сертификаты



Дело № 2-3799/2011

Р е ш е н и е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

18 ноября 2011 года Федеральный суд Центрального района гор. Красноярска

В составе: председательствующего - Сударьковой ЕВ

при секретаре - Васютиной ОА

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельников А.Н. к <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным уведомления, признании незаконным бездействия в части оформления и выдачи государственного жилищного сертификата и возмещении убытков,

У с т а н о в и л :

Мельников АН предъявил в суде иск к <данные изъяты> и <данные изъяты> о возмещении убытков. Свои требования истец мотивировал тем, что проживает на территории <адрес>, которая Правительством Российской Федерации отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. <адрес> в 2007 году он был поставлен на учет, как имеющий право на получение государственного жилищного сертификата по категории инвалидов, для приобретения жилого помещения в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с положениями подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы « Жилище 2002-2010 годы » основным условием получения гражданином в планируемом году жилищного сертификата, является включение его в сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году. Он был внесен в список граждан, участников подпрограммы « Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2009 год, утвержденного главой <адрес>.

16 сентября 2008 года <данные изъяты> на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, был сформирован сводный список граждан для получения государственных жилищных сертификатов на 2009 год, в который он был внесен под № 125.

Однако до настоящего времени государственный жилищный сертификат не получен.

10 июля 2009 года <данные изъяты> возвратило учетное дело Мельникова АН в администрацию <адрес>, указав, что стаж работы в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет.

Отказ в выдаче сертификата считает незаконным, так как исключение граждан, изъявивших желание на получение сертификата в планируемом году из утвержденного сводного списка, нормативно правовыми актами не предусмотрено. Таким образом, он лишен возможности реализовать свое право на приобретение жилья в благоприятных для проживания регионах. Действиями ответчиков ему причинен вред в виде утраты права на получение государственной субсидии в сумме 1 219 050 рублей из расчета 30100 рублей стоимости одного квадратного метра.

Просит взыскать с каждого из ответчиков по 1 219 050 рублей в возмещение убытков, причиненных утратой по их вине права на получение государственного жилищного сертификата, а также возместить расходы по проживанию представителя и суточные в общей сумме 100 000 рублей.

Заявлением от 08 ноября 2011 года истец изменил предъявленные требования, просит суд признать незаконным уведомление <данные изъяты> от 10 июля 2009 года за № 9-3229 которое содержит недостоверные сведения о стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Признать незаконным бездействие администрации <адрес> в части оформления и выдачи жилищного сертификата. Обязать администрацию <адрес> субсидиарно выплатить за счет средств соответствующего бюджета жилищную субсидию в размере 1 625 400 рублей и обязать <данные изъяты> субсидиарно выплатить за счет средств соответствующего бюджета жилищную субсидию в размере 1 625 400 рублей.

В судебном заседании истец Мельников АВ и его представитель Репина ВС, действующая на основании доверенности от 19 марта 2011 года предъявленные требования поддержали полностью по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил в материалы дела письменный отзыв, в котором указал на необоснованность предъявленного иска. По мнению истца, Министерство строительства и архитектуры и администрация <адрес> нарушили право истца на получение государственного жилищного сертификата. Вместе с тем, право на получение ГЖС не относится к гражданским правам, это один из видов социальных прав граждан, основанных на законодательстве о социальном обеспечении. В соответствии с п.5 подпунктом « з» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года право на участи в подпрограмме имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющих жилья в других регионах Российской Федерации и нуждающимся в его получении, а также граждане инвалиды 1 и 2 группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. В соответствии со справкой Пенсионного фонда РФ в <адрес> стаж работы Мельникова в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 6 лет 1 месяц 11 дней. Истец ссылается на нормы статьи 1 Федерального Закона № 125- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в соответствии с которой, право на получение социальных выплат имеют инвалиды 1 и 2 группы, стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Однако данная норма распространяется только на граждан, признанных инвалидами вследствие трудового увечья. Согласно решению МСЭ инвалидность Мельникова АВ наступила от общего заболевания, а не от трудового увечья. Таким образом, у истца отсутствует право на получение ГЖС. Кроме того, 07 июня 2010 года истцом было подано заявление о смене заявителя на Мельникову ТИ. В настоящее время на учете состоит мать Мельникова ТИ по категории пенсионеров, а Мельников включен в состав членов ее семьи.

Просит отказать в удовлетворении предъявленных требований в полном объеме.

