Гражданское дело №2-2800/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2011 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска
Под председательством судьи Поляковой ТП
При секретаре Мирзоевой АР,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ОАО «Р» о признании незаконной эксплуатацию локомотива, о запрете эксплуатации тепловоза,
У С Т А Н О В И Л:
<данные изъяты> прокурор в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Р» о признании незаконной эксплуатацию тепловоза №, о запрете эксплуатации тепловоза №, ссылаясь на то, что срок эксплуатации указанного электровоза истек. Однако, в нарушение положений Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» локомотив эксплуатируется по настоящее время, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц. Эксплуатация локомотива, не отвечающего требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья работников локомотивных бригад, которым поручено управлять указанным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
В судебное заседание прокурор не явился, о месте и времени рассмотрения дела, был извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
Представитель ОАО «Р» - Берг ДД (доверенность в деле) заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Полностью поддержал доводы, изложенные в возражения на исковое заявление. Просит в иске отказать.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. №17-ФЗ (ред. от 28.04.2009 г.) «О железнодорожном транспорте в РФ» одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность.
Как установлено в судебном заседании <данные изъяты> прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в <данные изъяты> депо, в ходе которой установлено, что срок эксплуатации тепловоза № истек. Однако, в нарушение положений Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» локомотив эксплуатируется по настоящее время, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.
Согласно ст.17 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожный подвижной состав – локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
Согласно технического паспорта электровоз № построен в 1975г.
В соответствии с указаниями от ДД.ММ.ГГГГ № ЦТЛ-32 об утверждении нормативных сроков службы тягового подвижного состава для тепловозов маневровых с электрической передачей, к таковым относиться тепловоз №, установлен 25 летний нормативный срок службы.
Аналогичное положение предусмотрено «Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ)
Согласно «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», тепловозы (код №) отнесены к седьмой амортизационной группе со сроком полезного использования до 15 до 20 лет.
Как следует из п. 2 «Инструкции о порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий и учреждений железнодорожного транспорта», утвержденной указанием МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ЦФ-631, списанию с бухгалтерских балансов подлежит стоимость транспортных средств, пришедших в негодность вследствие морального и (или) физического износа, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, а также по другим причинам.
В соответствии с абз. 4 п. 3 «Инструкции о порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий и учреждений железнодорожного транспорта» списание с балансов локомотивов и моторвагонного подвижного состава осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава.
Пунктом 1.2 «Инструкции о порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава», утвержденной указанием МПС СССР от ДД.ММ.ГГГГ № ЦТ-4418, предусмотрено исключение из инвентаря по истечении установленного срока службы локомотивов, вагонов электро- и дизель-поездов, автомотрис.
Помимо этого, п. 1.5 той же Инструкции предусмотрено исключение из инвентаря устаревших типов тягового подвижного состава, не удовлетворяющих современным требованиям эксплуатации и не подлежащим модернизации или использованию в других отраслях народного хозяйства, или когда для них прекращено производство запасных частей и капитального ремонта.
Таким образом назначенный срок службы тепловоза №, приписанного к <данные изъяты> депо, год постройки ДД.ММ.ГГГГ, истек 2000 году.
Согласно п. 4.10 ГОСТ 27.002-89, в случае истечения назначенного срока службы эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.
В приложении к ГОСТ 27.002-89 «Пояснения к терминам, приведенным в стандарте» указано, что целью установления назначенного срока службы и назначенного ресурса является обеспечение принудительного заблаговременного прекращения применения объекта по назначению, исходя из требований безопасности или технико-экономических соображений.
Вопреки приведённым требованиям, названный тепловоз эксплуатируется с 2000 года по настоящее время.
При эксплуатации тепловоза, срок службы которого истек, высока вероятность выхода из строя основных узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения (тормозной системы, средств защиты тяговых электродвигателей, электрооборудования локомотива, системы поездной автоматики, системой автоматического управления торможением поезда и.т.д.), что создает предпосылки для транспортных происшествий, причинения ущерба имуществу третьих лиц, вред их здоровью.
В соответствии с ч.2. ст.20 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают:
безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
экологическую безопасность.
В силу ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Согласно ГОСТ 27.002-89 для объектов, которые являются потенциальными источниками повышенной опасности, важными понятиями являются «безопасность» и «живучесть». Безопасность – свойство при изготовлении и эксплуатации и в случае нарушения работоспособного состояния не создавать угрозу для жизни здоровья людей, также для окружающей среды. Хотя безопасность не входит в общее состояние надежности, однако при определенных условиях тесно связана с этим понятием, например, если отказы могут привести к условиям, вредным для людей и окружающей среды сверх предельно допустимых норм.
Таким образом, эксплуатация тепловоза №, срок службы которого истек в 2000г. не отвечает требованиям безопасности, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.
Кроме того, согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
Эксплуатация локомотива, не отвечающего требованиям безопасности создает угрозу для жизни и здоровья локомотивных бригад, которым поручено управлять названным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
В соответствии с ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования <данные изъяты> прокурора о признании незаконной эксплуатацию тепловоза, и о запрете эксплуатации тепловоза подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконной эксплуатацию тепловоза №.
Запретить ООО «Р» эксплуатацию тепловоза №.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней, через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: /подпись/ Т. П. Полякова
Копия верна.
Судья: