Дело № 2- 2288/2011
Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
19 октября 2011 года Федеральный суд Центрального района гор. Красноярска
В составе: председательствующего - Сударьковой ЕВ
при секретаре - Васютиной ОА
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП
« <данные изъяты>» и Федеральному государственному унитарному предприятию « Главный центр специальной связи» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений действующего законодательства об объектах культурного наследия,
У с т а н о в и л :
Прокурор <адрес> предъявил в суде иск в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП « <данные изъяты>» признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об объектах культурного наследия. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Управление федеральной почтовой связи Красноярского края филиал ФГУП « <данные изъяты>» расположено в здании по <адрес>, которое является объектом культурного наследия регионального значения «Почтамт. Модерн, 1908-1911 гг.Архитектор Соколовский». В ходе осмотра объекта культурного наследия установлено, что в результате бездействия ответчика происходит его разрушение, в частности замачивание и разрушение кирпичной кладки цоколя, брусчатка, примыкающая к станам фасада здания не выполняет функцию отмостков в виду наличия водопроницаемых швов, и отсутствием под слоем брусчатки водонепроницаемого слоя, на фасаде здания имеются многочисленные трещины, разрушения штукатурного слоя, выветривание кирпича наружной версты, осыпание штукатурного слоя, округлых оснований балконов. Карнизная часть стен замочена с кровли, кирпичная кладка наружной версты разрушается, декоративные элементы фасада разрушены, отслоение и осыпание штукатурного слоя и кирпичной кладки происходит на тротуар, деревянные оконные переплеты и коробки поражены гнилью, древесина расслаивается, все сопряжения нарушены. Под окнами первого этажа отсутствуют сливы, кирпич под оконной частью разрушен, сливы под окнами 2 и 3 этажей проржавели. Дверные коробки перекошены, имеют неплотный притвор, порожки сгнили, южный фасад здания находится в неудовлетворительном состоянии, продолжает разрушаться, возможны обрушения штукатурного слоя на тротуар.
В результате бездействия ответчика по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия причиняется вред, существует угроза причинения вреда объекту в дальнейшем, а также угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Просит обязать ответчика оформить в установленном порядке охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия, разработать проект производства ремонтно- реставрационных работ и произвести ремонтно- реставрационные работы в соответствии с утвержденным проектом.
Заявлением от 04 августа 2011 года прокурор изменил круг лиц участвующих в деле, предъявил аналогичные требования к ФГУП « <данные изъяты>». Просит обязать соответчика разработать проект производства ремонтно- реставрационных работ по объекту культурного наследия, расположенному по <адрес>, произвести ремонтно- восстановительные работы по указанному зданию.
В судебном заседании представитель процессуального истца Козлова НЕ предъявленные требования поддержала полностью по изложенным выше основаниям.
Представитель ФГУП « <данные изъяты>» Костюченко ВП, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ предъявленные истцом требования считает не обоснованными, показав, что прокурор просит обязать совершить действия направленные на сохранение объекта культурного наследия филиал ФГУП « <данные изъяты>» - <данные изъяты>, который в соответствии с Положением о филиале является структурным подразделением ФГУП
« <данные изъяты>» и не может отвечать по обязательствам юридического лица. До настоящего времени ФГУП « <данные изъяты>» не оформила доверенность на руководителя филиала на заключение охранного обязательства с <данные изъяты>. Кроме того, согласно ответу на запрос <данные изъяты> 03 февраля 2005 года было заключено охранное обязательство. <данные изъяты> – филиал ФГУП « <данные изъяты>» занимает только часть здания, поэтому проведение ремонтно- реставрационных работ пропорционально занимаемой площади невозможно. Просит отказать в удовлетворении предъявленных требований.
Представитель соответчика ФГУП ГЦСС Кузнецова СИ, действующая на основании доверенности предъявленные истцом требования считает не обоснованными показав, что здание, расположенное по <адрес> общей площадью 2 379,0 квадратных метров находится в пользовании у двух юридических лиц ФГУП ГЦСС занимает нежилые помещения 8,9,10,13,15 общей площадью 559,1 кв. метров. Остальная площадь общей площадью 1819,9 кв. метров находится в пользовании <данные изъяты> – филиал ФГУП «<данные изъяты>». <данные изъяты> подписано охранной обязательство о отношении объекта культурного наследия в части используемых ФГУП ГЦСС помещений, пунктом 4 которого закреплено, что пользователь обязуется совместно с другими пользователями участвовать в выполнении работ по его сохранению и нести издержки за выполнение работ в размере, пропорциональном площади занимаемых площадей. В соответствии с разделом 11 акта от 21 февраля 2011 года ФГУП ГЦСС предписано в срок до 01 февраля 2013 года подготовить и представить на согласование в Госорган проектную документацию на работы по обследованию и сохранению памятника и в срок до 01 декабря 2015 года выполнить работы в соответствии с проектной документацией. Работы необходимо производить в долевом участии с другими пользователями памятника. Полагает, что требования прокурора удовлетворению не подлежат, так как в исковом заявлении прокурором не указано основание иска, работы, указанные в охранном свидетельстве должны производится в долевом участии с другими пользователями памятника, срок выполнения работ определен до 01 января 2015 года и к моменту предъявления иска в суде не истек.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора <данные изъяты> предъявленные прокурором требования считает обоснованными только в части возложения обязанности на ФГУП « <данные изъяты>» заключить охранное обязательство, в остальной части требования считает не обоснованными, поскольку совладелец ФГУП ГЦСС заключил охранное обязательство, где определены все необходимые работы и сроки их выполнения по сохранению объекта культурного наследия. При заключении охранного обязательства ФГУП «<данные изъяты>», в нем также будут указаны работы и сроки их выполнения согласующиеся с уже выданным охранным обязательством. Полагает, что поскольку сроки выполнения работ не истекли, то требования прокурора в части возложения на ответчиков обязанности по выполнению работ в сроки, отличные от охранного обязательства не подлежат удовлетворению.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит предъявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 33 Закона РФ № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года « Об объектах культурного наследия( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно подпунктам 2,10,13,14 п.2 названной нормы государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:
2) государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, формирование и ведение реестра;
10) выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
13) контроль за состоянием объектов культурного наследия;
14) иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
В силу ст. 48 Закона РФ № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется:
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;
местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что решением <данные изъяты> от 16 июня 1980 года за № 384-15 объект культурного наследия « Почтамт. Модерн.1908-1911 гг.Архитектор Соколовский» принят под государственную охрану и включен в реестр объектов культурного наследия Красноярского края, имеющих местное значение. Общая площадь здания составляет 2 379 кв. метров. Нежилые помещения по № 8,9,10,13,15 общей площадью 559,1 кв. метр на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю от 05 мая 2009 года за № 07-450р « О закреплении объекта недвижимости за Федеральным государственным унитарным предприятием « Главный центр специальной связи» переданы ФГУП ГЦСС. Помещения 1,2,3,4,5,6,7,11,12,14,16,17 общей площадью 1819,9 кв. метров закреплены на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 30 декабря 2009 года № 07-556р за <данные изъяты> – филиал ФГУП « <данные изъяты>».
20 октября 2010 года специалистами <данные изъяты> края был произведен осмотр объекта культурного наследия « Почтамт, Модерн 1908 -1911гг. Архитектор Соколовский»расположенного по ул. Ленина, 62 в гор. Красноярске.
В результате осмотра памятника было установлено, что происходит замачивание и разрушение кирпичной кладки цоколя;
- к стенам фасада примыкает брусчатка, которая не выполняет функцию отмостки ввиду наличия водопроницаемых швов и отсутствия под слоем брусчатки водонепроницаемого слоя;
- по стенам фасада выявлены многочисленные следы разрушения штукатурного слоя и выветривания кирпича наружной версты. Осыпание штукатурного слоя округлых оснований балконов происходит прямо на тротуар. Карнизная часть стены замочена с кровли, штукатурный слой и кирпичная кладка наружной версты разрушается;
- декор имеет разрушения в виде многочисленных растрескиваний, отслоений и осыпаний штукатурного слоя, разрушений кирпичной кладки. Металлические отливы на элементах декора пришли в негодность, проржавели искривлены, местами отсутствуют;
- деревянные оконные переплеты и коробки поражены гнилью, древесина расслаивается, все сопряжения нарушены. Под окнами 1-го этажа отсутствуют сливы, кирпич под оконной частью разрушен. Сливы под окнами 2-го и 3-го этаже погнуты, проржавели. Дверные полотна и коробки перекошены, имеют неплотный притвор, порожки сгнили;
- южный фасад памятника находится в неудовлетворительном состоянии, продолжает разрушаться, возможны обрушения штукатурного слоя фасада на тротуар.
В результате бездействия пользователей в части проведения работ по сохранению памятника, памятнику причиняется вред, существует угроза разрушения памятника в дальнейшем, а также угроза причинения вреда жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст. 63 Закона РФ «« Об объектах культурного наследия
( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» между <данные изъяты> и ФГУП ГЦСС 21 февраля 2011 года за № 597 подписано охранное обязательство в части используемых последним помещений общей площадью 559,1 кв. метр
Пунктом 4 охранного обязательства закреплена обязанность пользователя совместно с другими пользователями памятника участвовать в выполнении работ по его сохранению и несению издержек по выполнению работ по его сохранению в размере пропорциональном занимаемой площади.
В соответствии с разделом 11 Акта от 21 февраля 2011 года № 1 « План ремонтно- реставрационных работ по Памятнику культуры и благоустройству его территории» соответчику ФГУП ГЦСС предписано в срок до 01 февраля 2013 года подготовить и предоставить на согласование в Министерство культуры Красноярского края проектную документацию на работы по обследованию и сохранению памятника.
В срок до 01 декабря 2015 года выполнить работы по сохранению памятника культуры в соответствии с согласованной <данные изъяты> документацией.
В качестве примечания к данному разделу указано, что работы по сохранению памятника необходимо производить в долевом участии с другими пользователями памятника( в объеме соразмерном площади помещений, занимаемых в памятнике).
Охранное обязательство со вторым пользователем объекта культурного наследия ФГУП « <данные изъяты>» до настоящего времени не подписано в виду уклонения последнего от подписания охранного обязательства.
Установленные по делу обстоятельства, кроме объяснений участников процесса подтверждаются решением Исполком Красноярского краевого Совета народных депутатов № 384-15 от 16 июня 1980 года « О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в свете Закона СССР и Закона РСФСР « Об охране и использовании памятников истории и культуры» в крае, паспортом на памятник истории и культуры Красноярского края, учетной карточкой, неоднократными обращениями Министерства культуры Красноярского края к ФГУП « Почта России « О необходимости заключения охранного обязательства», актом осмотра объекта культурного наследия от 20 октября 2010 года, охранным обязательством № 597 от 21 февраля 2011 года, другими материалами дела, исследованными в суде.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
До принятия указанного Федерального закона вопросы, связанные с охраной, использованием, выявлением, учетом, реставрацией памятников истории и культуры и распространением знаний о них, регулировались Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
Положениями указанного Закона (статьи 1, 10, 39) определено, что все памятники истории и культуры, находящиеся на территории РСФСР, охраняются государством. Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в соответствии с требованиями Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
Согласно пункту 3 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном этим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры».
Пунктом 59 упомянутого Положения об охране и использовании памятников истории и культуры установлено, что порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
Согласно п.5 Административного регламента <данные изъяты> по исполнению государственной функции « Оформление охранных обязательств собственника и пользователя объектов культурного наследия» охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия ( собственника объекта культурного наследия) является подлежащим государственной регистрации обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества. Иными словами охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия – это специальный документ, по которому пользователь (или собственник) объекта культурного наследия принимает на себя обязательства по сохранению объекта. В обязательстве содержится максимально полная информация о памятнике: наименование, адрес, год создания, предмет охраны, прописаны права и обязанности сторон, ограничения, связанные с использованием памятника и его территории. К обязательству прилагается акт технического состояния, в нем есть описание объекта и необходимые меры по его восстановлению.
Охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия ( памятника истории и культуры) регионального значения « Почтамт, Модерн, 1908-1911 гг. Архитектор Соколовский» выдано одному из пользователей ФГУП ГЦСС. Поскольку проведение работ по сохранению памятника невозможно без получения вторым пользователем ФГУП « <данные изъяты>» охранного свидетельства, суд считает, что единственным способом защиты нарушенного права является возложение обязанности на соответчика ФГУП « <данные изъяты>» по получению такого охранного обязательства.
Требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности по разработке проекта ремонтно- реставрационных работ и проведения ремонтно- реставрационных работ не подлежат удовлетворению, поскольку права и обязанности пользователя объекта культурного наследия определяются <данные изъяты> как органом исполнительной власти субъекта РФ на который возложена обязанность по осуществлению государственной функции по оформлению охранных обязательств. До определения перечня работ и ограничений по пользованию объекта культурного наследия, отсутствуют предусмотренные законом основания для возложения такой обязанности на ответчиков.
Более того, обязательства, содержащиеся в охранном обязательстве № 597 от 21 февраля 2011 года выданного ФГУП ГЦСС могут быть исполнены только в долевом участии с другими пользователями объекта. Сроки исполнения требований охранного обязательства, выданного ФГУП ЦГСС на момент рассмотрения дела в суде не наступили и не нарушены никем из ответчиков. Таким образом, требования прокурора в этой части не основаны на нормах действующего законодательства и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Обязать ФГУП « <данные изъяты>» в установленном законом порядке получить в <данные изъяты> охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения « Почтамт. Модерн. 1908 -1911 гг. Архитектор Соколовский», расположенный в <адрес>.
В остальной части предъявленных прокурором <адрес> требований - отказать.
Решение может быть обжаловано, а прокурором внесено представление в <адрес>вой суд в течение 10- ти дней с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: