Гражданское дело № 2-5532/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2011 года г. Красноярск
Федеральный суд Центрального района г. Красноярска
в составе председательствующего судьи Поляковой ТП
при секретаре Шивердук АН
рассмотрев гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора, выступающего в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Р о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Р» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Свои требования мотивировал тем, что <данные изъяты> прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере природопользования Р». В ходе проверки установлено, что на балансе Дирекции находится водозаборная артезианская скважина с паспортным № станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты> и принадлежит ОАО «Р» на праве собственности. В соответствии с Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 № 10 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02). Проверкой установлено, что Дирекцией на основании лицензии МНИ № на водозаборной артезианской скважине с паспортным № станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>, осуществляется добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения. В соответствии с п.п. 2.2.6, 2.2.7 Лицензионного договора, являющегося приложением № к лицензии, недропользователь обязан выполнять установленные действующим законодательством и существующими стандартами (нормами, правилами) требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; соблюдать требования по охране подземных вод в пределах зоны санитарной охраны водозаборных сооружений. В нарушение вышеназванных требований законодательства на водозаборной артезианской скважине с паспортным № станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>, проект ЗСО не разрабатывался и с органами Роспотребнадзора не согласовывался, соответственно не определялся комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды для данного объекта.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие Р по разработке проекта зонысанитарной охраны водозаборной артезианской скважины с паспортным № станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>. Обязать Р разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной артезианской скважины с паспортным № станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>, в который включить: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясовЗСО. Установить ответчику срок для выполнения вышеуказанных требований и предоставления его в органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора для согласования – 1 месяц.
Представитель истца, представитель ответчика в зал суда не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика представила письменный отзыв на иск, который приобщен к материалам дела.
Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Данная норма закона определяет круг лиц, в защиту интересов которых прокурор вправе обратиться в суд с заявлением.
Осуществление постоянной деятельности по забору подземных вод в нарушение обязательных требований вышеназванного законодательства на водозаборной скважине с паспортным № станции <данные изъяты> влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований законодательства в области охраны окружающей среды, а также на безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции при их производстве и реализации населению.
На основании ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обращаться в суд с заявлением, если того требует защита охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является понуждение к исполнению обязательств в натуре.
При таких обстоятельствах, в силу ст. 45 ГПК РФ у прокурора имеются основания обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
В силу ст. 42 Конституции РФ, п.1 ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Реализация данного конституционного принципа нашла отражение в ст. 3 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», согласно которой деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды»).
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе недра (ст. 4 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды»).
Согласно ч.2 ст. 52 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона РФ от30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязанывыполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводитьсанитарно-противоэпидемические(профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Статьей 22 Федерального закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлены обязанности недропользователя: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 № 10 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).
ЗCO организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (п. 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Проверкой установлено, что Дирекцией на основании лицензии МНИ № на водозаборной артезианской скважине с паспортным № станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>, осуществляется добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения.
В соответствии с п.п. 2.2.6, 2.2.7 Лицензионного договора, являющегося приложением № к лицензии, недропользователь обязан выполнять установленные действующим законодательством и существующими стандартами (нормами, правилами) требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; соблюдать требования по охране подземных вод в пределах зоны санитарной охраны водозаборных сооружений.
В нарушение вышеназванных требований законодательства на водозаборной артезианской скважине с паспортным № станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>, проект ЗСО не разрабатывался и с органами Роспотребнадзора не согласовывался, соответственно не определялся комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды для данного объекта.
Как установлено в судебном заседании, Р» запланировала проведение работ по разработке проектов зон санитарной охраны в 2011 году и ДД.ММ.ГГГГ был проведен открытый конкурс № на выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны действующей водозаборной артезианской скважины с паспортным № станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>, по итогам открытого конкурса выбран подрядчик ООО «П».
По условиям открытого конкурса № на выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны действующих водозаборных скважин ООО «П» должно разработать проекты зон санитарной охраны с до ДД.ММ.ГГГГ и направить разработанные проекты на согласование в органы Роспотребнадзора по месту нахождения участка недр.
Рассмотрение проектов зон санитарной охраны и выдачи заключений органами Роспортебнадзора составляет 60 дней. На основании выше изложенного, суд считает необходимым установить срок для выполнения требований <данные изъяты> прокурора для Р до 15 марта 2012г.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Р по разработке проекта зонысанитарной охраны водозаборной артезианской скважины с паспортным № станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>
Обязать Р разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной артезианской скважины с паспортным № станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>, в который включить: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО в срок до 15 март а 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней, через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: /подпись/ Т. П. Полякова
Копия верна.
Судья: