о признании права собственности на землю



Гражданское дело

Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                                         ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Петелиной Н.В.,

при секретаре Цоцколаури А.Ш.,

с участием истицы Михайловой И.В.,

представителя истицы Симченко А.Г.,

представителя ответчика Администрации <адрес> Муляровой О.И.,

представителя ответчика ДМИЗО администрации <адрес> Петрушиной Н.Ю.,

третьего лица Соседовой Г.П.,

представителя третьего лица Бобковой О.А. - Шаравиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой ИВ к Администрации <адрес>, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <данные изъяты> о признании права собственности на долю в праве собственности на земельный участок

        У С Т А Н О В И Л:

Михайлова И.В. обратилась в суд с иском к Администрации <данные изъяты>, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г<данные изъяты> о признании права собственности на долю в праве собственности на земельный участок, мотивируя свои требования следующим.

Михайлова И.В. является собственником 1/3 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Указанная доля жилого дома принадлежит истице на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, общая площадь квартиры составляет 20.2 кв.м., в том числе жилой 13.8 кв.м..

    Жилой дом расположен на земельном участке, общая площадь которого, согласно кадастровому паспорту составляет 622,8 кв.м..

    Согласно выписке из решения от ДД.ММ.ГГГГ Исполком Райсовета принял решение об оформлении документов на ранее выстроенные жилые дома с отводом земельных участков гражданам Иванову ЛТ и Поливцеву ВФ. Затем 1/3 долю спорного земельного участка после смерти Поливцева В.Ф. унаследовал Поливцев ВВ, который продал 1/3 долю в праве собственности на жилой дом истице.

    С момента приобретения доли в праве собственности на жилой дом, Михайловой ИВ. встала на регистрационный учет по данному адресу, проживает по настоящее время. Истица постоянно, добросовестно, открыто и непрерывно владеет недвижимым имуществом в виде жилого дома и земельного участка, своевременно уплачивает земельный налог.

    Михайлова И.В. является плательщиком земельного налога, соответственно воспринимается государством как собственник земельного участка, на котором расположен жилой дом.

    Согласно ответу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд на основании распоряжения администрации г.<данные изъяты> -ж от ДД.ММ.ГГГГ.

    В соответствии со ст. 16 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещения в многоквартирном доме.

    Ранее истица сдавала документы на государственную регистрацию права собственности на земельный участок. Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в регистрации права собственности на земельный участок было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих предоставление земельного участка.

    Михайлова является собственником доли в праве собственности на жилой дом на основании договора купли-продажи, соответственно имеет право на земельный участок, расположенный по указанному адресу, общей площадью 622,8 кв.м..

    Поскольку в административном порядке оформить право собственности на спорный земельный участок не представляется возможным, истица обратилась в суд.

    Просит признать за ней право собственности на 1/3 долю в праве собственности на земельный участок, общей площадью 622, 8 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0300007:10, расположенный по адресу: <адрес>.

    В дальнейшем истица изменила исковые требования, просит признать за ней право собственности на 1/3 долю в праве собственности на земельный участок, общей площадью 1003,55 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

    В судебном заседании, истица и ее представитель Симченко А.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснили, что фактически жителями дома используется земельный участок, площадью 1003,55 кв.м., но землеустроительные работы в отношении него не проведены, границы не установлены, межевое дело не сформировано и на кадастровый учет он не поставлен.

    Представитель ответчика Администрации <адрес> Мулярова О.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала. Свои возражения обосновала тем, что спорный земельный участок на основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ж подлежит изъятию для муниципальных нужд в целях реконструкции <адрес> до <адрес>, что положения ст. 16 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», на который ссылается истица, в настоящем случае не подлежит применению, поскольку из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка видно, что граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ. Тогда как Жилищный Кодекс Российской Федерации введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Документов, свидетельствующих о том, что границы земельного участка, право на которое просит признать истица, определены, не представлено.

        Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> Петрушина Н.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала в полном объеме. В обоснование своих возражений указала, что в силу ч.4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ж предписано изъять для муниципальных нужд в целях реконструкции <адрес> в <адрес> земельный участок из земель населенных пунктов, занимаемых объектами недвижимого имущества по перечню согласно приложению. Согласно приложению к настоящему распоряжению в данный перечень вошел жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Таким образом, в настоящее время издан распорядительный акт, согласно которому спорный земельный участок подлежит изъятию для муниципальных нужд, что является препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на приобретение земельного участка в собственность. Ссылки истицы на то, что являясь плательщиком земельного налога, она воспринимается государством, как собственник земельного участка, являются несостоятельными, поскольку в силу ч.1,2 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, истица обязана уплачивать земельный налог в силу закона независимо от наличия или отсутствия права собственности на земельный участок. Кроме того, как следует из искового заявления, истице принадлежит лишь часть дома, расположенного по вышеуказанному адресу, остальная часть дома находится в собственности других лиц. С учетом изложенного, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является неделимым объектом. Исходя из содержания п.3 ст.36 Земельного кодекса РФ, истице необходимо получить согласие всех собственников на вступление в долевую собственность как правообладателей помещений в этом здании. На неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только правового режима общей собственности. Более того, земельный участок, площадью 1003,55 кв.м. в натуре не сформирован, границы его не определены, на кадастровый учет не поставлен, в связи с чем отсутствуют правовые основания для отнесения его к объектам недвижимости, на который может быть признано право собственности.

        Третье лицо Соседова Г.П., в судебном заседании с требованиями Михайловой И.В. согласилась, пояснила, что является участником долевой собственности на жилой дом и не возражает против признания права на долю в праве собственности за истицей на земельный участок. Дополнила, что свое право собственности на долю земельного участка не оформляла.

        Представитель третьего лица Бобковой О.А. – Шаравина Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с требованиями Михайловой И.В. согласилась, пояснила, что Бобкова является участником долевой собственности на жилой дом и не возражает против признания права на долю в праве собственности за истицей на земельный участок, свое право собственности на долю земельного участка Бобкова не оформляла. Суду дополнила, что площадь земельного участка с 300 кв.м. увеличилась до 1003,55 кв.м. за счет того, что жители дома расчистили свалку, расположенную возле дома и засыпали канаву, после чего перенесли забор.

        Представитель третьего лица Управления архитектуры <адрес> в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

        В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

        Заслушав участников процесса, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю.

        Согласно ч.1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

        В силу ч.1 ст.15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

    Как установлено в судебном заседании на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Михайлова И.В. приобрела у Поливцева В.В. 1/3 долю в праве собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>.

Требования истицы о признании за ней права долевой собственности на земельный участок обоснованы наличием права собственности на долю в праве собственности на жилой дом, расположенный на этом земельном участке.

Как следует из положений ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ч.2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

    Положениями ст. 49 Земельного кодекса РФ закреплено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В силу ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

    Как следует из распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ж, для муниципальных нужд в целях реконструкции <адрес> в <адрес> изъят земельный участок из земель населенных пунктов, занимаемый объектами недвижимого имущества, по перечню согласно приложению. Как видно из приложения к распоряжению, в перечень изымаемых земельных участков, занимаемых объектами недвижимого имущества входит жилой <адрес>.

    Таким образом, в настоящее время издан распорядительный акт органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, что является препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на приобретение земельного участка в собственность.

    Рассматривая доводы представителя истицы о применении к данным правоотношениям положений ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд приходит к следующему.

Положения ст. 11.1 Земельного кодекса РФ закрепляют понятие земельного участка, таковым является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В силу ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет виды жилых помещений, в частности жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой в свою очередь признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

    Из представленных суду документов следует, что истица, а также Бобкова О.А., Соседова Г.П. являются собственниками долей в праве собственности на жилой дом, общей площадью 61,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, при этом доли участников общей собственности в натуре в виде отдельных жилых помещений – квартир не выделены в связи с чем расценивать жилой дом, как многоквартирный не правомерно.

Кроме того, как установлено в п. 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П по делу о проверке конституционности частей 2, 3, и 5 ст. 16 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", частей 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ, пункта 3 ст. 3 и пункта 5 ст. 36 ЗК РФ переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.

    В судебном заседании установлено, что процесс формирования земельного участка, общей площадью 1003,55 кв.м., на который истица просит признать право собственности, не завершен, его границы не установлены, на кадастровый учет земельный участок не поставлен.

        При этом в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка, на котором расположен жилой дом, составляет 374 кв.м.. Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, его местонахождение установлено относительно ориентира: <адрес>, границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, площадь составляет 622,8 кв.м.. Требования истицей заявлены в отношении земельного участка, площадью 1003,55 кв.м., при этом межевание земельного участка не проводилось, границы его также не определены, на кадастровый учет земельный участок не поставлен.

        В силу изложенного, принимая во внимание, что земельный участок, на который истица просит признать право собственности не сформирован, его границы не определены, на кадастровый учет не поставлен, то есть как объект недвижимого имущества не существует, а кроме того, является частью земельного участка, изъятого для муниципальных нужд в целях реконструкции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ж, суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы.

        Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л:

    Михайловой ИВ в удовлетворении исковых требований к Администрации г<данные изъяты>, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений <данные изъяты> о признании права собственности на долю в праве собственности на земельный участок, отказать.

    Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

    Председательствующий:                                        /подпись/                                         Н.В. Петелина

    КОПИЯ ВЕРНА

    Судья:                                                                                                                                 Н.В.Петелина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200