оспаривание действий



№ 2-1965/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2011 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Дуниной О.А.,

при секретаре Юдиной О.С.,

с участием прокурора Волкова И.А.,

представителя ДМИЗО

администрации г. Красноярска Петрушиной Н.Ю.,

представителя

Министерства культуры

Красноярского края Совковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. в интересах неопределенного круга лиц к Д., М. о признании незаконными бездействия в части не изготовления паспорта, не установления охранной зоны и ее границ в отношении объекта культурного наследия «Ремесленная управа» по ул. в г. Красноярске,

У С Т А Н О В И Л:

П. обратился в суд с указанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что согласно информации М. объект недвижимости по ул. является объектом культурного наследия регионального значения (ремесленная управа), внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на основании приказа Центра по охране памятников истории и Культуры администрации Красноярского края от 23 декабря 1999 года. Исходя из информации Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска на объект недвижимости по ул. зарегистрировано право собственности. Помещения в указанном здании переданы в аренду юридическим и физическим лицам. Информация о паспорте объекта культурного наследия, данные о закреплении зоны охраны объектов, установлении границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования отсутствуют. А. не выполнены требования Закона об охране объектов культурного наследия в части изготовления паспорта, установления зоны охраны и ее границ, объекта культурного наследия «Ремесленная управа» по ул. в г. Красноярске. Просит суд: признать незаконными бездействие Д. в части не изготовления паспорта, не установления охранной зоны и ее границ в отношении объекта культурного наследия «Ремесленная управа» по ул. в г. Красноярске; обязать Д. изготовить паспорт объекта культурного наследия «Ремесленная управа» по ул. в г. Красноярске; обязать Д. подготовить проект зоны охраны объекта культурного наследия «Ремесленная управа» по ул. в г. Красноярске; зарегистрировать право собственности на объект культурного наследия в установленном законом порядке.

Прокурор г. Красноярска неоднократно уточнял требования. На момент разрешения спора требования заявлены только к М. и и сформулированы следующим образом: признать незаконными бездействие М. в части не установления территории, не проведения историко- культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия «Ремесленная управа» по ул. в г. Красноярске; обязать Министерство культуры Красноярского края провести историко- культурную экспертизу вновь выявленного объекта культурного наследия «Ремесленная управа» по ул. в г. Красноярске; обязать М. установить границы территории вновь выявленного объекта культурного наследия «Ремесленная управа» по ул. в г. Красноярске; обязать Министерство культуры Красноярского края в соответствии со ст.17 Закона РФ от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения направить в Правительство Красноярского края заявление о включении в реестр объектов культурного наследия вновь выявленного объекта культурного наследия «Ремесленная управа» по ул. в г. Красноярске.

Прокурор Волков И.А. поддержал уточненные требования в полном объеме.

Представители Д. Петрушина Н.Ю. (доверенность от 28.10.2011 года), Министерства культуры Красноярского края Совкова Ю.С. (доверенность от 01.02.2011 года) не признали требования в полном объеме.

В судебное заседание не явились представители ООО «С.», ООО «В.», ИП Шаварин В.В., о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из смысла действующего законодательства следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно ст.15 указанного Закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

В силу ст.21 закона на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с приказом Росохранкультуры от 27 февраля 2010 года №27 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия» в паспорт объекта культурного наследия вносится наименование, дата и номер решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия, описание границ территории объекта культурного наследия.

Согласно приказу Росохранкультуры от 21 июня 2010 года №100 паспорт объекта культурного наследия является основным учетным документом на объект культурного наследия, в который внесены сведения, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В отношении объекта культурного наследия федерального значения (за исключением объектов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой), объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения указывается вид акта, дата, номер и наименование решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы (границ) территории данного объекта культурного наследия. В точном соответствии с актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации приводится текстовое описание границы (границ) территории объекта культурного наследия, а также помещается таблица координат поворотных точек указанной границы (границ).

В силу постановления Правительства Красноярского края от 7 августа 2008 года №32-п «Об утверждении Положения о министерстве культуры Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства культуры Красноярского края» к компетенции министерства культуры относится: определение характера использования территории достопримечательного места, ограничений на использование данной территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; организация проведения историко- культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти края или органа местного самоуправления; установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.

Из материалов дела следует, что здание, расположенное по ул. в г. Красноярске, является вновь выявленным объектом культурного наследия «Ремесленная управа» и подлежит государственной охране на основании приказа Центра по охране памятников истории и Культуры администрации Красноярского края №37 от 23 декабря 1999 года (л.д.187). На помещение №3 по ул. в г.Красноярске зарегистрировано право собственности Муниципального образования –г. Красноярск (л.д.14).

Как следует из паспорта Доходный дом Г.В.Юдина, расположенный по ул. в г. Красноярске, является памятником истории и культуры (л.д.218).

Информация о паспорте объекта культурного наследия, данные о закреплении зоны охраны объектов, установлении границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования отсутствуют.

В силу ст.21 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изготовление паспорта на объект культурного наследия, расположенный по ул. Сурикова,14 в г. Красноярске, не входит в полномочия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, является компетенцией Министерства культуры Красноярского края.

27 сентября 2011 года между Министерством культуры Красноярского края и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» заключен государственный контракт №296 на выполнение работ по государственному учету и инвентаризации объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, утраченных объектов культурного наследия, утраченных выявленных объектов культурного наследия г.Красноярска согласно техническому заданию, в том числе, на объект культурного наследия «Ремесленная управа», расположенный по ул.Сурикова,14- К.Маркса,52 в г.Красноярске.

Из материалов дела следует, что Правительством края утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия г. Красноярска» на 2010 -2013 годы», в рамках которой предусмотрено осуществление Министерством государственного учета и инвентаризации объектов культурного наследия г. Красноярска, определение границ их территорий, разработка проекта зон охраны, проведение государственной историко- культурной экспертизы и соответствующее финансирование на указанные мероприятия.

Для реализации Долгосрочной целевой программы постановлением Правительства Красноярского края от 28 сентября 2010 года № 485-п утвержден Порядок и условия выделения средств краевого бюджета на осуществление мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия исторического центра города Красноярска и разработку обосновывающих документов по эффективному использованию объектов культурного наследия исторического центра города Красноярска. В Перечень выявленных объектов культурного наследия, в отношении которых принимается решение о включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, включен объект «Ремесленная управа», расположенный по ул. в г.Красноярске

Министерством подготовлены предложения по перечню объектов культурного наследия исторического центра города Красноярска в целях разработки обосновывающих документов по их эффективному использованию и представлены комиссии для рассмотрения вопросов о выделении средств краевого бюджета на финансирование мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.

Ввиду вышеизложенных обстоятельств, требования Прокурора г. Красноярска о признании незаконным бездействия Министерства культуры Красноярского края в части не установления территории, не проведения государственной историко- культурной экспертизы объекта культурного наследия «Ремесленная управа», расположенного по ул. в г.Красноярске, не подлежат удовлетворению, поскольку факт бездействия не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Министерством культуры Красноярского края на настоящий момент не исполнены требования Закона об охране объектов культурного наследия в части проведения историко- культурной экспертизы, установления границ объекта культурного наследия «Ремесленная управа», расположенного по ул.. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Прокурора г. Красноярска об обязании Министерства культуры Красноярского края провести историко- культурную экспертизу, установить границы территории объекта культурного наследия «Ремесленная управа», расположенный по ул. в г.Красноярске, подлежат удовлетворению в порядке и сроках, определенными долгосрочной целевой программой «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия г. Красноярска» на 2010 -2013 годы» и государственного контракта №296 от 27 сентября 2011 года.

Требования Прокурора г. Красноярска об обязании Министерства культуры Красноярского края направить в Правительство Красноярского края заявление о включении в реестр объектов культурного наследия вновь выявленного объекта культурного наследия «Ремесленная управа» по ул. в г. Красноярске, подлежат удовлетворению в течение 6 месяцев со дня исполнения условий государственного контракта №296 от 27 сентября 2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования П. удовлетворить частично.

Обязать М. провести историко- культурную экспертизу, установить границы территории объекта культурного наследия «Ремесленная управа», расположенного по ул. в г.Красноярске, в порядке и сроках, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия г. Красноярска» на 2010 -2013 годы» и государственного контракта №296 от 27 сентября 2011 года.

Обязать М. направить в Правительство Красноярского края заявление о включении в реестр объектов культурного наследия вновь выявленного объекта культурного наследия «Ремесленная управа» по ул. в г. Красноярске, в течение 6 месяцев со дня исполнения условий государственного контракта №296 от 27 сентября 2011 года.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения-30 ноября 2011 года.

Председательствующий О.А.Дунина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200