Дело №2-3437/2011г.
Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
31 октября 2011 года Федеральный суд Центрального района г.Красноярска
В составе: председательствующего - Сударьковой ЕВ
При секретаре - Васютиной ОА
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> к <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия, направленные на снижение уровней шума и вибрации в жилых помещениях,
У с т а н о в и л :
<данные изъяты> предъявило в суде иск к <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия, направленные на снижение уровней шума и вибрации в жилых помещениях. Свои требования истец мотивировал тем, что в результате бездействия <данные изъяты> на протяжении длительного времени нарушаются законные права неопределенного круга граждан на благоприятную среду обитания, под которой понимается такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которых возможны достойная жизнь и здоровье человека.
В 2009-2010 гг. в адрес Управления неоднократно поступали обращения граждан, проживающих в жилых домах расположенных в <адрес> <адрес> <адрес> пр. им. газ. «<адрес> содержащие жалобы на неудовлетворительные условия проживания - воздействие шума, вибрации, связанных с движением городского наземного транспорта в <адрес>.
На основании указанных обращений граждан и в рамках социально-гигиенического мониторинга Управлением <данные изъяты> проведены измерения уровней проникающего шума и вибрации и экспертиза условий проживания в апреле 2009 г. в жилых помещениях домов по <адрес>, пр. им. газ. «<адрес> в феврале 2010 г. в жилых помещениях домов по пр. имени газеты «<адрес> <адрес>, 11, в апреле 2010г. в жилых помещениях домов по пр. имени газеты «<адрес>.
Как следует из экспертных заключений в результате проведенных обследований и измерений уровней проникающего шума и вибрации от транспортных потоков в жилых домах, указанные жилые дома выходят окнами на проезжую часть автодороги внутригородского значения. По полотну автодороги, в обе стороны осуществляется движение транспортных потоков, в том числе легковых, грузовых автомобилей и трамваев. Фасады указанных домов и окна квартир по отношению к краю бордюра автодороги и полотну трамвайных путей расположены на расстоянии от 4 до 12м.
В ходе проведения экспертизы установлено, что внешними источниками шума и вибрации, проникающих в жилые помещения квартир и влияющими на условия проживания жильцов являются потоки автомобильного и рельсового транспорта (трамваев), двигающихся по проезжей части <адрес>, <адрес>, пр. им. газ. Красноярский рабочий в <адрес>.
С целью определения степени влияния транспортных потоков на условия проживания жильцов указанных квартир и выполнения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов была проведена оценка результатов инструментальных измерений уровней проникающего шума и вибрации в жилых помещениях квартир, выполненных в апреле 2009 г. и в феврале, апреле 2010 г.
По результатам проведенных инструментальных измерений установлено, что проникающий в квартиры шум определяется по спектру как широкополосный; по временным характеристикам – колеблющийся, вибрация - общая транспортная от внешних источников (городского рельсового транспорта и автотранспорта)..
Измеренные в апреле 2009 г. эквивалентные и максимальные уровни звука (дБА) проникающие в жилые помещения квартир, расположенных по адресу: <адрес> составили соответственно от 52 до 58 дБА и от 59 до 69 дБА и превысили нормируемые для жилых помещений уровни шума соответственно 40 дБ А и 55 дБ А предельно допустимые уровни для дневного времени суток, установленные разделом 6.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» (далее -СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00).
Измеренные в апреле 2009 г. эквивалентные корректированные и максимальные уровни вибрации (дБ), проникающие в жилые помещения квартир, составили соответственно от 68 до 73 дБ и от 74 до 85 дБ и превысили нормируемые для жилых помещений уровни вибрации соответственно 67 дБ и 82 дБ уровни, установленные СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 тир, составили соответственно от 68 до 73 дБ и от 74 до 85 дБ и превысили нормируемые для жилых помещений уровни вибрации, установленные разделом 6.2 СанПиН ( соответственно 67 дБ и 82 дБ).