Представитель соответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве по существу иска указал, что предъявленные требования считает не обоснованными, истец не относится к категории граждан, подпадающих под действие Подпрограммы. Администрация <данные изъяты> края вред истцу не причиняла. Просит отказать в удовлетворении предъявленных требований.

Выслушав доводы истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд находит предъявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года за № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.19 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 879 от 10.12.2002 года органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пунктах 17 и 18 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

(пункт 20 Положения)

Согласно п.21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае:

Ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;

И) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 22 Положения снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения.

В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что решением комиссии по жилью и жилищной политике администрации <адрес> от 20 ноября 2007 года Мельников АН был признан участником федеральной целевой программы переселения в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года « О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории инвалидов, имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 18 лет.

21 июня 2008 года Мельников АН обратился в администрацию <адрес> с заявлением о выделении ему в 2009 году государственного жилищного сертификата. В состав семьи Мельникова АН была включена его мать Мельникову ТИ и несовершеннолетний сын Мельников СА, 2006 года рождения. 16 сентября 2008 года заместителем губернатора <адрес> был утвержден список граждан участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2009 год, в который под номером 125 был включен Мельников АН.

Письмом от 10 июля 2009 года за № 9-3229 учетное дело Мельникова АН было возвращено в администрацию <адрес> по тем основаниям, что на момент постановки на учет стаж работы Мельникова АН в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее 15 календарных лет в связи с чем, он не имеет право на получение государственной жилищной субсидии. После возвращения учетного дела, 07 июня 2010 года истец обратился с заявлением в администрацию <адрес> о замене заявителя по федеральной программе с него на его мать Мельникову ТИ и переводе заявления в категорию пенсионеров. Решением комиссии по жилью и жилищной политике при администрации <адрес> № 3 от 27 декабря 2010 года Мельников АН был снят с учета граждан по федеральной программе переселения, в связи с заменой заявителя. Решение жилищной комиссии администрации <адрес> до настоящего времени стороной истца в установленном законом порядке не оспорено.

Установленные по делу обстоятельства, кроме объяснений истца и его представителя подтверждаются заявлением Мельникова в администрацию <адрес>, решением жилищной комиссии от 20 ноября 2007 года, списком граждан, участников подпрограммы, справкой о стаже работы в районах Крайнего Севера Мельникова АН, протоколом заседания районной комиссии по жилью и жилищной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, другими материалами дела исследованными в суде.

Согласно справки УПФ РФ в <адрес> стаж работы Мельникова АН в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 6 лет 01 месяц 11 дней. Согласно справки МСЭ о признании истца инвалидом, его инвалидность наступила вследствие общего заболевания а не трудового увечья. Таким образом, в соответствии со ст. 1 Федерального Закона № 125- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ истец не вправе претендовать на предоставление ему государственной жилищной субсидии.

Доводы истца и его представителя о том, что его общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет более 15 лет не нашли подтверждения исследованными по делу доказательствами. При таких обстоятельствах, суд считает, что Министерство строительства и архитектуры обоснованно возвратило учетное дело Мельникова АН в администрацию <адрес>.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Таким образом, способом защиты права гражданина которому отказано в выдаче государственного жилищного сертификата является возложение на компетентный орган обязанности по его выдаче. Иных способов защиты нарушенного права действующее законодательство, регулирующее получение социальных выплаты за счет средств федерального бюджета не предусматривает.

Таким образом, суд считает, что сторона истца избрала неверный способ защиты нарушенного права и во взыскании денежных средств, составляющих размер социальной выплаты должно быть отказано к обоим ответчикам.

Решение о выдаче государственного жилищного сертификата принимается органом исполнительной власти субъекта РФ. Органы местного самоуправления осуществляют учет и сбор документов, необходимых для получения жилищной субсидии. Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в иске к

администрации <адрес>.

Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде, истец не является участником подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку решение администрации <адрес> он снят с учета граждан участников подпрограммы. Решение администрации <адрес> им не оспорено, не признано незаконным, истец не восстановлен в очереди, в связи с чем, на момент рассмотрения дела у ответчиков отсутствуют какие- либо обязательства по обеспечению истца субсидией за счет средств федерального бюджета.

Более того, в ходе судебного разбирательства не добыто, а истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об утрате права на получение государственного жилищного сертификата.

В соответствии со ст. 98,100 ГПК РФ суд считает не обоснованными требования истца о возмещении расходов по проживанию представителя и суточным расходам, так как они объективно ничем не подтверждаются.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении предъявленных Мельниковым АН требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10- ти дней с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200