске стен, покрытых живописью, лепки и предметов внутреннего оборудования, являющихся произведением искусства, проводить ремонтно-реставрационные и другие работы по памятнику и его территории за свой счет и своими материалами по предварительному разрешению «Госоргана», обеспечивать указанные работы всей научно-проектной документацией, а именно: обмерами, проектами и научными исследованиями памятника.

Согласно плана ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры в целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования собственник обязан провести следующие работы.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать комплексную научно-проектную документацию на ремонтно-реставрационные работы по зданию и наружным лестницам;

В срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить внутренние ремонтно-реставрационные работы, выполнить ремонтно-реставрационные работы по фасадам здания;

В срок до ДД.ММ.ГГГГ отремонтировать наружные лестницы, расположенные на территории, примыкающей к зданию;

1 раз в 3 года с момента составления акта технического состояния памятника истории и культуры осуществлять текущий профилактический ремонт помещений.

При этом производство работ разрешается только в соответствии с согласованной документацией, по письменному разрешению Госоргана и под наблюдением архитектурного надзора.

Между тем суд не может признать, что собственник ООО «Д.» осуществляет бездействие в отношении памятника в силу следующего.

Факт того, что объект находится в неудовлетворительном для эксплуатации состоянии, стороной ответчика не оспаривается.

В целях приведения Объекта в нормальную эксплуатационную готовность, а также с целью устранения угрозы физической утраты объекта О «Д.» обратилось в Службу по охране объектов культурного наследия <адрес> с просьбой о разъяснении порядка проведения работ по капитальному ремонту объекта (исх.б/н от ДД.ММ.ГГГГ).

Письмом об от ДД.ММ.ГГГГ Служба регламентировала рядок проведения ремонтных работ на объекте.

Во исполнение указанного порядка ООО «Д.» был заключен договор с ООО «С.» на выполнение проектно-сметной документации на ремонтно-реставрационные работы по Объекту, заключен договор с ООО «С.» на выполнение ремонтных работ; получено решение на производство работ по проведению инженерно-технического исследования конструкций №6 от ДД.ММ.ГГГГ; получено заключение по техническому состоянию строительных конструкций крыши Объекта, заключение о техническом состоянии несущих конструкций галерей, пригодности к восстановлению и реконструкции, заключение по обследованию основных конструкций здания, заключение по инженерно-геологическим изысканиям. Получено согласование эскизного проекта (исх.№ 1-834 об от ДД.ММ.ГГГГ). Получены задания на разработку научно-проектной документации для реставрации объекта от ДД.ММ.ГГГГ ода, разработанного ООО «С.», и ДД.ММ.ГГГГ на проведение работ по сохранению объекта, разработанного Службой. Получено разрешение Службы №34-п от ДД.ММ.ГГГГ на производство противоаварийных работ (по замене чердачного перекрытия, несущие конструкции кровли и т.д.). Получено разрешение Службы №42-п от ДД.ММ.ГГГГ на производство работ по ремонту и реставрации фасадов объекта. Разработанная лицензированной проектной организацией ООО «С.» научно-проектная документация направлена ООО «Д.» для согласования в Службу ДД.ММ.ГГГГ (исх. №СЭ-119).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Д.» в очередной раз обратилось в Министерство для получения разрешения на производство работ по сохранению объекта, приложив согласованный с ООО «К.» альбом рабочего проекта реконструкции наружных сетей водоснабжения и канализации, на что ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра культуры <адрес> Д. в письме от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Д.» было отказано в выдаче разрешения на производство указанных работ, сославшись на необходимость предоставления полного комплекта научно-проектной документации.

Учитывая полученный отказ в выдаче разрешения, ООО «Д.» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Министерство с просьбой предоставить вновь разработанный во исполнение п.2 ст.45 ФЗ 73-ФЗ порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

В ответе заместителя министра культуры <адрес> Д. от ДД.ММ.ГГГГ было разъяснено, что порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия не изменился и определен ст.45 ФЗ 73-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия остался прежним и не разработан во исполнение п.2 ст.45 ФЗ №73-ФЗ, ООО «Д.» с целью продолжения проведения работ обратилось в Министерство просьбой продления Разрешений на производство работ по сохранению объектов культурного наследия №42-п от ДД.ММ.ГГГГ и №34-п от ДД.ММ.ГГГГ.

Заместителем министра культуры края Д. в своих ответах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ было указано, что для продления разрешений -п и -п необходимо представить заверенную копию договора с подрядной организацией на осуществление запрашиваемых работ,

что, и было осуществлено ООО «Д.» ДД.ММ.ГГГГ в приложении к письму исх. №СЭ-257.

ДД.ММ.ГГГГ от заместителя министра культуры края Д. получен отказ в продлении разрешений на производство работ по сохранению объекта культурного наследия со ссылкой на решение коллегии экспертов по охране объектов культурного наследия при Министерстве о предоставлении на рассмотрение указанной коллегии экспертов полного проекта на Объект.

Как указывает сторона ответчика, полагая, что Министерство настроено любым способом воспрепятствовать деятельности ООО «Д.», направленной на производство работ по сохранению Объекта, ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил в Министерство письмо (№СЭ-285) с указанием на непринятие со стороны последнего мер по сохранению Объекта, а также ненадлежащее исполнение законодательства в области охраны объектов культурного наследия.

В силу ст.45 приведенного закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия.

Согласно ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 8-3166 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>" к полномочиям краевого органа охраны объектов культурного наследия относятся выдача разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

В силу изложенного суд не может признать бездействие ответчика незаконным.

Между тем на основании приведенных обстоятельств суд делает вывод о том, что ответчиком до настоящего времени не выполнен план мероприятий по ремонтно-реставрационным работам и благоустройству территории памятника истории и культуры в целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования как в результате собственных действий, так и в результате не согласованных действий краевого органа охраны объектов культурного наследия.

Ответчик должен был в соответствии с охранным обязательством разработать комплексную научно-проектную документацию на ремонтно-реставрационные работы по зданию и наружным лестницам, а не по этапам. ДД.ММ.ГГГГ Министерство культуры <адрес> потребовало от ответчика предоставление на рассмотрение коллегии экспертов полного проекта на Объект.

В силу изложенного суд считает, что объект охраны должен быть приведен в надлежащее состояние его собственником, то требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности разработать комплексную научно-проектную документацию на ремонтно-реставрационные работы по зданию и наружным лестницам объекта культурного наследия «Речной вокзал», расположенного по адресу: <адрес> следует удовлетворить.

В части требований прокурору о возложении на ответчика обязанности выполнить внутренние ремонтно-реставрационные работы и ремонтно-реставрационные работы по фасадам здания, отремонтировать наружные лестницы, расположенные на территории, примыкающей к зданию следует отказать, поскольку данные работы по сохранению объекта культурного наследия возможны только на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Таким образом, проведение работ является следующим этапом после согласования Министерством культуры <адрес> ответчику комплексной научно-проектной документации на ремонтно-реставрационные работы и получение разрешения. Данные работы ответчик не отказывается провести, о чем также свидетельствуют выше перечисленные обстоятельства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Обязать ООО «Д.» разработать комплексную научно-проектную документацию на ремонтно-реставрационные работы по зданию и наружным лестницам объекта культурного наследия «Речной вокзал», расположенного по адресу: <адрес>.

В остальной части в иске прокурору <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200