о запрете эксплуатации локомотива



Гражданское дело №2-2193/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2011 г г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска

Под председательством судьи Поляковой Т.П.,

При секретаре Алеевой МС

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ОАО «Р» о признании незаконной эксплуатацию локомотива, о запрете эксплуатации локомотива,

У С Т А Н О В И Л:

<данные изъяты> прокурор в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Р» о признании незаконной эксплуатацию локомотива , о запрете эксплуатации локомотива , ссылаясь на то, что срок эксплуатации указанного электровоза истек. Однако, в нарушение положений Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» локомотив эксплуатируется по настоящее время, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц. Эксплуатация локомотива, не отвечающего требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья работников локомотивных бригад, которым поручено управлять указанным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

В судебном заседании прокурор Бережная ЮЭ поддержала требования по мотивам, изложенным выше.

Представитель ОАО «Р» Бурая В.В. (доверенность в деле) иск не признала, представила суду письменные возражения на иск, которые поддержала в судебном заседании в полном объеме. Просит в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным.

В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. №17-ФЗ (ред. от 28.04.2009 г.) «О железнодорожном транспорте в РФ» одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность.

Как установлено в судебном заседании <данные изъяты> прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в эксплуатационном локомотивном депо <данные изъяты>», в ходе которой установлено, что срок эксплуатации электровоза истек. Однако, в нарушение положений Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» локомотив эксплуатируется по настоящее время, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.

Согласно ст.17 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласно ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожный подвижной состав – локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Согласно технического паспорта электровоз построен ДД.ММ.ГГГГ

Срок службы электровоза установлен 33 года со дня зачисления в парк, согласно указанию департамента локомотивного хозяйства ОАО «Р» ЦТр.

Таким образом, срок службы электровоза , дата постройки ДД.ММ.ГГГГ, дата зачисления в инвентарь дороги ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок истек ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 4.10 ГОСТ 27.002-89, в случае истечения назначенного срока службы эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

По аналогии с электровозом таблица 21 п.1.13.1 «Технических условий на электровоз магистрального типа » ТУ16-530.1.153-73 согласованных Начальником Главного управления локомотивного хозяйства МПС, главным инженером Главного управления локомотивного хозяйства МПС, а также представителями завода-изготовителя, срок службы до списания составляет 33 года.

Аналогичные показатели установлены, например, подп. 3 п. 1.16.1 «Технических условий на электровоз магистрального типа » ТУ16-661.007-85.

Указанная разница в три года обусловлена возможностью продления срока службы локомотива в установленном порядке до 33 лет.

Аналогичное положение предусмотрено «Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной постановлением Правительства РФ о ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ч. 2 ст. 258 НК РФ сроком полезного использования признается период, в течении которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом вышеуказанной «Классификации…».

Срок полезного использования электровоза истек ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.4.10 на ГОСТ 27.002-89 (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1989 г. №3375) назначенный срок службы - календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. В случае истечения назначенного срока службы эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

В соответствии с п. 12.1 Правил технической эксплуатации железных дорог требования к техническому состоянию подвижного состава, а также порядок его технического обслуживания и ремонта устанавливаются МПС России.

В соответствии с п. 4.6 ГОСТ 27.002-89 срок службы – календарная продолжительность эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

Согласно п.2.3 стандарта ОАО «Р» «Локомотивы. Порядок продления назначения срока службы» предельное состояние – это состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация не допустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или не целесообразно.

В приложении к ГОСТ 27.002-89 «Пояснения к терминам, приведенным в стандарте» указано, что целью установления назначенного срока службы и назначенного ресурса является обеспечение принудительного заблаговременного прекращения применения объекта по назначению, исходя из требований безопасности или технико-экономических соображений.

В соответствии с п.2 «Инструкции о порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий и учреждений железнодорожного транспорта» (утв. Указанием МПС РФ №ЦФ-631 от ДД.ММ.ГГГГ) списанию с бухгалтерских балансов подлежит стоимость транспортных средств, пришедших в негодность вследствие морального и (или) физического износа, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, а также по другим причинам.

Согласно с абз.4 п.3 указанной инструкции списание с балансов локомотивов и моторвагонного подвижного состава осуществляется в соответствии с «Инструкцией о порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава», утвержденной Указанием МПС СССР №ЦТ-4418 от ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 1.2 указанной инструкции предусмотрено исключение из инвентаря по истечении установленного срока службы локомотивов, вагонов электро- и дизельпоездов, автомотрис.

Пунктом 1.5 указанной инструкции предусмотрено исключение из инвентаря устаревших типов тягового подвижного состава, не удовлетворяющих современным требованиям эксплуатации и не подлежащим модернизации или использованию в других отраслях народного хозяйства, или когда для них прекращено производство запасных частей или капитального ремонта.

В технических условиях, разрабатываемых на тип подвижного состава, указывается срок службы, в течение которого локомотив сохраняет технические параметры, в том числе параметры надежности и безопасности эксплуатации. При конструировании локомотива в техническом задании на проектирование указывается срок службы. При проектировании несущих конструкций локомотива, его основных узлов учитывается срок эксплуатации соответствующего узла с учетом характеристик материалов, их устойчивости к износу, деформации, коррозии и др. Завод изготовитель не гарантирует сохранение технических параметров, в том числе надежности и безопасности эксплуатации локомотива сверх установленного Техническими условиями срока службы.

Вопреки приведенным требования, названный локомотив эксплуатируется до настоящего времени.

При эксплуатации локомотива, срок службы которого истек, высока вероятность выхода из строя основных узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения (тормозной системы, средств защиты тяговых электродвигателей, электрооборудования локомотива, системы поездной автоматики, системой автоматического управления торможением поезда и.т.д.), что создает предпосылки для транспортных происшествий, причинения ущерба имуществу третьих лиц, вред их здоровью.

В соответствии с ч.2. ст.20 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают:

безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;

безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;

безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

экологическую безопасность.

В силу ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Согласно ГОСТ 27.002-89 для объектов, которые являются потенциальными источниками повышенной опасности, важными понятиями являются «безопасность» и «живучесть». Безопасность – свойство при изготовлении и эксплуатации и в случае нарушения работоспособного состояния не создавать угрозу для жизни здоровья людей, также для окружающей среды. Хотя безопасность не входит в общее состояние надежности, однако при определенных условиях тесно связана с этим понятием, например, если отказы могут привести к условиям, вредным для людей и окружающей среды сверх предельно допустимых норм.

Таким образом, эксплуатация электровоза , срок службы которого истек ДД.ММ.ГГГГ, не отвечает требованиям безопасности, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.

Кроме того, согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Эксплуатация локомотива, не отвечающего требованиям безопасности создает угрозу для жизни и здоровья локомотивных бригад, которым поручено управлять названным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

В соответствии с ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования <данные изъяты> прокурора о признании незаконной эксплуатацию локомотива, и о запрете эксплуатации локомотива подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконной эксплуатацию локомотива .

Запретить ООО «Р» эксплуатацию локомотива .

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня вынесения судом решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через районный суд.

Председательствующий: Т. П. Полякова