РЕШЕНИЕ о признании решения незаконным и возложении обязанности предоставить денежную выплату на приобретение жилья



Гражданское дело

Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 15 августа 2011 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Петелиной Н.В.,

при секретаре Цоцколаури А.Ш.,

с участием старшего помощника прокурора Центрального района г.Красноярска Полянской Е.Н.,

представителя истицы Х ГН,

представителя ответчика С ЕЮ,

представителя третьего лица К НС,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах П ВЯ к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд в интересах П ВЯ с иском к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения незаконным, о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Свои требования мотивировал следующим.

П ВЯ является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ее сыну П ВН.

ДД.ММ.ГГГГ П ВЯ с собственником заключили договор найма жилого помещения, согласно условиям которого собственник предоставил истице в пользование комнату в <адрес>, площадью 17,2 кв.м., сроком на 3 года со дня подписания договора.

Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ П ВЯ признана нуждающейся в жилом помещении, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны.

ДД.ММ.ГГГГ П ВВ обратилась с заявлением в Министерство социальной политики <адрес> о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Решением комиссии Министерства социальной политики <адрес> в предоставлении П ВВ единовременной денежной выплаты на приобретение жилья было отказано. Отказ был мотивирован тем, что вдова участника ВОВ проживает совместно с собственником жилого помещения – сыном.

Считает отказ Министерства социальной политики незаконным, поскольку П ВВ имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки, так как является нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, устанавливающего, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилым помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма истица не имеет, проживает в квартире сына на основании договора найма, совместное хозяйство с собственником не ведет. Основания считать П ВВ членом семьи собственника жилого помещения отсутствуют. По этому основанию органом местного самоуправления по месту жительства П ВВ была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не отменено.

В связи с изложенным, у Министерства социальной политики <адрес> отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении П ВВ мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Просит признать решение Министерства социальной политики <адрес> об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения П ВЯ незаконным, обязать ответчика предоставить П ВЯ единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в размере, установленном действующим законодательством.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> П ЕН. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду дополнила, что жилой дом, в котором проживает истица является аварийным, в связи с чем имеется дополнительное основание для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и удовлетворения требований прокурора.

Истица П ВЯ в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы Х ГН, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала в полном объеме. Суду дополнила, что в жилом доме по адресу: <адрес> П ВЯ проживает уже очень много лет, раньше вместе с ней в квартире жил ее муж П НИ, который умер в 2005 году. Собственниками дома являлись П НИ и Н ИИ, в дальнейшем П ВН – сын истицы купил у них доли в жилом доме и стал единоличным собственником. Фактически жилой дом состоял из двух квартир, в одной из них жили истица с мужем, а после смерти П НИ осталась проживать одна истица. Весь дом находился в аварийном состоянии. П ВН разрушил свою половину дома, где он проживал с семьей и на этом месте стал возводить новый дом. П ВЯ продолжает проживать в доме, который находится в аварийном состоянии, он неблагоустроен с печным отоплением, зимой промерзает, отсутствуют туалет, ванная, горячее водоснабжение. В силу возраста ей тяжело протапливать печь, справляться с хозяйством.

Представитель ответчика - Министерства социальной политики <адрес> С ЕЮ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , исковые требования не признала в полном объеме. В обоснование своих возражений пояснила следующее.

Фактом, имеющим юридическое значение, от которого зависит возникновение у вдовы участника Великой Отечественной войны права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем, согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» является факт ее нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 ЖК РФ. П ВЯ проживает в доме по адресу: <адрес>1, общей площадью 65,0 кв.м., принадлежащем на праве собственности ее сыну П ВН. В указанном доме, кроме П ВЯ и П ВН проживает П ВВ – супруга сына истицы. Проживает П ВЯ в данном доме с ДД.ММ.ГГГГ то есть вселена была в него задолго до вселения сына П ВН и задолго до приобретения им права собственности на дом. Следовательно на момент приобретения П ВН права собственности на дом истица имела равное с ним право пользования этим помещением. В силу ч.1 ст. 31 ЖК РФ П ВЯ с ДД.ММ.ГГГГ является членом семьи собственника жилого помещения. Исходя из общей площади жилого дома, обеспеченность каждого члена семьи общей площадью жилого помещения более учетной нормы. Кроме того, П ВН и П ВВ принадлежит на праве собственности по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица - администрации <адрес> К НС, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями согласилась, полагает их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

П ВЯ зарегистрирована в домовладении по адресу: <адрес> общей площадью 68,7 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ. Домовладение находится в собственности сына истицы П ВН. На основании заключения МВК от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение – <адрес> признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям по основаниям п.33 абзаца 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , техническое состояние конструкции жилого помещения – аварийное. В силу положений п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ и п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ П ВЯ признана нуждающейся в жилом помещении и имеющей внеочередное право на обеспечение мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий (распоряжение администрации района от ДД.ММ.ГГГГ ), следовательно имеет право на получение единовременной денежной выплаты в порядке, установленном п.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 3 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», то есть вне очереди.

Заслушав доводы участников процесса, допросив свидетеля, исследовав представленные суду доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. «а»-«ж» и «и» п.п.1 ст.2 закона предоставляется, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.п. 4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий включают в себя обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ч.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» п.1 постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ.

В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.

В силу п.6 ст.1 указанного Закона его действие распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается удостоверением, выданным УСЗН <адрес>, свидетельством о регистрации брака между П НИ и Г ВЯ, военным билетом П НИ, свидетельством о смерти П НИ, П ВЯ является вдовой участника Великой Отечественной войны П НИ и соответственно имеет право на предоставление льгот, установленных ст.15 Федерального закона «О ветеранах».

Как следует из положений п.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона.

Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается пояснениями представителя истицы, показаниями свидетеля П ВН, а также письменными доказательствами -выпиской из домовой книги, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, П ВЯ проживает и состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, где проживала совместно с супругом П НИ в отдельно стоящем доме, указанным как <адрес>. После смерти мужа с 2005 года стала проживать одна. ДД.ММ.ГГГГ сын истицы П ВН на основании договора купли-продажи приобрел 9/16 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел остальные 7/16 доли в праве собственности. Весь жилой дом фактически состоял из двух квартир, в одной из которой проживает истица, в другой ее сын с супругой. Поскольку дом находился в аварийном состоянии, П ВН снес часть дома, в которой проживал с женой и на этом месте стал строить новый дом, право собственности на который в настоящее время еще не оформил. То есть фактически тот объект недвижимости, который он приобрел на основании договоров купли-продажи, на данный момент уже не существует.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля П ВН подтвердил вышеуказанные факты, пояснил, что действительно его мать П ВЯ проживает в части дома, который находится в аварийном состоянии, там отсутствуют элементарные удобства, дом разрушается, печное отопление. В этом доме она проживала еще со своим мужем, его, свидетеля, отцом. Вторая часть дома, в которой проживал он с женой также была в аварийном и полуразрушенном состоянии, непригодном для проживания, он его снес и на этом месте выстроил новый дом, право собственности на который еще не успел оформить.

Согласно акту проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия в составе главного специалиста правового отдела администрации <адрес>, начальника отдела по работе с гражданами пожилого возраста, инвалидами, военнослужащими управления социальной защиты населения администрации <адрес>, начальника отдела по работе с населением и общественностью администрации <адрес>, главного специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Центрального хозяйства, обследовала жилищные условия вдовы участника ВОВ П ВЯ, проживающей по адресу: <адрес>. В результате проверки было установлено, что фактически обследуемый объект представляет собой жилое помещение по техническому паспорту6 <адрес> ЛитА, жилой площадью 17,1 кв.м. с брусчатым пристроем А2, общей площадью 9,8 кв.м. и холодным пристроем а. Половина дома – <адрес> разрушена до основания: Лит А1 жилой пристрой, а1 и а2 холодные пристрои разобраны собственником в связи с физическим износом. Квартира имеет отдельный вход, крыльцо при входе в жилое помещение отсутствует, дом каркасно-засыпной, стены и потолки имеют перекосы, наклоны, и прогибы, промерзают зимой, штукатурно-окрасочный слой отслаивается в местах промерзания, отопление печное, не обеспечивает в зимнее время достаточный температурный режим, из-за чего в зимнее время перемерзает центральное холодное водоснабжение. В доме отсутствуют туалет, ванная комната, горячее водоснабжение, центральное отопление, канализация. Комиссия пришла к заключению, что жилое помещение непригодно для проживания П ВЯ.

Как следует из заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , жилое помещение <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению по основаниям пункта 33 абзаца 2 постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ , техническое состояние строительных конструкций жилого помещения – аварийное.

Распоряжением администрации <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вдова участника Великой Отечественной войны П ВЯ признана имеющей внеочередное право на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что истица имеет статус вдовы участника Великой Отечественной войны, а также является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она проживает в доме, находящимся в аварийном состоянии и непригодном для проживания, иного жилого помещения по договору социального найма либо в собственности не имеет, суд удовлетворяет требования прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования <адрес> в интересах П ВЯ удовлетворить.

Признать отказ Министерства социальной политики <адрес> в предоставлении П ВЯ меры социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным.

Обязать Министерство социальной политики <адрес> предоставить П ВЯ единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в размере, установленном действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд города Красноярска.

Председательствующий подпись Н.В.Петелина

КОПИЯ ВЕРНА

Председательствующий Н.В.Петелина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200