об оспаривании действий



Дело № 2-512/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2011 года г.Красноярск

Центральный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Крюковой Н.Н.,

при секретаре Хуторской Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хасановой Г.Н., Бурякина И.В., действующего в интересах несовершеннолетней дочери Б.Д.А. об оспаривании действий Департамента городского хозяйства администрации <адрес>, МУ <адрес> «Управление капитального строительства»,

УСТАНОВИЛ:

Хасанова Г.Н., Бурякин И.В., действующий в интересах несовершеннолетней дочери Б.Д.А., обратились в суд с заявлением об оспаривании действий Департамента городского хозяйства администрации <адрес>, МУ <адрес> «Управление капитального строительства». Свои требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ по почте из Департамента городского хозяйства Администрации <адрес> в их адрес поступило требование о сносе жилого <адрес> в <адрес>, признанного аварийным. В данном требовании собственникам квартир данного жилого дома предписано осуществить снос указанного объекта недвижимости в течение 2-х месяцев со дня получения данного требования, однако, в нарушение ст. 32 ЖК РФ, указанным государственным органом не предпринято никаких мер по переселению жильцов и предоставлению другого равноценного жилья. МУ <адрес> «Управление капитального строительства» с заявителями не заключено соглашение о порядке и условиях выкупа изымаемого жилого помещения, последние не ознакомлены с оценкой рыночной стоимости изымаемого жилья. ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение об изъятии земельных участков и сносе многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными» № т410-ж, на основании которого МУ «Управление капитального строительства» заявителям направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о сносе жилого дома. Просили признать незаконными требование от ДД.ММ.ГГГГ о сносе жилого <адрес> в <адрес> в части срока его вынесения и условий выкупа, поскольку решение об изъятии жилого помещения и земельного участка должно быть доведено до собственника за 1 год до предстоящего сноса. Признать незаконным решение МУ <адрес> «Управление капитального строительства» об изъятии принадлежащего заявителям жилого помещения по <адрес> в <адрес> с связи с признанием муниципальной нуждой сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и изъятии земельных участков при сносе многоквартирных домов. Также просили признать незаконными уведомление МУ «Управление капитального строительства» от ДД.ММ.ГГГГ о сносе жилого <адрес>, поскольку оно вынесено на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в УФРС по <адрес> с нарушением установленных законом сроков.

В судебном заседании заявитель Бурякин И. В., и представитель Хасановой Г.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) Косолапова Е. В. заявленные требования поддержали, на их удовлетворении настаивали. Представитель Косолапова Е.В. дополнительно пояснила, что заявителям не известно, какой именно орган осуществляет работу по переселению граждан из изымаемых жилых помещений <адрес> в <адрес>, однако в их адрес звучат требования о выселении, но никаких действий по ознакомлению с оценкой изымаемого помещения и предложению вариантов переселения со стороны администрации города не производится. Кроме того, заявители не согласны с процедурой признания дома по указанному адресу аварийным, т.к. предварительно не были извещены о возможности принятия такого решения.

Решение об изъятии земельного участка и жилых помещений было принято ДД.ММ.ГГГГ, тогда государственная регистрация обременения состоялась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно срок для выселения заявителей должен наступить не ранее апреля 2011 года. Таким образом, требование о сносе от ДД.ММ.ГГГГ не является законным.

Представитель Департамента городского хозяйства администрации <адрес> Носов А.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) против доводов заявления возражал, пояснил, что решение о признании жилого многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным, решение о сносе указанного объекта недвижимости, об изъятии земельного участка и расположенных в нем жилых помещений у собственников произведено в установленном законом порядке. Оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Представитель МУ <адрес> «Управление капитального строительства» Мачина А.П. (по доверенности) поддержала доводы представителя Департамента городского хозяйства администрации <адрес>, дополнительно пояснила, что решения о об изъятии принадлежащего заявителям жилого помещения по <адрес> в <адрес> с связи с признанием муниципальной нуждой сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и изъятии земельных участков при сносе многоквартирных домов МУ <адрес> «Управление капитального строительства» не принимало, поскольку это не входит в его полномочия.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит предъявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основание и порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусмотрено ст. 32 ЖК РФ, согласно которой:

1. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что Хасанова Г.Н., Бурякина Д.И. являются собственниками (по 1/2 доли) <адрес>. 70 по <адрес> в <адрес>, что подтверждается договором о приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Заключением межведомственной комиссии Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. На основании данного заключения указанный объект недвижимости включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда к <адрес>» на 2008-2009 годы.

Распоряжением администрации <адрес> -ж от ДД.ММ.ГГГГ был признан муниципальной нуждой снос ряда жилых домов, в том числе <адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> вынесено распоряжение -ж об изъятии земельных участков в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, согласно которому принято решение об изъятии для муниципальных нужд в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, земельных участков, занимаемых указанными объектами недвижимости, а также выкупе расположенных в них жилых помещений, в том числе в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

В рамках данного распоряжения Департаменту градостроительства администрации <адрес> предписано обеспечить изъятие земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в границах изымаемых земельных участков, МУ «Управление капитального строительства» предписано в 7-дневный срок направить настоящее распоряжение на регистрацию в государственный регистрирующий орган, в 7-дневный срок с момента регистрации направить данное распоряжение собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных в границах изымаемых земельных участков. Кроме того, МУ «Управление капитального строительства» предписано произвести расчет убытков собственников объектов недвижимого имущества, а также обеспечить направление проектов соглашений о выкупе, компенсации убытков собственникам, переселение граждан, проживающих в указанных объектах недвижимости, снос указанных объектов.

Указанное распоряжение зарегистрировано Управлением Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно штампу на данном документе.

Во исполнение данного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника МУ «Управление капитального строительства» в адрес Бурякина И.В., как законного представителя несовершеннолетней дочери Б.Д.А., направлено уведомление с сообщением о принятом решении, сведениями о регистрации указанного распоряжения в УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. А также предложено обратиться в МУ «Управление капитального строительства» для заключения соглашения о порядке и условиях выкупа изымаемого жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ МУ «Управление капитального строительства» в адрес Бурякиной Д.И., Хасановой Г.Н. направлено извещение с предложением явиться в МУ «Управление капитального строительства» и ознакомиться с отчетом об оценке рыночной стоимости <адрес>. 70 по <адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором управления Росреестра в <адрес> в адрес Бурякиной Д.И., Хасановой Г.Н. направлено уведомление о произведенной регистрации обременения на принадлежащее им жилое помещение, на основании распоряжения администрации <адрес> -ж от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращения Бурякиной Д.И. и Хасановой Г.Н. МУ «Управление капитального строительства» давались разъяснительные ответы об оценке изымаемого жилого помещения и предоставлении для переселения и оформления права собственности однокомнатной <адрес>. 10 по <адрес> в <адрес>.

Оценивая представленные в материалах дела доказательства, суд принимает во внимание, что вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственными комиссиями, которые создаются: федеральным органом исполнительной власти для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; органом местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Решение комиссии о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

В данном случае заключение межведомственной комиссии Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании аварийным <адрес> в <адрес> заинтересованными лицами обжаловано не было.

Согласно ч. 10 ст. 32 признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием потребовать от собственников помещений в этом доме снести его в разумный срок. В случае если снос не осуществлен в установленный срок, земельный участок подлежит изъятию. Соответственно, каждое жилое помещение в этом доме, принадлежащее на праве собственности, подлежит изъятию в порядке, предусмотренном ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.

Требование о сносе является следствием признания жилого дома аварийным. Как установлено исследованными по делу доказательствами, решение о признании жилого дома по указанному адресу аварийным принято в установленном законом порядке. На момент рассмотрения дела в суде не оспорено, не отменено и не признано незаконным.

Таким образом, у Департамента городского хозяйства администрации <адрес> имелись законные основания предъявить собственникам жилого дома требование о сносе в соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ. Суд не усматривает нарушений сроков предъявления данного требования, поскольку оно направлено заявителям после признания дома аварийным. Доказательств, что указанный в требовании 2-х месячный срок для сноса данного объекта недвижимости силами собственников является неразумным заявителями не представлено, тем более что намерений исполнить данное требование последними не высказано.

Распоряжение Администрации <адрес> -ж от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельных участков в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными зарегистрировано Управлением Росреестра по <адрес> в установленный срок – ДД.ММ.ГГГГ, что нашло подтверждение в судебном заседании. Указание в уведомлении МУ «Управление капитального строительства» от ДД.ММ.ГГГГ о сроке данной регистрации ДД.ММ.ГГГГ является технической опечаткой и не свидетельствует о незаконности данного уведомления.

Само распоряжение -ж от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельных участков в целях сноса многоквартирных домов вынесено органом местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст. 32 ЖК РФ, действия МУ «Управление капитального строительства» ограничиваются только исполнением данного распоряжения.

Вопреки доводам заявителей, данное распоряжение МУ «Управление капитального строительства» в части произведения расчета убытков собственников и произведения выкупа жилых помещений фактически исполнялось, о чем свидетельствует извещение от ДД.ММ.ГГГГ и ответ на обращение Бурякиной Д.И. и Хасановой Г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. Вопрос о несогласии заявителей с размером выкупной цены не входит в предмет рассмотрения данного дела и подлежит разрешению в ином судебном порядке.

Об изъятии жилого помещения заявителя были извещены путем направления уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, фактическое изъятие жилого помещения и его выкуп на момент рассмотрения дела не осуществлены, из чего следует, что предусмотренный ч. 4 ст. 32 ЖК РФ годичный срок уведомления собственников о предстоящем изъятии не нарушен.

При таких обстоятельствах, у суда имеются все основания полагать, что доводы заявителей о незаконности действий Департамента городского хозяйства администрации <адрес> и МУ <адрес> «Управление капитального строительства» являются необоснованными, поскольку нарушений их прав и законных интересов указанными органами государственной власти не установлено, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 245-258, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Хасановой Г.Н., Бурякина И.В., действующего в интересах несовершеннолетней дочери Б.Д.А. о признании незаконными действий Департамента городского хозяйства администрации <адрес>, МУ <адрес> «Управление капитального строительства» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Крюкова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200