решение по иску прокурора в интересах Антонюк к Мин. соц. политики



Решение

Именем Российской Федерации

г. Красноярск                          20 декабря 2011 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Ленинского районного суда Макаровой Ю.М., исполняющей обязанности судьи Центрального районного суда г.Красноярска,

при секретаре Жирных О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Антонюк Ц.С. к Министерству социальной политики Красноярского края об обязании предоставить единовременную выплату на приобретение жилого помещения,

установил:

Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах Антонюк Ц.С., в котором просит обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить единовременную выплату на приобретение жилого помещения.

Требования, уточненные 20 декабря 2011 года, мотивированы тем, что Антонюк Ц.С., являясь бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края. 26 апреля 2010 года Антонюк Ц.С. обратилась в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. В ответе Министерства социальной политики Красноярского края от 11.11.2010 года № 3582-А-12 указано на отсутствие у Антонюк Ц.С., как узника фашистских концлагерей, права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета со ссылкой на письмо Минрегиона России от 19.03.2010 года №10496-СК/07.

Антонюк Ц.С. проживает в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 57,8 квадратных метра, принадлежащей на праве собственности мужу внучки - С. Помимо Антонюк Ц.С. в указанном жилом помещении проживают: дочь истца - Л., внучка О., правнуки Ф.Д. и С. и муж внучки С., таким образом, на одного члена семьи Антонюк Ц.С. приходится по 9,6 квадратных метра, то есть Антонюк является нуждающейся в жилом помещении.

Прокурор полагает, что в силу действующего законодательства по мерам социальной поддержки и льготам Антонюк Ц.С. приравнена к участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем, имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», поэтому просит обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить единовременную выплату на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании истец помощник прокурора Березовского района Красноярского края Серебренникова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Истец Антонюк Ц.С. исковые требования также поддержала.

Представитель Антонюк Ц.С. по устному ходатайству Николаева Н.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, дополнительно пояснила, что Антонюк Ц.С. – мать бывшего сожителя Н. С 1972 года проживала в принадлежащем ей (Антонюк Ц.С.) на праве собственности жилом доме в д. <адрес> по <адрес>, где до настоящего времени зарегистрирована. В 1999 году Антонюк Ц.С. продала указанный дом ей Н. и внукам Антонюк Ц.С. - А. и Н., в настоящее время, с 2008 года Антонюк Ц.С. проживает по адресу: <адрес>, <адрес> совместно с дочерью Л., внучкой О., мужем последней С. и правнуками Ф.Д. и С.. Они проживают одной семьей, ведут общее хозяйство. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности мужу внучки - С. Антонюк Ц.С. продолжает сохранять регистрацию по прежнему месту жительства: <адрес>, <адрес>, так как собственник дома в <адрес>С. отказывается прописывать ее в указанном жилом помещении, а Антонюк Ц.С. нужна прописка для возможности обращения в медицинские и иные учреждения. Семейные отношения Антонюк Ц.С. с ней (Н.), а также внуками А. и Н. давно прекращены. В настоящее время на <адрес>, проживает она (Н.) с детьми, а также своим новым сожителем, с сыном Антонюк Ц.С. она не проживает около пяти лет.

Ответчик – представитель Министерства социальной политики Красноярского края Васильева О.А. (полномочия подтверждены доверенностью от 26.09.2011 года № 12531-07) в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Антонюк Ц.С. является несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. В соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 года № 1235 и Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122- ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны гарантируется предоставление мер социальной поддержки и льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны. Вместе с тем, для бывших несовершеннолетних узников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем федеральным законодателем не определены. Федеральный закон, предусматривающий передачу полномочий РФ по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем бывших несовершеннолетних узников, отсутствует. То есть органы государственной власти субъектов РФ указанными полномочиями Российской Федерацией не наделены, Закон края №10-4386 не уполномочивает и не обязывает Министерство соцполитики края принимать решения по вопросам предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем бывших несовершеннолетних узников. Кроме того, истцом не подтвержден факт нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. Антонюк Ц.С. зарегистрирована в <адрес> в трехкомнатном доме, общей площадью 48,5 квадратных метра. Решением Центрального районного суда г.Красноярска от 18.05.2011 года в удовлетворении исковых требований прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Антонюк Ц.С. об обязании Министерства социальной политики Красноярского края предоставить последней единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения было отказано, в связи с тем, что Антонюк Ц.С. не может быть отнесена к числу нуждающихся в жилом помещении, поскольку независимо от того, что между ней и покупателями имеется нотариально удостоверенный договор купли-продажи жилого дома на по <адрес> в <адрес>, право собственности истца на данный дом не прекращено. Договор купли-продажи от 19.01.1999 года был зарегистрирован надлежащим образом 31.08.2011 года. Из выписки из домовой книги от 19.02.2010 года следует, что кроме Антонюк Ц.С. в данном доме зарегистрированы ее невестка Н. и внуки А., Н., согласно справке администрации Маганского сельсовета невестка и внуки фактически с Антонюк не проживают, таким образом, обеспеченность А. жилым помещением более учетной нормы, установленной решением Маганского сельсовета Совета депутатов Березовского района от 06.06.2007 г. № 26-4р в 12 квадратных метра.

Антонюк Ц.С., проживая в доме с 28.12.1972 года, продав его невестке и внукам в 1999 году, продолжала в нем проживать как член семьи собственников (невестки и внуков), в связи с чем, отсутствуют основания для признания Антонюк Ц.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель третьего лица администрации Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. «а»-«ж» и «и» п.п.1 ст. 2 закона, предоставляется, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 08.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрено обеспечение ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствие с Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ. Исходя из правового смысла, данный Указ имеет целевую направленность, а именно предоставление ветеранам ВОВ дополнительной гарантии к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Из смысла ч. 1 ст. 2 указанного Закона следует, что ветеранами войны являются лица, непосредственно принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Одновременно ч.2 указанной статьи определен перечень иных лиц, которые также могут быть отнесены к ветеранам войны; перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В судебном заседании установлено, что Антонюк Ц.С. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, о чем имеется соответствующее удостоверение.

Согласно Постановлению администрации Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края № 40 от 23 апреля 2010 года Антонюк Ц.С., проживающая по адресу: <адрес> принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту жительства.

На основании ответа Министерства социальной политики Красноярского края от 11.11.2010 года № 3582-А-12 Антонюк Ц.С. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с отсутствием права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем на момент принятия комиссией министерства решения.

Решением Центрального районного суда г.Красноярска от 18 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Антонюк Ц.С. о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения отказано. Основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора явилось то, что Антонюк Ц.С. не может быть отнесена к числу лиц, нуждающихся в жилом помещении, поскольку является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 28.12.1972 года, поскольку заключенный между ней и Н., А., Н. договор купли-продажи этого дома от 19.01.1999 года не зарегистрирован в установленном законом порядке, а также, указанным решением было установлено, что Антонюк Ц.С. фактически по <адрес> не проживает, от есть, она и Н. с детьми не являются членами одной семьи.

В иске прокурор ссылается на то, что поскольку Антонюк Ц.С. пользуется всеми льготами и гарантиями, которыми пользуются поименованные в ст.2 Федерального закона "О ветеранах" лица, на нее также должна распространяться гарантия обеспечения жилым помещением посредством предоставления субсидии в соответствие с Указом Президента № 714 от 08.05.2008 года.

Вопрос о предоставлении социальных гарантий бывшими несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны, с 01.01.2005 г. урегулирован п.8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно указанной норме льготы по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников концлагерей, не признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, предоставляются как для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Антонюк Ц.С. инвалидом не является.

На основании изложенного, поскольку такая категория лиц, как несовершеннолетний узник концлагеря не поименована ст.2 Федерального закона "О ветеранах", а Указ Президента № 714 от 08.05.2008 года носит исключительно персонифицированный характер, т.е. рассчитан на определенную категорию лиц, его действие не распространяется на Антонюк Ц.С.

Обсуждая вопрос о нуждаемости Антонюк Ц.С. в предоставлении жилого помещения, суд приходит к следующему.

В исковом заявлении прокурор указывает на то, что Антонюк Ц.С. нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку она проживает одной семьей с дочерью, внучкой, ее супругом и детьми в квартире мужа внучки – Ф. по пе<адрес> <адрес>, общей площадью 57,8 кв.м., в результате чего на одного члена семьи приходится 9,6 кв.м., что ниже установленной для этой местности нормы общей площади жилого помещения для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, установленной – в 12 кв.м.

Согласно выписке из домовой книги от 26 октября 2011 года, в доме № по <адрес> зарегистрированы: Антонюк Ц.С., Н., А. и Н. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Н., А. и Н. на основании договора купли-продажи от 19.01.1999 года № 73, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 31 августа 2011 года.

