оспаривание действий



№ 2- 5145/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2011 года                                 г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Дуниной О.А.,

при секретаре Юдиной О.С.,

с участием прокурора Южаковой О.В.,

представителя ответчика Дерен Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской дирекции по тепловодоснабжению- структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению- филиала ОАО «Российские железные дороги» об устранении нарушений природоохранного законодательства (ст.Красноярск-Восточный, скважина №1),        

У С Т А Н О В И Л:

    Красноярский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской дирекции по тепловодоснабжению- структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению- филиала ОАО «Российские железные дороги» об устранении нарушений природоохранного законодательства. Требования мотивированы тем, что Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере природопользования Красноярской дирекцией по тепловодоснабжению- структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению- филиала ОАО «Российские железные дороги». В ходе проверки установлено, что на балансе Дирекции находится скважина артезианская с павильоном, расположенная в районе станции Красноярск-Восточный Красноярской железной дороги, которая входит в состав сооружения- комплекса по адресу: Красноярский край, Березовский район, ст. Красноярск-Восточный и принадлежит ОАО «РЖД» на праве собственности. Проверкой установлено, что Красноярской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД» на основании лицензии БРЗ № 0032 ВЭ на водозаборной скважине с паспортным № 1 (ст. Красноярск-Восточный), осуществляется добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения. В нарушение требований законодательства на водозаборной скважине с паспортным № 1 (ст. Красноярск-Восточный) проект ЗСО не разрабатывался и с органами Роспотребнадзора не согласовывался, соответственно не определялся комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды для данного объекта. Просит суд признать незаконным бездействие Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» по разработке проекта зоны санитарной охраны водозаборной артезианской скважины с паспортным № 1 (ст. Красноярск-Восточный), расположенной по адресу: Красноярский край, Березовский район, ст. Красноярск-Восточный; обязать Красноярскую дирекцию по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной артезианской скважины с паспортным № 1 (ст. Красноярск-Восточный), расположенной по адресу: Красноярский край, Березовский район, ст. Красноярск-Восточный, в который включить: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; установить ответчику срок для выполнения требований и представления его в органы государственного санитарно- эпидемиологического надзора для согласования 1 месяц.

Прокурор Южакова О.В. поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Дерен Е.С. (доверенность от 24.05.2011 года) иск не признала, пояснив, что указанные нарушения возможно устранить в срок до 12 марта 2012 года.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции РФ, п.1 ст. 11 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды» деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе недра. В целях охраны условий жизнедеятельности человека вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Статьей 22 Федерального закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» установлены обязанности недропользователя: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии с Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14 марта 2002 года № 10 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере природопользования Красноярской дирекцией по тепловодоснабжению- структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению- филиала ОАО «Российские железные дороги».

В ходе проверки установлено, что на балансе Дирекции находится скважина артезианская с павильоном, расположенная в районе станции Красноярск-Восточный Красноярской железной дороги, которая входит в состав сооружения- комплекса по адресу: Красноярский край, Березовский район, ст. Красноярск-Восточный и принадлежит ОАО «РЖД» на праве собственности. Проверкой установлено, что Красноярской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД» на основании лицензии БРЗ № 0032 ВЭ на водозаборной скважине с паспортным № 1 (ст. Красноярск-Восточный), осуществляется добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения.

В соответствии с п.п. 2.2.6, 2.2.7 Лицензионного договора, являющегося приложением № 2 к лицензии, недропользователь обязан выполнять установленные действующим законодательством и существующими стандартами (нормами, правилами) требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; соблюдать требования по охране подземных вод в пределах зоны санитарной охраны водозаборных сооружений.

В нарушение требований законодательства на водозаборной скважине с паспортным № 1 (ст. Красноярск-Восточный) проект ЗСО не разрабатывался и с органами Роспотребнадзора не согласовывался, соответственно не определялся комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды для данного объекта.

В материалы дела представлен договор на выполнение работ от 25 ноября 2011 года, заключенный между ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской дирекции по тепловодоснабжению- структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению- филиала ОАО «Российские железные дороги» и ООО «Промтехэкспертиза».

Согласно п.1.2 договора ООО «Промтехэкспертиза» приняло на себя обязательства по выполнению работ по разработке проектов зон санитарной охраны действующих водозаборных скважин по Красноярскому участку (лот №1), указанных в перечне №1 к договору, в том числе на ст. Красноярск-Восточный.

Пунктом 1.4 договора предусмотрен срок выполнения работ: 1 этап- с даты подписания до 23 декабря 2011 года; 2 этап- с 23 декабря 2011 года по 12 марта 2012 года.

При таких обстоятельствах, требования Красноярского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» по разработке проекта зоны санитарной охраны водозаборной скважины с паспортным № 1 (ст. Красноярск-Восточный), расположенной по адресу: Красноярский край, Березовский район, ст. Красноярск-Восточный, не подлежат удовлетворению, ввиду не подтверждения факта бездействия со стороны ОАО «Российские железные дороги».

Между тем, суд приходит к выводу о том, что осуществление постоянной деятельности по забору подземных вод в нарушение обязательных требований вышеназванного законодательства на водозаборной артезианской скважине с паспортным № 1 (ст. Красноярск-Восточный) влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований законодательства в области охраны окружающей среды, а также на безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции при их производстве и реализации населению.

Таким образом, требования Красноярского транспортного прокурора об обязании Красноярской дирекции по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной артезианской скважины с паспортным № 1 (ст. Красноярск-Восточный), расположенной по адресу: Красноярский край, Березовский район, ст. Красноярск-Восточный, в который включить: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО, подлежат удовлетворению.

Требование Красноярского транспортного прокурора об установлении Красноярской дирекции по тепловодоснабжению- структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению- филиала ОАО «Российские железные дороги» срока исполнения исковых требований в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу не подлежит удовлетворению ввиду неисполнимости данного требования в случае его удовлетворения судом. Как следует из представленных ответчиком документов, на устранение выявленных нарушений требуется срок не менее, чем до 12 марта 2012 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской дирекции по тепловодоснабжению- структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению- филиала ОАО «Российские железные дороги» об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить частично.

Обязать Красноярскую дирекцию по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной артезианской скважины с паспортным № 1 (ст. Красноярск-Восточный), расположенной по адресу: Красноярский край, Березовский район, ст. Красноярск-Восточный, в который включить: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Установить Красноярской дирекции по тепловодоснабжению- структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению- филиала ОАО «Российские железные дороги» срок исполнения исковых требований до 12 марта 2012 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

    На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, изготовленного 6 декабря 2011 года.

    Председательствующий                         О.А.Дунина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200