Измеренные в феврале 2010 г. эквивалентные и максимальные уровни звука (дБА) проникающие в жилые помещения квартир от транспортных потоков составили: эквивалентные уровни звука 42-57 дБА при норме 40 дБА, при норме 55 дБ А, превышение составило 1-9 дБ А.
Измеренные в феврале 2010 г. эквивалентные корректированные и максимальные уровни вибрации (дБ), проникающие в жилые помещения квартир от транспортных потоков составили: эквивалентные уровни вибрации 70-72 дБ при норме 67 дБ, превышение составило 3-12 дБ, измеренные максимальные уровни вибрации составили 84- 90 дБ при норме 82 дБ, превышение составило 2-8 дБ.
Измеренные в апреле 2010 г. эквивалентные и максимальные уровни звука (дБА), проникающего в жилые помещения квартир, расположенных по адресам: пр. им. газ. «<адрес> <адрес>, составили соответственно от 52 до 63 дБА и превысили нормируемые для жилых помещений для дневного времени суток предельно допустимые уровни шума (соответственно 40 дБА и 55 дБ А), установленные разделом 6.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00
Измеренные в апреле 2010 г. эквивалентные корректированные уровни вибрации (дБ), проникающей в жилые помещения названных выше квартир, составили от 74 до 75 дБ и превысили нормируемые для жилых помещений уровни вибрации, установленные разделом 6.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 (соответственно 67 дБ).
По заключениям эксперта проникающие эквивалентные и максимальные уровни шума, эквивалентные корректированные и максимальные уровни вибрации в жилых помещениях квартир по <адрес>, 75, пр. им. газ. «Красноярский рабочий», <адрес> не соответствуют допустимым уровням, установленным СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.
Полученные при инструментальном контроле характеристики шума и вибрации (высокие уровни, интенсивность, характер спектра, непостоянность по частоте, длительное хроническое воздействие в условиях проживания) свидетельствуют о том, что имеющиеся в дневное время суток шум и вибрация от транспортных потоков (автомобильного и городского рельсового транспорта) оказывают неблагоприятно воздействие на функциональное состояние организма жителей названных выше жилых домов и способствуют возникновению и развитию у них патологических изменений со стороны органов слуха, сердечно-сосудистой и нервной системы.
Управлением <данные изъяты> в 2009 году направлены письма в адрес органов местного самоуправления <адрес> с анализом данных о шумовом и вибрационном воздействии транспортного движения по <адрес>, <адрес>», предложениями по защите жилых и общественных зданий от транспортного шума, реализация которых привела бы к снижению негативного воздействия движения городского транспорта на население города до уровней, установленных санитарным законодательством.
Однако по результатам проведенных в феврале, апреле 2010 г. инструментальных замеров уровней шума и вибрации установлено, что органами местного самоуправления <адрес> не проведены необходимые мероприятия по снижению негативного воздействия движения городского транспорта на население города до уровней, установленных санитарным законодательством.
Просит обязать администрацию <адрес> организовать и провести в срок 3 месяца со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу научно-технические исследования (разработки) по определению исчерпывающего и необходимого комплекса мероприятий для снижения уровней шума и вибрации от транспортных потоков в жилых помещениях, расположенных в <адрес> по адресам ул.. <адрес>, <адрес>, 11, по пр. имени газеты «<адрес>, <адрес>, до значений, предусмотренных разделами 6.1, 6.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00, обязать на основании проведенных научно-технических исследований в срок 1 месяц со дня их окончания, разработать и согласовать с Управлением <адрес> план проведения мероприятий по снижению уровней шума и вибрации в жилых помещениях указанных выше домов в соответствии с требованиями разделов 6.1, 6.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 с указанием в плане конкретных сроков осуществления каждого из мероприятий, обязать администрацию <адрес> в целях устранения сохраняющихся нарушений требований разделов 6.1, 6.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 осуществить на практике комплекс мероприятий по снижению до нормируемых СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 значений уровней шума и вибрации в жилых помещениях, расположенных в <адрес> по адресам ул.. <адрес>, <адрес>, 11, по пр. имени газеты «Красноярский рабочий» №75, 77, 79,104,106 согласно разработанному и согласованному с Управлением <адрес> плану мероприятий в сроки, определенные указанным планом.
