о признании действий (бездействия) незаконными



Дело №2-409/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2011 года г.Красноярск

Центральный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Крюковой Н.Н.,

при секретаре Хуторской Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании незаконными действий Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Красноярскому краю. Свои требования мотивировал тем, что при проведении проверки деятельности данного государственного органа было установлено, что последим нарушаются требования общедоступности и открытости сведений реестра уведомлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, в частности, в отношении 25 индивидуальных предпринимателей на официальном сайте Управления в сети Интернет <данные изъяты> отсутствуют сведения о идентификационных номерах налогоплательщиков и местах фактического осуществления заявленных видов деятельности. Кроме того, в нарушение требований действующего законодательства Управлением зарегистрированы уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в отношении ИП А.Д.А., ООО «Ма», ИП Ш.В.В., ООО «Фа», ООО «Зла», ООО «КДКА» и ИП Д.Н.А., фактически осуществлявшейся в период с 1995 года по 2008 года, что сделало невозможным проведение в отношении указанных лиц плановых проверок их деятельности до 2013 года.

В судебном заседании представитель заявителя прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле прокуратуры Красноярского края Посконнов Д.Н. заявленные требования подержал, на их удовлетворении настаивал, просил о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с данным заявлением.

Представитель Управления Роспотребнадзора в Красноярском крае Скударнов А.С. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) возражал против требований прокуратуры, ссылаясь на пропуск срока давности обращения в суд с данными требованиями. Кроме того, по существу дела пояснил, что на территориальный орган Федеральной Службы Роспортебнадзора возложены обязанности по приему и учету указанных уведомлений, а также ведению реестра данных уведомлений на электронном и бумажном носителе. Данная обязанность исполняется Управлением надлежащим образом, в реестр уведомлений вносятся все необходимые сведения, в том числе сведения об идентификационных номерах налогоплательщиков и местах фактического осуществления ими заявленных видов деятельности. Ин­формационно-методическое и программно-техническое обеспечение ведение реестра уведомлений возложено на ФГУЗ «Информационно-методический центр «Эк». С ДД.ММ.ГГГГ регистрация уведомлений осуществляется Управлением с помощью программного обеспечения, разработанного данным учреждением. При регистрации уведомлений и внесении сведений в реестр специали­стами Управления фактически вносятся все необходимые сведе­ния об индивидуальных предпринимателях. Отсутствие сведений об ИНН и местах их фактического осуществле­ния заявленных видов деятельности при его просмотре в сети Интернет 3-ми лицами происходит по причине особенностей функционирования программ­ного продукта, не зависящего от Управления и его сотрудников. Таким образом, действия Управления по опубликованию сведений реестра, приему и учету уведомлений законны и не создают препятствий для осуществления гражданами и организациями принадлежащих им прав. Кроме того, внесение в реестр сведений о начале осуществления предпринимательской деятельности в отношении ИП А.Д.А., ООО «Ма», ИП Ш.В.В., ООО «Фа», ООО «Зла», ООО «КДКА» и ИП Д.Н.А. также не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку не является препятствием для проведения плановых проверок деятельности указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Представитель Управления Федеральной службы Роспотребнадзора в Красноярском крае Гилев А.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) также пояснил, что разработка информационно-технического обеспечения ведения реестра уведомлений и программного обеспечения для систематизации и передаче сведений реестров возложено Федеральной Службой Роспотребнадзора на ФГУЗ Информационно-методический центр «Эк». Данный программный продукт разработан указанным учреждением, отсутствие информации для третьих лиц на сайте Управления об идентификационных номерах налогоплательщиков и местах фактического осуществления ими заявленных видов деятельности является недоработкой данного продукта, на исправление которых Управление самостоятельных полномочий не имеет.

Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Положением Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства от 30.06.2004 года № 322 установлено, что указанная Федеральная служба и ее территориальные органы (управления) осуществляют прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг (п. 5.2.3).

Кроме того, данное полномочие указано также в «Правилах предоставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 584.