В ходе судебного заседания истец Антонюк Ц.С. пояснила, что проживает в квартире, расположенной по <адрес> <адрес>, принадлежащей на праве собственности С. совместно с дочерью Л., не имеющей регистрации по вышеуказанному адресу, а также с внучкой О., детьми последней (правнуками истца) Ф.Д. и С., а также с мужем внучкой (собственником квартиры) С.

Указанные доводы истца подтверждаются показаниями Л., допрошенной в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля и пояснившей, что ее мать Антонюк Ц.С. проживает вместе с ней в квартире, расположенной по пе<адрес>, 2-8 <адрес>, вместе с ними проживают также О. (дочь свидетеля), дети последней - Ф.Д., С.. а также собственник жилого помещения С. Все указанные лица проживают в квартире одной семьей, ведут общее хозяйство.

Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст.3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Кроме того, как было указано выше, решением Центрального районного суда от 18 мая 2011 года было установлено, что Антонюк Ц.С. фактически по <адрес> не проживает, от есть, она и Н. с детьми не являются членами одной семьи.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Антонюк Ц.С. не является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного в <адрес>, поскольку фактически в указанном жилом помещении около 3 лет не проживает, а живет совместно с дочерью Л., внучкой О., правнуками Ф.Д., С. и мужем внучки С. по адресу: <адрес>, пе<адрес>

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21 декабря 2010 года собственником квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу, является Е. на основании договора купли-продажи от 10 сентября 2010 года.

Из выписки из домовой книги от 16.10.201 года следует, что в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> зарегистрированы: О. и ее сыновья Ф.Д. и С.

Как следует из выписки из технического паспорта жилого помещения от 14 марта 2002 года, <адрес> представляет собой трехкомнатную квартиру, общей площадью 57,8 квадратных метра.

В силу частей 1,2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи

Таким образом, Антонюк Ц.С. проживая совместно с дочерью Л., внучкой О., правнуками Ф.Д., С. и мужем внучки С. в жилом помещении, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> имеет равное с собственником квартиры С. право пользования указанным жилым помещением без каких-либо ограничений.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен ст. 51 ЖК РФ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма площади жилого помещения на территории Маганского сельсовета в силу Решения Маганского сельского Совета депутатов «14-3Р от 07.09.2011 года «О внесении изменений в решение Маганского сельского Совета депутатов №12-2Р от 12.02.2006 года «О Положении о порядке предоставления малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма» для постановки на жилищный учет граждан РФ, постоянного проживающих на территории Маганского сельсовета в качестве нуждающихся в жилом помещении установлена в размере менее 12 квадратных метра общей площади помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания. Поселок Березовский относится к территории Маганского сельсовета.

Как следует из материалов дела, общая площадь квартиры № по пе<адрес>, занимаемой Антонюк Ц.С., Л., О., Ф.Д., С. и Е., составляет 57,8 квадратных метра, то есть на каждого проживающего в квартире лица приходится по 9,6 квадратных метра общей площади, что менее установленной учетной нормы площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в 12 кв.м.

Таким образом, оснований считать Антонюк Ц.С. обеспеченной жилой площадью более учетной нормы не имеется.

Вместе с тем, суд приходит к выводу об отсутствии основания для применения в отношении Антонюк Ц.С. положений Указа Президента Российской Федерации № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" поскольку категория граждан "бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", к которым относится Антонюк Ц.С., не отнесена законом к ветеранам Великой Отечественной войны, хотя и приравнена к ним по мерам социальной поддержки и льготам, установленным соответствующими федеральными законами, тогда как Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года на них не распространены предусмотренные данным Указом для ветеранов Великой Отечественной войны требования и мероприятия по обеспечению жильем.

С учетом этого обстоятельства, отказ Министерства социальной политики Красноярского края в предоставлении Антонюк Ц.С. меры социальной поддержки по обеспечению жильем в порядке реализации Указа Президента № 714 от 08.05.2008 года не противоречит закону.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Антонюк Ц.С. об обязании Министерства социальной политики Красноярского края предоставить единовременную выплату на приобретение жилого помещения не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

    

В удовлетворении исковых требований прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Антонюк Ц.С. к Министерству социальной политики Красноярского края об обязании предоставить единовременную выплату на приобретение жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Судья Ю.М. Макарова