Решение
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 21 декабря 2011 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ленинского районного суда Макаровой Ю.М., исполняющей обязанности судьи Центрального районного суда г. Красноярска,
при секретаре Жирных О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах Бодяловой Н.М. к Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным отказа Министерства социальной политики Красноярского края в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем и возложении обязанности предоставить единовременную выплату на приобретение жилого помещения,
установил:
Прокурор Октябрьского района г. Красноярска обратился в суд в интересах Бодяловой Н.М. с исковым заявлением, в котором просит признать отказ Министерства социальной политики Красноярского края в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным, обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить единовременную выплату на приобретение жилого помещения.
Требовании мотивированы тем, что Бодялова Н.М., являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом 1 группы состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Октябрьского района г. Красноярска. С 1996 года Бодялова Н.М. проживает и зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес> общей площадью 39,8 квадратных метра, принадлежащим на праве собственности ее дочери - Е. на основании решения Октябрьского районного суда от 14.07.2000 года. Сама Е. проживает и регистрирована по <адрес>. Сообщением от 24 января 2011 года за № 542-12 Министра социальной политики Красноярского края Бодяловой Н.М. было отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в связи с отсутствием права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем на момент принятия комиссией министерства решения.
Прокурор полагает, что в силу действующего законодательства по мерам социальной поддержки и льготам Бодялова Н.М. приравнена к инвалидам Великой Отечественной войны, в связи с чем, имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в связи с чем просит признать отказ Министерства социальной политики Красноярского края в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным, обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить единовременную выплату на приобретение жилого помещения.
Истец Бодялова Н.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Коврижных Е.Е. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в данном случае Бодялова Н.М. не является членом семьи собственника, поскольку совместно с дочерью в жилом помещении по адресу: <адрес> не проживала и не проживает. Е. зарегистрирована и проживает с 2001 года по <адрес> <адрес>. Кроме того, жилое помещение по <адрес> представляет собой жилой неблагоустроенный дом, в котором отсутствует водоснабжение и централизованное отопление, в доме требуется капитальный ремонт пола и печи.
Ответчик – представитель Министерства социальной политики Красноярского края Васильева О.А. (полномочия подтверждены доверенностью от 28.09.2011 года № 12531-07) в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление из которого следует, что Федеральным законом от 12.01.1995 горда № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены два обязательных условия, при наличии которых гражданину предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем: гражданин должен иметь определенный статус и гражданин должен быть нуждающимся в улучшении жилищных условий. Из материалов дела следует, что Бодялова Н.М. проживает одна в доме общей площадью 39,8 квадратных метра по <адрес>, имеет в нем регистрацию с 1996 года. Указанный дом принадлежит на праве собственности дочери истца Е. Таким образом, Бодялова Н.М. длительное время проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности дочери, что свидетельствует о том, что Бодялова Н.М. на основании соглашения с собственником имеет на указанное жилое помещение такие же права. Дочь, имеющая право собственности на дом, не ограничивает мать в пользовании домом. С учетом изложенного Бодялова Н.М. является членом семьи собственника и обеспечена общей жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы, в связи с чем, по мнению ответчика, отсутствуют основания для признания Бодяловой Н.М. нуждающейся в жилом помещении. Просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Представитель третьего лица администрации Октябрьского района г. Красноярска Меркулова О.А. (полномочия подтверждены доверенностью от 17.01.2011 года № 61) в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, пояснив, что на основании Распоряжения от 17.12.2010 года № 2219-Р администрации Октябрьского района г.Красноярска Бодялова Н.М., проживающая по <адрес> поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку не имеет в собственности собственного жилья. 20 декабря 2011 года администрацией Октябрьского района г. Красноярска было проведено обследование материально-бытовых условий проживания Бодяловой Н.М. в доме № № по <адрес>, в ходе которого установлено, что вышеуказанное жилое помещение принадлежит на праве собственности дочери Бодяловой Н.М., с которой последняя совместно не проживает, мать проживает в доме одна, при этом указанный дом не благоустроен, в нем отсутствует водоснабжение, имеется печное отопление, стены дома промерзли, дом не отоплен. Со слов дочери истца Е., она на зиму забирает мать в свою квартиру, расположенную по <адрес> <адрес>, а летом мать одна проживает по <адрес>.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Бодяловой Н.М.на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 327-ФЗ) инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Исходя из правового смысла, данный Указ имеет целевую направленность, а именно предоставление ветеранам Великой Отечественной войны дополнительной гарантии к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Из смысла ч. 1 ст. 2 указанного Закона следует, что ветеранами войны являются лица, непосредственно принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Одновременно ч.2 указанной статьи определен перечень иных лиц, которые также могут быть отнесены к ветеранам войны; перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В силу п.1, п. 2 си. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
На основании ст. 4 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 18.02.2010 года № 10-4386, меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
Пунктом 6 ст. 1 указанного Закона предусмотрено, что действие закона распространяется на членов семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
В судебном заседании установлено, что Бодялова Н.М. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны Б.. Указанное обстоятельство никем не оспорено, и подтверждается имеющимися в материалах гражданского дела доказательствами: удостоверением ветерана ВОВ Б., удостоверением о правах на льготы, установленные для ветеранов ВОВ Бодяловой Н.М., справкой о заключении брака № 50 от ДД.ММ.ГГГГ между Б. и Г. (после регистрации брака Бодяловой), свидетельством о смерти Б.
Распоряжением администрации Октябрьского района г.Красноярска от 17 декабря 2010 года № 2219-Р Бодялова Н.М., проживающая по <адрес> принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
18 января 2011 года она обратилась в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем в порядке, определенном Федеральным Законом «О ветеранах».
Сообщением от 24 января 2011 года Министерство социальной политики Красноярского края отказало Бодяловой Н.М. в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, со ссылкой на то, что обеспеченность общей площадью жилья по месту жительства заявительницы превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную по Красноярскому краю.
Однако, судом не установлено предусмотренных законом оснований для признания правомерным отказа ответчика в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрен перечень граждан, признающихся нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ; иностранные граждане, лица без гражданства, в силу прямого указания международного договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Из материалов дела видно, что Бодялова Н.В. зарегистрирована и проживает в доме № № по <адрес>, общей площадью 39,8 квадратных метра, что подтверждается выпиской из домовой книги по указанному адресу от 16 ноября 2010 года.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 23 января 2001 года собственником жилого дома, расположенного по <адрес> является Е. на основании решения Октябрьского районного суда <адрес> от 14.07.2000 года.
Из выписки из домовой книги по адресу: <адрес> следует, что с 08.06.2001 года Е. (дочь Бодяловой Н.М.) зарегистрирована в указанном жилом помещении, принадлежащим ей на основании договора купли-продажи от 28.08.2000 года.
В судебном заседании Е. пояснила, что Бодялова Н.М. проживает по <адрес> одна, только в зимнее время, в морозы, она (Е.) забирает мать к себе, поскольку дом плохо отапливается. Сама Е. вместе со своей дочерью, а также внучкой проживают и зарегистрированы в квартире по <адрес> <адрес>, принадлежащей им на праве собственности. Аналогичные обстоятельства пояснила в судебном заседании свидетель К. (внучка Бодяловой Н.М.).
Допрошенные в ходе судебного заседания свидетели И. и Щ. – соседи Бодяловой Н.М., проживающие на <адрес>, пояснили, что Бодялова Н.М. проживает одна в жилом доме, расположенном по <адрес>.
Кроме того, согласно акту обследования материально-бытовых условий Бодяловой Н.М. от 20 декабря 2011 года, жилой дом, расположенный по <адрес> неблагоустроенный, при обследовании стены дома, двери промерзшие, дом не отоплен. В доме необходим капитальный ремонт пола и печи.
Анализируя положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что Бодялова Н.М. в настоящее время не является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по <адрес>, поскольку она зарегистрирована указанному по месту жительства и проживает одна в доме, принадлежащем на праве собственности дочери Е., проживает отдельно от своей дочери, являющейся собственником дома.
Кроме того, Бодялова Н.М. какого-либо жилого помещения в собственности на территории Красноярского края не имеет, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому края от 22.11.2010 года, нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Исходя из установленных судом обстоятельств и приведенных выше норм права, Бодялова Н.М., 15 апреля 1915 года рождения, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, не имеющая ни по договору социального найма, ни на праве собственности жилого помещения, не являющаяся членом семьи нанимателя жилого помещения либо собственника занимаемого ею жилого помещения, имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения в собственность.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах Бодяловой Н.М. к Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным отказа Министерства социальной политики Красноярского края в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем и возложении обязанности предоставить единовременную выплату на приобретение жилого помещения, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах Бодяловой Н.М. к Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным отказа Министерства социальной политики Красноярского края в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем и возложении обязанности предоставить единовременную выплату на приобретение жилого помещения, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социальной политики Красноярского края в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем и обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить Бодяловой Н.М. единовременную выплату на приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Судья Ю.М. Макарова