№ 2- 5067/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 ноября 2011 года г. Красноярск Центральный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Дуниной О.А., при секретаре Юдиной О.С., с участием прокурора Южаковой О.В., представителя ответчика Дерен Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Р.» об устранении нарушений природоохранного законодательства (ст.Чернореченская), У С Т А Н О В И Л: К. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Р.» об устранении нарушений природоохранного законодательства. Требования мотивированы тем, что К. проведена проверка исполнения законодательства в сфере природопользования К.. В ходе проверки установлено, что на балансе Дирекции находится насосная станция над скважиной, расположенная в районе станции Чернореченская Красноярской железной дороги, которая входит в состав сооружения- комплекса по адресу: Красноярский край, Козульский район, станция Чернореченская и принадлежит ОАО «Р» на праве собственности. Проверкой установлено, что Красноярской железной дорогой - филиалом ОАО «Р» на основании лицензии КЗЛ № 0044 ВЭ на водозаборной скважине с паспортным № 3 (п. Новочернореченский), осуществляется добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения. В нарушение требований законодательства на водозаборной скважине с паспортным № 3 (п. Новочернореченский) проект ЗСО не разрабатывался и с органами Роспотребнадзора не согласовывался, соответственно не определялся комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды для данного объекта. Просит суд признать незаконным бездействие К. по разработке проекта зоны Красноярский транспортный прокурор Южакова О.В. поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении. Представитель ответчика Дерен Е.С. (доверенность от 24.05.2011 года) иск не признала, пояснив, что указанные нарушения возможно устранить в срок до 12 марта 2012 года. Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 42 Конституции РФ, п.1 ст. 11 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды» деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе недра. В целях охраны условий жизнедеятельности человека вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Статьей 22 Федерального закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» установлены обязанности недропользователя: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. В соответствии с Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14 марта 2002 года № 10 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. К. проведена проверка исполнения законодательства в сфере природопользования К.. В ходе проверки установлено, что на балансе Дирекции находится насосная станция над скважиной, расположенная в районе станции Чернореченская Красноярской железной дороги, которая входит в состав сооружения- комплекса по адресу: Красноярский край, Козульский район, станция Чернореченская и принадлежит ОАО «Р» на праве собственности. Красноярской железной дорогой - филиалом ОАО «Р» на основании лицензии КЗЛ № 0044 ВЭ на водозаборной скважине с паспортным № 3 (п. Новочернореченский), осуществляется добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения. В соответствии с п.п. 2.2.6, 2.2.7 Лицензионного договора, являющегося приложением № 2 к лицензии, недропользователь обязан выполнять установленные действующим законодательством и существующими стандартами (нормами, правилами) требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; соблюдать требования по охране подземных вод в пределах зоны санитарной охраны водозаборных сооружений. В нарушение вышеназванных требований законодательства на водозаборной скважине с паспортным № 3 (п. Новочернореченский) проект ЗСО не разрабатывался и с органами Роспотребнадзора не согласовывался, соответственно не определялся комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды для данного объекта. В материалы дела представлен договор на выполнение работ от 25 ноября 2011 года, заключенный между ОАО «Р.» и ООО «П». Согласно п.1.2 договора ООО «П.» приняло на себя обязательства по выполнению работ по разработке проектов зон санитарной охраны действующих водозаборных скважин по Ачинскому участку (лот №2), указанных в перечне №1 к договору, в том числе на ст.Чернореченская. Пунктом 1.4 договора предусмотрен срок выполнения работ: 1 этап- с даты подписания до 23 декабря 2011 года; 2 этап- с 23 декабря 2011 года по 12 марта 2012 года. При таких обстоятельствах, требования Красноярского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «Р» по разработке проекта зоны санитарной охраны водозаборной скважины с паспортным № 3 (п. Новочернореченский), расположенной по адресу: Красноярский край, Козульский район, станция Чернореченская, не подлежат удовлетворению, ввиду не подтверждения факта бездействия со стороны ОАО «Р.». Между тем, суд приходит к выводу о том, что осуществление постоянной деятельности по забору подземных вод в нарушение обязательных требований вышеназванного законодательства на водозаборной скважине с паспортным № 3 (п. Новочернореченский) влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований законодательства в области охраны окружающей среды, а также на безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции при их производстве и реализации населению. Таким образом, требования К. об обязании К. разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной скважины с паспортным № 3 (п. Новочернореченский), расположенной по адресу: Красноярский край, Козульский район, станция Чернореченская, в который включить: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО, подлежат удовлетворению. Требование Красноярского транспортного прокурора об установлении К. срока исполнения исковых требований в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу не подлежит удовлетворению ввиду неисполнимости данного требования в случае его удовлетворения судом. Как следует из представленных ответчиком документов, на устранение выявленных нарушений требуется срок не менее, чем до 12 марта 2012 года. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования К. в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Р.» об устранении нарушений природоохранного законодательства (ст.Чернореченская) удовлетворить частично. Обязать К. разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной скважины с Установить К. срок исполнения исковых требований до 12 марта 2012 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, изготовленного 6 декабря 2011 года. Председательствующий О.А.Дунина
санитарной охраны водозаборной скважины с паспортным № 3 (п.
Новочернореченский), расположенной по адресу: Красноярский край, Козульский
район, станция Чернореченская; обязать К. разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной скважины с
паспортным № 3 (п. Новочернореченский), расположенной по адресу:
Красноярский край, Козульский район, станция Чернореченская, в который
включить: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; установить ответчику срок для выполнения требований и представления его в органы государственного санитарно- эпидемиологического надзора для согласования 1 месяц.
паспортным № 3 (п. Новочернореченский), расположенной по адресу:
Красноярский край, Козульский район, станция Чернореченская, в который
включить: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.