РЕШЕНИЕ о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения



Гражданское дело

Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 10 августа 2011 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Петелиной Н.В.,

при секретаре Цоцколаури А.Ш.,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> П ЕН,

представителя истицы С ВН,

представителя ответчика С ЕЮ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора <адрес> в интересах К УС к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Минусинский межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд в интересах К УС с иском к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения незаконным, о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Свои требования мотивировал следующим.

К УС является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в доме, площадью 58,1 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащего ее сыну К СН и его супруге К УС, которые также проживают в указанном доме.

На основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п К УС признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ.

Учетное дело К УС было направлено в Министерство социальной политики <адрес> для принятия решения о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Решением комиссии Министерства социальной политики <адрес> в предоставлении К УС единовременной денежной выплаты на приобретение квартиры было отказано.

Считает отказ Министерства социальной политики незаконным, поскольку К СН имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки, так как является нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, устанавливающего, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилым помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма истица не имеет, проживает в доме сына, совместное хозяйство с собственником не ведет, у них отсутствует общий бюджет, взаимной поддержки друг другу не оказывают. Основания считать К СН членом семьи собственника жилого помещения отсутствуют. Намеренно свои жилищные условия в течение пяти лет истица не ухудшала.

В связи с изложенным, у Министерства социальной политики <адрес> отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении К СН мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Просит признать решение Министерства социальной политики <адрес> об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения К СН незаконным, обязать ответчика предоставить ей единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> П ЕН. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истица К УС в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.

Представитель истицы С ВН, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала в полном объеме. Суду дополнила, что в настоящее время в связи с ухудшением состояния здоровья, ее мать К УС переехала жить к ней в комнату в общежитии по адресу: <адрес>, которая предоставлена ей по договору коммерческого найма жилого помещения, и в которой она проживает вместе со своим сыном. Площадь комнаты составляет 19,7 кв.м., соответственно на сегодняшний день истица обеспечена жилой площадью менее учетной нормы.

Представитель ответчика - Министерства социальной политики <адрес> С ЕЮ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , исковые требования не признала в полном объеме. В обоснование своих возражений пояснила следующее.

Фактом, имеющим юридическое значение, от которого зависит возникновение у вдовы участника Великой Отечественной войны права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем, согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» является факт ее нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 ЖК РФ.

Согласно исковому заявлению К УС с ДД.ММ.ГГГГ проживает в доме по адресу: <адрес>, общей площадью 58,1 кв.м., который с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей совместной собственности ее сыну К СН и жене сына К МТ. Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ по данному адресу зарегистрировано по месту жительства 5 человек.

Частью 1 статьи 31 ЖК РФ родители собственника, проживающие с ним совместно, безусловно названы членами его семьи, то есть истица является членом семьи собственника жилого помещения. Право пользования жилым помещением принадлежит К СН с ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, сын К СН упорядочил право пользования К УС домом посредством подписания с ней договоров найма жилого помещения. Цель подписания указанных договоров истицей с сыном не ясна, поскольку они не предоставляют К УС иных прав пользования домом по сравнению с предусмотренными ч.2 ст.31 ЖК РФ для членов семьи собственника жилого помещения и не ограничивают эти права. Кроме того, отношения безвозмездного пользования К УС домом опровергаются фактическими обстоятельствами, так истица участвует в содержании дома посредством оплаты жилищно-коммунальных услуг, что соответствует правам, предусмотренным ч.2 ст.31 ЖК РФ для членов семьи собственника жилого помещения и вытекающим из них обязанностям.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица - администрации <адрес> края М ИФ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление, представила суду письменный отзыв на исковые требования, согласно которому решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации <адрес> вдова ветерана ВОВ признана нуждающейся в жилом помещении. Учетное дело направлено в Министерство социальной политики <адрес> для принятия решения о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. «а»-«ж» и «и» п.п.1 ст.2 закона предоставляется, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.п. 4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий включают в себя обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ч.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» п.1 постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ.

В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.