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истец изменил круг лиц участвующих в деле, предъявив требования к <адрес> <адрес> и Департаменту городского хозяйства администрации <адрес>, а также уточнив требования к каждому из ответчиков.
Просит признать незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, бездействие администрации города, департамента транспорта и Департамента городского хозяйства администрации <адрес> выраженное в неисполнении требований разделов 6.1, 6.2 приложений №3 и № 4 санитарно- эпидимиологических правил и нормативов СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидимиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 « Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки, пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» по обеспечению допустимых уровней шума и вибрации в жилых помещениях граждан, проживающих по <адрес>
Обязать администрацию города, <данные изъяты> и <данные изъяты> совместно устранить названные в пункте 1 искового заявления нарушения требований санитарного законодательства в виде превышения уровней шума и вибрации в жилых помещениях, обусловленных влиянием от содержания и эксплуатации названных в пункте 1 заявления автомобильных дорог и путей движения рельсового транспорта.
Обязать администрацию <адрес> организовать проведение научно- технических исследований( разработок по определению необходимого комплекса мероприятий для снижения уровня шума и вибрации в названных в пункте 1 заявления жилых помещениях до допустимых значений, предусмотренных пунктами 6.1,6.2 приложениями № № 3 и 4 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидимиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.562-96 « Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки, пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.566-96, с тем чтобы указанные исследования были закончены в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию <адрес> на основании проведенных научно- технических исследований, в срок 1 месяц со дня их окончания, организовать разработку и представить в управление <данные изъяты> план мероприятий по снижению уровней шума и вибрации в жилых помещениях домов по <адрес>, <адрес>, в соответствии с требованиями пунктов 6.1, 6.2 приложений №3,4 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидимиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 « Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки, пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 с расчетами ожидаемой эффективности таких мероприятий с указанием в плане конкретных сроков осуществления каждого из мероприятий и их исполнителей.
Обязать администрацию <адрес> в целях устранения сохраняющихся нарушений пунктов 6.1, 6.2 приложений №3,4 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидимиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 « Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки, пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 организовать и проконтролировать проведение комплекса мероприятий по снижению шума и вибрации в жилых помещениях, расположенных в <адрес>, согласно разработанному плану мероприятий в сроки, определенные указанным планом, подтвердив эффективность мероприятий результатами лабораторных измерений уровней шума и вибрации в жилых помещениях.
Обязать <данные изъяты> и <данные изъяты> с привлечением необходимых специалистов, в соответствии с возложенными на них задачами и функциями, совместно провести научно- исследовательские ( разработки) по определению комплекса мероприятий по снижению уровней шума и вибрации в жилых помещениях, расположенных в жилых домах по <адрес>,до допустимых значений, предусмотренных п.6.1 и 6.2 приложениями № 3 и 4 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидимиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 « Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки, пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 с тем чтобы указанные исследования и разработки были закончены в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать <данные изъяты> и <данные изъяты> на основании произведенных научно – технических исследований в срок 1 месяц со дня их окончания, совместно разработать план мероприятий по снижению уровней шума и вибрации в жилых помещениях домов по <адрес> в соответствии с требованиями п.6.1 и 6.2 приложениий № 3 и 4 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидимиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 « Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки, пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 с расчетами ожидаемой эффективности таких мероприятий, с указанием в плане конкретных сроков осуществления каждого из мероприятий и их исполнителей.
Обязать <данные изъяты> и <данные изъяты> в целях устранения сохраняющихся нарушений требований пунктов 6.1, 6.2 приложений № 3 и № 4 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, пункта 6.3, таблицы 3 СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96, пункта 6.3, таблицы3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 согласно своей компетенции, возложенных на них функций и задач, реализовать комплекс мероприятий по снижению до нормируемых ( допустимых значений) уровней шума и вибрации в жилых помещениях домов по <адрес> в соответствии с разработанным планом таких мероприятий исходя из характера мероприятий и их относимости к деятельности Департамента транспорта городского хозяйства администрации города в сроки, определенные указанным планом, подтвердив эффективность мероприятий результатами лабораторных измерений уровне шума и вибрации в жилых помещениях.
Заявлением от 01 ноября 2011 года истец изменил предъявленные требования просит признать незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, бездействие <данные изъяты> выраженное в неисполнении требований разделов 6.1, 6.2 приложений №3 и № 4 санитарно- эпидимиологических правил и нормативов СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидимиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 « Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки, пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» по обеспечению допустимых уровней шума и вибрации в жилых помещениях граждан, проживающих по <адрес>
Обязать <данные изъяты> устранить указанные нарушения и обеспечить снижение уровня шума и вибрации в жилых помещениях граждан, проживающих по <адрес> до допустимых значений, предусмотренных п.6.1 и 6.2 приложениями № 3 и 4 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидимиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 « Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки, пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 в срок 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию <данные изъяты> результаты лабораторных измерений уровней шума и вибрации в жилых помещениях проживающих по <адрес>
В судебном заседании представители истца Мальцев СН, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Черненко ВВ, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Толкачева ОВ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, предъявленные требования поддержали полностью по изложенным выше основаниям с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации <адрес> ОИ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ предъявленные требования считает необоснованными, показав, в целях реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности Управление Роспотребнадзора имеет право самостоятельно организовывать проведение необходимых мероприятий, испытаний, экспертиз, анализов, оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности. Таким образом, проведение научных исследований относится к компетенции Управления Роспотребнадзора. Относительно органов местного самоуправления аналогичных норм в действующем законодательстве нет. Администрация города не является организацией, предметом деятельности которой является проведение научных исследований. В принятии решений по вопросам местного значения в соответствии с.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельны.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что причиной шума и вибрации в жилых домах по <адрес> является движение трамваев. Обязанности по осуществлению мероприятий по снижению уровня шума и вибрации в соответствии с нормами действующего законодательства адресованы владельцам транспортных средств и лицам, ответственным за содержание и эксплуатацию объектов в области дорожного хозяйства, содержание и эксплуатацию жилищного фонда. Согласно р.1 Регламента исполнения Департаментом городского хозяйства администрации города муниципальных функций, функция по организации и содержанию муниципального жилищного фонда передана Департаменту городского хозяйства администрации города. Реализация функций по организации перевозок и дорожного движения возложена на Департамент транспорта. Таким образом, требования истца должны быть адресованы к указанным Департаментам, а администрация города является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску.
Просит отказать в удовлетворении предъявленных требований.
Представитель соответчика <данные изъяты> Иваненкова СФ, действующая на основании доверенности № 65 от ДД.ММ.ГГГГ предъявленные требования считает не обоснованными, полагает, что истец не наделен правом на предъявление в суде иска в интересах неопределенного круга лиц. Требования истца не содержат оснований, непонятно какие обязанности или функции не исполнил Департамент городского хозяйства, что повлекло превышение допустимых пределов уровня шума и вибрации в жилых домах. Истец не представляет каким образом, уровень шума может и должен быть уменьшен. Полагает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении предъявленного иска.
Представитель соответчика <данные изъяты>, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ предъявленные требования считает не обоснованными, показав, что основными функциями и задачами <данные изъяты> является организация движения общественного транспорта, заключение договоров перевозки с частными перевозчиками, составление схем и маршрутов движения. Регулирование движения личного транспорта, грузовых перевозок не относится к полномочиям <данные изъяты>. Полагает, что <данные изъяты> является ненадлежащим ответчиком по предъявленным требованиям и просит в удовлетворении требований отказать.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд находит предъявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона РФ № « О санитарно- эпидимиологическом благополучии населения»
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
в силу п.2 указанной нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно статье 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года
граждане имеют право:
на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
В силу ст. 12 названного Закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Указанные вопросы относятся в соответствии со ст. 16 Закона РФ № 131- ФЗ от 06 октября 2003 года « Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что в 2009-2010 гг. в адрес <данные изъяты> неоднократно поступали обращения граждан, проживающих в жилых домах расположенных в <адрес> содержащие жалобы на неудовлетворительные условия проживания - воздействие шума, вибрации, связанных с движением городского наземного транспорта в <адрес>.
На основании указанных обращений граждан и в рамках социально-гигиенического мониторинга <данные изъяты> проведены измерения уровней проникающего шума и вибрации и экспертиза условий проживания в апреле 2009 г. в жилых помещениях домов по <адрес> в феврале 2010 г. в жилых помещениях домов по <адрес> в апреле 2010г. в жилых помещениях домов по <адрес>.
Как следует из экспертных заключений в результате проведенных обследований и измерений уровней проникающего шума и вибрации от транспортных потоков в жилых домах, указанные жилые дома выходят окнами на проезжую часть автодороги внутригородского значения. По полотну автодороги, в обе стороны осуществляется движение транспортных потоков, в том числе легковых, грузовых автомобилей и трамваев. Фасады указанных домов и окна квартир по отношению к краю бордюра автодороги и полотну трамвайных путей расположены на расстоянии от 4 до 12м.
В ходе проведения экспертизы установлено, что внешними источниками шума и вибрации, проникающих в жилые помещения квартир и влияющими на условия проживания жильцов являются потоки автомобильного и рельсового транспорта (трамваев), двигающихся по проезжей части <адрес>
С целью определения степени влияния транспортных потоков на условия проживания жильцов указанных квартир и выполнения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов была проведена оценка результатов инструментальных измерений уровней проникающего шума и вибрации в жилых помещениях квартир, выполненных в апреле 2009 г. и в феврале, апреле 2010 г.
По результатам проведенных инструментальных измерений установлено, что проникающий в квартиры шум определяется по спектру как широкополосный; по временным характеристикам – колеблющийся, вибрация - общая транспортная от внешних источников (городского рельсового транспорта и автотранспорта)..
Измеренные в апреле 2009 г. эквивалентные и максимальные уровни звука (дБА) проникающие в жилые помещения квартир, расположенных по адресу: <адрес> составили соответственно от 52 до 58 дБА и от 59 до 69 дБА и превысили нормируемые для жилых помещений уровни шума соответственно 40 дБ А и 55 дБ А предельно допустимые уровни для дневного времени суток, установленные разделом 6.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» (далее -СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00).
Измеренные в апреле 2009 г. эквивалентные корректированные и максимальные уровни вибрации (дБ), проникающие в жилые помещения квартир, составили соответственно от 68 до 73 дБ и от 74 до 85 дБ и превысили нормируемые для жилых помещений уровни вибрации соответственно 67 дБ и 82 дБ уровни, установленные СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 тир, составили соответственно от 68 до 73 дБ и от 74 до 85 дБ и превысили нормируемые для жилых помещений уровни вибрации, установленные разделом 6.2 СанПиН ( соответственно 67 дБ и 82 дБ).
Измеренные в феврале 2010 г. эквивалентные и максимальные уровни звука (дБА) проникающие в жилые помещения квартир от транспортных потоков составили: эквивалентные уровни звука 42-57 дБА при норме 40 дБА, при норме 55 дБ А, превышение составило 1-9 дБ А.
Измеренные в феврале 2010 г. эквивалентные корректированные и максимальные уровни вибрации (дБ), проникающие в жилые помещения квартир от транспортных потоков составили: эквивалентные уровни вибрации 70-72 дБ при норме 67 дБ, превышение составило 3-12 дБ, измеренные максимальные уровни вибрации составили 84- 90 дБ при норме 82 дБ, превышение составило 2-8 дБ.
Измеренные в апреле 2010 г. эквивалентные и максимальные уровни звука (дБА), проникающего в жилые помещения квартир, расположенных по адресам: <адрес>, составили соответственно от 52 до 63 дБА и превысили нормируемые для жилых помещений для дневного времени суток предельно допустимые уровни шума (соответственно 40 дБА и 55 дБ А), установленные разделом 6.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00
Измеренные в апреле 2010 г. эквивалентные корректированные уровни вибрации (дБ), проникающей в жилые помещения названных выше квартир, составили от 74 до 75 дБ и превысили нормируемые для жилых помещений уровни вибрации, установленные разделом 6.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 (соответственно 67 дБ).
По заключениям эксперта проникающие эквивалентные и максимальные уровни шума, эквивалентные корректированные и максимальные уровни вибрации в жилых помещениях квартир по <адрес> <адрес> не соответствуют допустимым уровням, установленным СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.
Полученные при инструментальном контроле характеристики шума и вибрации (высокие уровни, интенсивность, характер спектра, непостоянность по частоте, длительное хроническое воздействие в условиях проживания) свидетельствуют о том, что имеющиеся в дневное время суток шум и вибрация от транспортных потоков (автомобильного и городского рельсового транспорта) оказывают неблагоприятно воздействие на функциональное состояние организма жителей названных выше жилых домов и способствуют возникновению и развитию у них патологических изменений со стороны органов слуха, сердечно-сосудистой и нервной системы.
<данные изъяты> в 2009 году направлены письма в адрес органов местного самоуправления <адрес> с анализом данных о шумовом и вибрационном воздействии транспортного движения по <адрес>», предложениями по защите жилых и общественных зданий от транспортного шума, реализация которых привела бы к снижению негативного воздействия движения городского транспорта на население города до уровней, установленных санитарным законодательством.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года « Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относятся:
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них,
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
- утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
В соответствии с п.1 ст.8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселения.
Осуществляя указанную деятельность органы местного самоуправления должны заниматься территориальным планированием, которое включает в себя комплекс мероприятий по развитию территорий с учетом требований в том числе и санитарно- эпидимиологического законодательства. Как установлено исследованными по делу доказательствами в жилых помещениях граждан, проживающих в домах по <адрес> уровни шума и вибрации не соответствуют предельно допустимым, установленными санитарными правилами. Администрацией города как органом местного самоуправления не предпринималось каких- либо мер для установления причин превышения предельно допустимых значений уровня шума и вибрации, и способов их уменьшения до нормативных.
Таким образом, суд считает, что бездействие органов местного самоуправления по уменьшению воздействия на жителей указанных домов неблагоприятных факторов среды обитания должно быть признано незаконным и на администрацию города должна быть возложена обязанность по обеспечению допустимых уровней вибрации и шума в жилых помещениях граждан проживающих в многоквартирных жилых домах по <адрес>
Требования истца о признании незаконным бездействия <данные изъяты> выразившееся в неисполнении требований разделов 6.1, 6.2 приложений №3 и № 4 санитарно- эпидимиологических правил и нормативов СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидимиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 « Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки, пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» по обеспечению допустимых уровней шума и вибрации в жилых помещениях граждан удовлетворению не подлежат, поскольку причина увеличения уровня шума и вибрации и конкретные меры по приведению их в соответствие с санитарными правилами и нормативами не определены. В зависимости от установления причины Администрация <адрес> должна разработать комплекс мер по снижению уровня шума и вибрации в указанных выше жилых домах и возложить их исполнение на органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Только при наличии установленной обязанности по исполнению тех или иных мер суд вправе дать оценку деятельности того или иного органа местного самоуправления по их исполнению. В судебном заседании истцом не определено какие конкретно функции не выполнил Департамент городского хозяйства и Департамент транспорта администрации города, которые привели к созданию неблагоприятных условий проживания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Признать незаконным бездействие <данные изъяты> по неисполнению требований п.п.6.1 и 6.2 приложений №3 и № 4 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидимиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 6.3, таблицы 3 СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 « Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки, пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» по обеспечению допустимых уровней шума и вибрации в жилых помещениях граждан, проживающих по <адрес>
Обязать <данные изъяты> в течение года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить снижение уровня шума и вибрации в жилых помещениях граждан проживающих в <адрес> до допустимых значений, предусмотренных п.п.6.1 и 6.2 приложений №3 и № 4 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидимиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 6.3, таблицы 3 СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 « Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки, пункта 6.3, таблицы 3 Санитарных норм СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий».
В остальной части предъявленных истцом требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Федеральный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: