о признании незаконным бездействия



Гражданское дело № 2-5535/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2011 года                                                                                     г. Красноярск

Федеральный суд Центрального района г. Красноярска

в составе председательствующего судьи Поляковой ТП

при секретаре                                               Шивердук АН

рассмотрев гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора, выступающего в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Р» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Р о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Свои требования мотивировал тем, что <данные изъяты> прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере природопользования Р». В ходе проверки установлено, что на балансе Дирекции находится водозаборная артезианская скважина с паспортным станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты> и принадлежит ОАО «Р» на праве собственности. В соответствии с Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 № 10 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02). Проверкой установлено, что Дирекцией на основании лицензии МНИ на водозаборной артезианской скважине с паспортным станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>, осуществляется добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения. В соответствии с п.п. 2.2.6, 2.2.7 Лицензионного договора, являющегося приложением к лицензии, недропользователь обязан выполнять установленные действующим законодательством и существующими стандартами (нормами, правилами) требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; соблюдать требования по охране подземных вод в пределах зоны санитарной охраны водозаборных сооружений. В нарушение вышеназванных требований законодательства на водозаборной артезианской скважине с паспортным станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>, проект ЗСО не разрабатывался и с органами Роспотребнадзора не согласовывался, соответственно не определялся комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды для данного объекта.

Прокурор просит суд признать    незаконным    бездействие    Р по разработке проекта зонысанитарной охраны водозаборной артезианской скважины с паспортным станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>.     Обязать Р разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной артезианской скважины с паспортным станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>, в который включить: а)    определение границ зоны и составляющих ее поясов; б)     план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в)    правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясовЗСО. Установить ответчику срок для выполнения вышеуказанных требований и предоставления его в органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора для согласования – 1 месяц.

Представитель истца, представитель ответчика в зал суда не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика представила письменный отзыв на иск, который приобщен к материалам дела.

    Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Данная норма закона определяет круг лиц, в защиту интересов которых прокурор вправе обратиться в суд с заявлением.

Осуществление постоянной деятельности по забору подземных вод в нарушение обязательных требований вышеназванного законодательства на водозаборной скважине с паспортным станции <данные изъяты> влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований законодательства в области охраны окружающей среды, а также на безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции при их производстве и реализации населению.

На основании ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обращаться в суд с заявлением, если того требует защита охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является понуждение к исполнению обязательств в натуре.

При таких обстоятельствах, в силу ст. 45 ГПК РФ у прокурора имеются основания обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

В силу ст. 42 Конституции РФ, п.1 ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Реализация данного конституционного принципа нашла отражение в ст. 3 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», согласно которой деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды»).

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе недра (ст. 4 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ч.2 ст. 52 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

        В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона РФ от30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязанывыполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводитьсанитарно-противоэпидемические(профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Статьей 22 Федерального закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлены обязанности недропользователя: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии с Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 № 10 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).

ЗCO организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

    а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б)    план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (п. 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Проверкой установлено, что Дирекцией на основании лицензии МНИ на водозаборной артезианской скважине с паспортным станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты> осуществляется добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения.

В соответствии с п.п. 2.2.6, 2.2.7 Лицензионного договора, являющегося приложением к лицензии, недропользователь обязан выполнять установленные действующим законодательством и существующими стандартами (нормами, правилами) требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; соблюдать требования по охране подземных вод в пределах зоны санитарной охраны водозаборных сооружений.

В нарушение вышеназванных требований законодательства на водозаборной артезианской скважине с паспортным станции <данные изъяты> которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>, проект ЗСО не разрабатывался и с органами Роспотребнадзора не согласовывался, соответственно не определялся комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды для данного объекта.

Как установлено в судебном заседании, Р запланировала проведение работ по разработке проектов зон санитарной охраны в 2011 году и ДД.ММ.ГГГГ был проведен открытый конкурс на выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны действующей водозаборной артезианской скважины с паспортным станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>, по итогам открытого конкурса выбран подрядчик ООО «П».

По условиям открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны действующих водозаборных скважин ООО «П» должно разработать проекты зон санитарной охраны с до ДД.ММ.ГГГГ и направить разработанные проекты на согласование в органы Роспотребнадзора по месту нахождения участка недр.

Рассмотрение проектов зон санитарной охраны и выдачи заключений органами Роспортебнадзора составляет 60 дней. На основании выше изложенного, суд считает необходимым установить срок для выполнения требований <данные изъяты> прокурора для Р до 15 марта 2012г.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие    Красноярской    Р по разработке проекта зонысанитарной охраны водозаборной артезианской скважины с паспортным станции <данные изъяты>, которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты>.

Обязать Р разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной артезианской скважины с паспортным станции <данные изъяты> которая входит в состав сооружения - комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, станция <данные изъяты> в который включить: а)    определение границ зоны и составляющих ее поясов; б)     план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в)     правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО в срок до 15 март а 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней, через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий: /подпись/                                                          Т. П. Полякова

Копия верна.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200