В силу п.6 ст.1 указанного Закона его действие распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается удостоверением, выданным УСЗН администрации <адрес>, свидетельством о регистрации брака между К НИ и В УС, свидетельством о смерти К НИ, К УС является вдовой участника Великой Отечественной войны К НИ и соответственно имеет право на предоставление льгот, установленных ст.15 Федерального закона «О ветеранах».

Как следует из положений п.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона.

Согласно п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Положения ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации относят к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника.

В соответствии с ч.2 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно пояснениям представителя истицы и представленных суду письменных доказательств (справки ФГУП «Ростехинентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из домовой книги, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ), К УС ДД.ММ.ГГГГ продала, принадлежащую ей на праве собственности трехкомнатную <адрес> по адресу: <адрес> и с 2004 года была вселена и постоянно зарегистрирована в качестве члена семьи собственника в жилом <адрес>. С 2004 года истица проживает и постоянно зарегистрирована в качестве матери К СН, в принадлежащей последнему на праве долевой собственности, вышеуказанном доме, общей площадью 58,1 кв.м., где также зарегистрированы и проживают К СН, его супруга К МТ и их дети К АС К ПС.

В соответствии с Решением Минусинской городской Думы р от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес> в размере 9 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания (в домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается).

При таких обстоятельствах, учитывая, что на истицу приходится площадь более учетной нормы, а именно 11,62 кв.м., из расчета (58,1/5), оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством, не имеется.

Доводы стороны истца о том, что К УС не является членом семьи собственника жилого дома К СН, в подтверждение чего представлены договоры найма жилого помещения, не состоятельны, поскольку в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ не подтверждаются какими-либо допустимыми и достаточными доказательствами и напротив, опровергаются собранными по делу доказательствами, приведенными выше. Продажа квартиры в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, вселение и регистрация в жилой <адрес>, постоянное проживание в нем длительное время без каких-либо ограничений в жилищных правах свидетельствуют о том, что К УС является членом семьи собственника – сына К СН не только на основании представленных в дело доказательств, но и в силу действующего законодательства, которое не требует исследования дополнительных доказательств о ведении либо об отсутствии ведения матерью и сыном общего хозяйства.

В п.11 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Верховный суд РФ указал, что для признания родителей, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. При этом в п.13 названного Постановления разъяснено, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.

В силу изложенного, наличие договоров, заключенных между К УС и К СН, К МТ не могут служить основанием для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, как следует из протоколов назначения субсидий УСЗН администрации <адрес>, К УС несет бремя расходов по содержанию жилого помещения, при этом размер субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг исчисляется, из расчета общей площади дома, а исходя из условий договоров найма, истица имеет право пользования всем жилым помещением, в котором проживает.

В ходе настоящего судебного заседания, представитель истицы С ВН суду пояснила, что в настоящее время К УС в связи с ухудшением состояния здоровья переехала жить к ней в общежитие, где так же проживает ее, С ВН, сын. Как следует из пояснений истицы, отобранных помощником Минусинской межрайонной прокуратуры <адрес>, а также дополнительной информацией, представленной Минусинской межрайонной прокуратурой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ К УС временно стала проживать с дочерью С ВН в комнате общежития, расположенного по адресу: <адрес>, которая предоставлена С ВН администрацией <адрес> по договору коммерческого найма. При этом площадь комнаты составляет 19,7 кв.м., что в перерасчете на 1 человека составляет 6,6 кв.м., что менее учетной нормы.

Однако указанный факт не может свидетельствовать об утрате истицей права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, в котором она состоит на регистрационном учете и признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, а кроме того, расценивается судом, как намеренное ухудшение своих жилищных условий во время рассмотрения данного дела по существу.

Принимая во внимание изложенное, суд отказывает Минусинскому межрайонному прокурору <адрес> в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Минусинскому межрайонному прокурору <адрес> в интересах К УС в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Председательствующий подпись Н.В.Петелина

КОПИЯ ВЕРНА

Председательствующий Н.В.Петелина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200