защита прав



№ 2-49/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2012 года                                 г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Дуниной О.А.,

при секретаре Юдиной О.С.,

с участием прокурора Анкушиной Ю.И.,

представителя ответчика Бурой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» о признании незаконным бездействия по непринятию мер обеспечения безопасности граждан, проживающих в помещении Дома отдыха локомотивных бригад,                

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» о признании незаконным бездействия по непринятию мер обеспечения безопасности граждан, проживающих в помещении Дома отдыха локомотивных бригад, ссылаясь на то, что проведена проверка по обращению Таджиевой В.Ф. о нарушениях требований федерального законодательства в здании Дома отдыха локомотивных бригад, находящемся на балансе Эксплуатационного локомотивного депо Красноярск- Главный-структурного подразделения Дирекции тяги - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Проверкой выявлено, что в нарушение п.3 и п.16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 ППБ 01-03, п. 9 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №315, п.п.4.1, 5.1,15 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 №323 помещение не оборудовано автоматическими установками обнаружения пожара и системой оповещения людей о пожаре. От поверхностей проступей и площадок лестниц имеется выступающее оборудование из плоскости стен на высоте до 2,2 м от пола, что является нарушением п. 6.32* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Помещения разных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой преградами с требуемыми пределами огнестойкости (нарушение п.7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность здании и сооружений»). Имеющиеся в помещении Дома отдыха локомотивных бригад планы эвакуации не соответствуют ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля». В здании отсутствуют двери лестничных клеток, отделяющих лестничные клетки от общих коридоров с устройствами для самозакрывания и уплотнением в притворах, двери (правое крыло), выходящие на лестничную клетку в открытом положении уменьшают рассчитанную ширину лестничных площадок и маршей (нарушение п. 6.31 * СНиП 21-01 -97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»). Электроосветительные приборы эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (коридор 1-2 этаж), что является нарушением п.60 ППБ 01-03. В левом крыле здания первого, второго и третьего этажей отсутствуют двери, отделяющие коридор от лестничной клетки (нарушение п. 40 ППБ 01-03). Дверь эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из помещения, деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, эвакуационный выход, ведущий из правой лестничной клетки наружу заужен с отступлениями от проектных решений, что является нарушением п.52 ППБ 01-03. Люк выхода на кровлю здания не соответствует требуемому пределу огнестойкости (нарушение п. 8.4* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»). До настоящего времени указанные нарушения не устранены, что является грубыми нарушениями вышеуказанного законодательства. Просил суд признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности граждан, проживающих и находящихся в помещении Дома отдыха локомотивных бригад, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Советская, 1; обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской
железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» провести следующие мероприятия: оборудовать помещение Дома отдыха локомотивных бригад автоматическими установками обнаружения пожара и системой оповещения людей о пожаре; демонтировать в помещении Дома отдыха локомотивных бригад выступающее оборудование из плоскости стен, находящееся на высоте до 2,2 м от пола; разделить помещение Дома отдыха локомотивных бригад разных классов функциональной пожарной опасности между собой преградами с требуемыми пределами огнестойкости; привести в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» планы эвакуации помещения Дома отдыха локомотивных бригад; оборудовать помещение лестничных клеток Дома отдыха локомотивных бригад дверями, отделяющими лестничные клетки от общих коридоров с устройствами для самозакрывания и уплотнением в притворах; оборудовать электроосветительные приборы помещения Дома отдыха локомотивных бригад колпаками (рассеивателями); оборудовать помещение Дома отдыха локомотивных бригад дверями эвакуационного выхода, открывающимися по направлению к выходу из помещения, обязать обработать деревянные конструкции чердачного помещения огнезащитным составом, привести в соответствие эвакуационный выход, ведущий из правой лестничной клетки наружу; оборудовать люк выхода на кровлю здания в соответствии с требуемым пределом огнестойкости.

В ходе рассмотрения дела Красноярский транспортный прокурор уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности граждан, проживающих и находящихся в помещении Дома отдыха локомотивных бригад, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Советская, 1; обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» провести следующие мероприятия: оборудовать помещение Дома отдыха локомотивных бригад автоматической установкой обнаружения пожара и системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара; провести проверку качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения; привести в соответствие эвакуационный выход, ведущий из правой лестничной клетки наружу.

В судебном заседании прокурор Анкушина Ю.И. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Бурая В.В. (доверенность от 27.10.2009 года) иск не признала, просила установить срок устранения нарушений 6 месяцев.

В судебное заседание представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности по г.Красноярску УНД ГУ МЧС России по Красноярскому краю не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту своей жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Системой обеспечения пожарной безопасности признается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.Граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение пожарной безопасности.

Судом установлено, что проведена проверка по обращению Таджиевой В.Ф. о нарушениях требований федерального законодательства в здании Дома отдыха локомотивных бригад, находящемся на балансе Эксплуатационного локомотивного депо Красноярск- Главный-структурного подразделения Дирекции тяги - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Проверкой выявлено, что в нарушение п.3 и п.16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 ППБ 01-03, п. 9 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №315, п.п.4.1, 5.1,15 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 №323 помещение не оборудовано автоматическими установками обнаружения пожара и системой оповещения людей о пожаре. От поверхностей проступей и площадок лестниц имеется выступающее оборудование из плоскости стен на высоте до 2,2 м от пола, что является нарушением п. 6.32* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Помещения разных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой преградами с требуемыми пределами огнестойкости (нарушение п.7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность здании и сооружений»). Имеющиеся в помещении Дома отдыха локомотивных бригад планы эвакуации не соответствуют ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля». В здании отсутствуют двери лестничных клеток, отделяющих лестничные клетки от общих коридоров с устройствами для самозакрывания и уплотнением в притворах, двери (правое крыло), выходящие на лестничную клетку в открытом положении уменьшают рассчитанную ширину лестничных площадок и маршей (нарушение п. 6.31 * СНиП 21-01 -97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»). Электроосветительные приборы эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (коридор 1-2 этаж), что является нарушением п.60 ППБ 01-03. В левом крыле здания первого, второго и третьего этажей отсутствуют двери, отделяющие коридор от лестничной клетки (нарушение п. 40 ППБ 01-03). Дверь эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из помещения, деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, эвакуационный выход, ведущий из правой лестничной клетки наружу заужен с отступлениями от проектных решений, что является нарушением п.52 ППБ 01-03. Люк выхода на кровлю здания не соответствует требуемому пределу огнестойкости (нарушение п. 8.4* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»). До настоящего времени указанные нарушения не устранены, что является грубыми нарушениями вышеуказанного законодательства.

Из материалов дела следует, что ответчиком проведены мероприятия по частичному устранению нарушений. Между тем, в настоящее время помещение Дома отдыха локомотивных бригад не оборудовано автоматической установкой обнаружения пожара и системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара; не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения; не приведен в соответствие эвакуационный выход, ведущий из правой лестничной клетки наружу.

Требования Красноярского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности граждан, проживающих и находящихся в помещении Дома отдыха локомотивных бригад, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Советская, 1, не подлежат удовлетворению, поскольку факт бездействия со стороны ответчика не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Красноярского транспортного прокурора об обязании ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании Дома отдыха локомотивных бригад в виде: оборудования помещения Дома отдыха локомотивных бригад автоматической установкой обнаружения пожара и системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара; проведения проверки качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения; приведения в соответствие эвакуационного выхода, ведущего из правой лестничной клетки наружу, подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что ответчиком проведены мероприятия по устранению нарушений в виде: демонтирования в помещении Дома отдыха локомотивных бригад выступающее оборудование из плоскости стен, находящееся на высоте до 2,2 м от пола; разделения помещения Дома отдыха локомотивных бригад разных классов функциональной пожарной опасности между собой преградами с требуемыми пределами огнестойкости; приведения в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» планов эвакуации помещения Дома отдыха локомотивных бригад; оборудования помещения лестничных клеток Дома отдыха локомотивных бригад дверями, отделяющими лестничные клетки от общих коридоров с устройствами для самозакрывания и уплотнением в притворах; оборудования электроосветительными приборами помещения Дома отдыха локомотивных бригад колпаками (рассеивателями); оборудования помещения Дома отдыха локомотивных бригад дверями эвакуационного выхода, открывающимися по направлению к выходу из помещения, оборудования люка выхода на кровлю здания в соответствии с требуемым пределом огнестойкости, исковые требования Красноярского транспортного прокурора об обязании ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании Дома отдыха локомотивных бригад в указанной части удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковые требования Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» о признании незаконным бездействия по непринятию мер обеспечения безопасности граждан, проживающих в помещении Дома отдыха локомотивных бригад удовлетворить.

    Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» оборудовать помещение Дома отдыха локомотивных бригад автоматической установкой обнаружения пожара и системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара; провести проверку качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения; привести в соответствие эвакуационный выход, ведущий из правой лестничной клетки наружу, в срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения, изготовленного 19 января 2012 года.

    Председательствующий                        О.А.Дунина