Данными Правилами предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет учет уведомлений путем внесения сведений в реестр уведомлений, в круг которых, наряду с иной информацией, входят сведения о местах фактического осуществления заявленного вида (видов) деятельности; идентификационных номерах налогоплательщика (п. 12).

Согласно п. 14, 15 Правил, реестр ведется на бумажном и электронном носителях. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными. Уполномоченный орган размещает сведения, содержащиеся в реестре, на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней со дня регистрации уведомления.

Во исполнение указанных нормативных актов Федеральной службой Роспотребнадзора организована работа по ведению реестра уведомлений, в территориальные органы разосланы письма, регламентирующие порядок приема, учета и регистрации данных уведомлений, заключен договор с ФГУЗ «Информационно-методический центр «Эк» на разработку программного обеспечения для систематизации и передачи сведений реестров продукта по регистрации уведомлений о начале осуществления отдельных видов деятельности, что следует из писем руководителя Службы О.Г.Г. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также ФГУЗ «Информационно-методический центр «Эк» от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, приказом от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Красноярскому краю назначены ответственные лица за реализацию Постановления Правительства № 584 от 16.07.2009 года, в том числе за ведение реестра уведомлений в электронном виде, а также за программно-техническое обеспечение ведения реестра уведомлений, размещение данных реестра на сайте Управления.

Прокуратурой Красноярского края осуществлена проверка деятельности Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Красноярскому краю, на которое возложено исполнение обязанностей предусмотренных п. 15 Правил, о размещении сведений, содержащихся в реестре, на своем официальном сайте в сети Интернет с соблюдением требований об их открытости и общедоступности, в ходе которой выявлено нарушение ведения данного реестра. В частности опубликование электронного реестра уведомлений на официальном сайте в сети Интернет <данные изъяты> осуществляется с нарушением требований установленных подп. «б», «г» п. 12 Правил.

Данной проверкой установлено, что из 33 уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в отношении 25 индивидуальных предпринимателей: А.Д.А., Е.В.И., Р.Н.Н., Б.М.А., Л.Б.Ш, Ч.Л.В., К.И.В., Р.Е.В., И.О.В., Б.Л.С., Щ.М.А., Г.Р.Х., Р.Е.И., К.Л.В., Ф.Д.В., В.Р.Л., П.В.С., К.О.В., Р.Г.В., С.А.А., С.Р.А., Щ.Л.А., отсутствуют сведения об идентификационных номерах налогоплательщиков и местах фактического осуществления заявленных видов деятельности. Тем самым нарушаются требования общедоступности и открытости сведений реестра, установленные п. 15 Правил представления уведомлений, а также права неопределенного круга лиц на получение полной и. достоверной информации.

Данное обстоятельство подтверждается сведениями из официального сайта Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по красноярскому краю в сети Интернет, в которых отсутствует указанная информация (л.д.25-32).

Кроме того, Прокуратурой Красноярского края установлено, что в нарушение положений ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающей, что уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг, Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю зарегистрированы уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в отношении ИП А.Д.А., ООО «Ма», ИП Ш.В.В., ООО «Фа», ООО «Зла», ООО«КДКА» и ИП Д.Н.А., фактически начавших осуществление отдельных видов деятельности в период с 1995 года по 2008 год. Требований о внесении сведений в отношении данной категории лиц, указанный Федеральный закон не содержит.

Данное обстоятельство также подтверждается сведениями из официального сайта Федеральной службы Роспотребнадзора по Красноярскому краю в сети Интернет, распечатанными и представленными в материалы дела (л.д. 101-138), а также уведомлениями указанных лиц о начале осуществления предпринимательской деятельности: ИП А.Д.А. - с ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Ма» - ДД.ММ.ГГГГ, ИП Ш.В.В. – с ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Фа» - с ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Зла» - с ДД.ММ.ГГГГ, ООО «КДКА» - с ДД.ММ.ГГГГ, ИП Д.Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-39).

Поскольку данные действия Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю противоречат требованиям действующего законодательства, суд полагает, что выявленные нарушения подлежат устранению, в связи с чем считает необходимым обязать Управление Роспотребнадзора по краю разместить на своем официальном сайте в сети Интернет <данные изъяты> сведения электронного реестра уведомлений с указанием информации об идентификационных номерах налогоплательщиков и местах фактического осуществления ими заявленных видов деятельности в отношении индивидуальных предпринимателей А.Д.А., Е.В.И., Р.Н.Н., Б.М.А., Л.Б.Ш, Ч.Л.В., К.И.В., Р.Е.В., И.О.В., Б.Л.С., Щ.М.А., Г.Р.Х., Р.Е.И., К.Л.В., Ф.Д.В., В.Р.Л., П.В.С., К.О.В., Р.Г.В., С.А.А., С.Р.А., Щ.Л.А., а также обязать исключить из реестра уведомлений сведения о начале осуществления предпринимательской деятельности до ДД.ММ.ГГГГ в отношении индивидуальных предпринимателей А.Д.А., Ш.В.В., Д.Н.А., ООО «Ма», ООО «Фа», ООО «Зла», ООО «КДКА».

Довод представителей Скударнова А.С., Гилева А.А. об отсутствии полномочий у Управления на внесение изменений в программное обеспечение, на базе которого осуществляется ведение электронного реестра уведомлений суд находит несостоятельным, поскольку предусмотренная законом обязанность обеспечения открытости и общедоступности сведений, содержащихся в реестре уведомлений, возложено как на Федеральную службу Роспотребнадзора в целом, так и на ее территориальные органы, в связи с чем Управлением должны быть предприняты меры по устранение выявленных нарушений.

Статьей 256 Кодекса установлен трехмесячный срок подачи в суд заявления об оспаривании решений, действий (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих

Вместе с тем, суд полагает возможным восстановить срок давности обращения прокурора края с указанными требованиями, поскольку данное обращение вызвано необоснованным отказом Управления Федеральной службы Роспотребнадзора от исполнения законных требований прокурора, изложенных в представлении об устранении нарушений действующего законодательства от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, суд принимает во внимание, что прокурором в данном случае предпринимались меры прокурорского реагирования на выявленные нарушения, а пропуск 3-х месячного процессуального срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, носит незначительный характер.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по опубликованию сведений электронного реестра уведомлений, без информации об идентификационных номерах налогоплательщиков, адресах фактического осуществления деятельности, об индивидуальных предпринимателях: А.Д.А., Е.В.И., Р.Н.Н., Б.М.А., Л.Б.Ш, Ч.Л.В., К.И.В., Р.Е.В., И.О.В., Б.Л.С., Щ.М.А., Г.Р.Х., Р.Е.И., К.Л.В., Ф.Д.В., В.Р.Л., П.В.С., К.О.В., Р.Г.В., С.А.А., С.Р.А., Щ.Л.А..

Обязать Управление Роспотребнадзора по краю разместить на своем официальном сайте в сети Интернет <данные изъяты> сведения электронного реестра уведомлений с указанием информации об идентификационных номерах налогоплательщиков и местах фактического осуществления ими заявленных видов деятельности индивидуальных предпринимателей А.Д.А., Е.В.И., Р.Н.Н., Б.М.А., Л.Б.Ш, Ч.Л.В., К.И.В., Р.Е.В., И.О.В., Б.Л.С., Щ.М.А., Г.Р.Х., Р.Е.И., К.Л.В., Ф.Д.В., В.Р.Л., П.В.С., К.О.В., Р.Г.В., С.А.А., С.Р.А., Щ.Л.А..

Признать незаконными действия Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по регистрации уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности, фактически начатой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления законную силу Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в отношении индивидуальных предпринимателей А.Д.А., Ш.В.В., Д.Н.А., ООО «Ма», ООО «Фа», ООО «Зла», ООО «КДКА».

Обязать Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю исключить из реестра уведомлений сведения о начале осуществления предпринимательской деятельности до ДД.ММ.ГГГГ в отношении индивидуальных предпринимателей А.Д.А., Ш.В.В., Д.Н.А., ООО «Ма», ООО «Фа», ООО «Зла», ООО «КДКА».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд в течение десяти дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Крюкова