Дело № 2-5379/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2011г. Федеральный суд Центрального района г. Красноярска
В составе: председательствующего Сидоренко ЕА
При секретаре Титовой АВ
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Лисецкий к администрации <адрес>, Министерству финансов <адрес> края, о признании нуждающимся в жилом помещении, о предоставлении жилого помещения, возмещении убытков, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Лисецкий предъявил иск к администрации <адрес>, Министерству финансов <адрес> края, о признании нуждающимся в жилом помещении, о предоставлении жилого помещения, возмещении убытков, компенсации морального вреда.
Ссылается на то, что относится к категории детей-сирот, так как его мать Глухова и отец Лисецкий умерли.
У него еще есть братья Глухов, Глухов и Лисецкий.
После смерти родителей он воспитывался в КГБОУ «<адрес> детский дом» (<адрес>). С сентября 2009 года по ДД.ММ.ГГГГ год обучался в КГБОУ НПО «Профессиональное училище №» (<адрес>). С сентября 2010 по июнь 2011 обучался в лицее № (<адрес>).
В настоящее время с братом Глухов проживает в <адрес>, живет в съемной квартире. Сведений о братьях Глухов и Лисецкий не имеются.
В 1993 году администрация <адрес> передала Глухова, Лисецкий, Глухов, Глухов, Лисецкий, Лисецкий в равную долевую собственность безвозмездно жилое помещение по адресу: <адрес> на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в БТИ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вышеуказанное жилое помещение не сохранено, он в настоящее время не обеспечен жильем.
В 2010 году брат Глухов обращался в администрацию <адрес> с просьбой провести проверку состояния жилого помещения. В ответ письмом управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и "актом обследования жилья» от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что в жилом помещении требуется капитальный ремонт оконных и дверных блоков, системы отопления.
Указанное жилое помещение не пригодно для проживания, органы государственной власти не сохранили его для незамедлительного обеспечения его проживания в жилом помещении после окончания пребывания истца в образовательном учреждении. В связи с этим указанное помещение нельзя назвать «жилым» по определению, предусмотренному пунктом 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
«Формальное» наличие у него места жительства не означает отсутствие у истца нуждаемости в жилом помещении, если таковая объективно имеется в соответствии со статьей 51 ЖК РФ.
В результате бездействия органов государственной власти истец лишен жилья.
В результате необеспечения вне очереди жилой площадью ему причинен материальный ущерб, поскольку он арендует жилое помещение за счет собственных денежных средств.
Учитывая то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, является государственным полномочием субъектов РФ, относится к расходным обязательствам субъектов РФ, то считает необходимым взыскать материальный ущерб за счет казны субъекта РФ - <адрес> края.
С ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2011г. истец жил в арендованной квартире по адресу: <адрес>. Данную квартиру снимали истец, брат Глухов, Кузьмин. Аренда данной квартиры оформлена договором найма от ДД.ММ.ГГГГ Согласно договору найма от ДД.ММ.ГГГГ арендная плата за 1 месяц составляет 13 500 (Тринадцать тысяч пятьсот) рублей 00 копеек, в том числе 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей 00 копеек вносит истец. В результате истцом было уплачено за период с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2011г. (8 месяцев) 4 500*8=36 000 (Тридцать шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Общая сумма материального ущерба составляет 36 000 (Тридцать шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Просит суд признать его нуждающимся в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, обязать администрацию <адрес> приобрести и предоставить ему вне очереди жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, по договору социального найма в <адрес>, взыскать с Министерства финансов <адрес> края материальный ущерб 36 000руб. с учетом увеличения данной суммы на день вынесения судебного решения, компенсацию морального вреда 50 000руб.
В судебном заседании истец Лисецкий иск поддержал по изложенным выше основаниям.
Ответчики администрация <адрес>, Министерство финансов Красноярского края, третье лицо Министерство образования и науки <адрес> края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Министерство финансов <адрес> края и Администрация <адрес> ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, представили письменные возражения на иск, в котором просят в иске к данным ответчикам отказать.
Министерство образования и науки <адрес> края о причинах неявки суд в известность не поставило.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу приведенных положений закона жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 17 Закона <адрес> края «О защите прав ребенка» № от ДД.ММ.ГГГГ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором <адрес> края.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Указом Губернатора <адрес> края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» от ДД.ММ.ГГГГ №-уг, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки <адрес> края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства.
Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден указанным Указом Губернатора <адрес> края в соответствии с Законом <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка», и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> края в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как установлено в ходе судебного разбирательства истец Лисецкий, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Мать - Глухова умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – Лисецкий умер ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации <адрес> Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № истец определен на полное государственное обеспечение в детский дом. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ КГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес> детский дом» истец находился в данном учреждении на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в КГБО «профессиональное училище №».
Однако в силу приведенных выше жилыми помещениями по договору социального найма обеспечиваются дети-сироты, дети, оставшееся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющих жилого помещения.
Однако выше приведенным Постановлением администрации <адрес> Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № за истцом закреплено право на часть жилой площади по адресу: <адрес> – 4.
Данное жилое помещение принадлежит истцу на праве общей собственности в связи с приватизацией, что подтверждается справкой <адрес> отделения филиала по Красноярскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №.1/400, а также договором передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в БТИ от ДД.ММ.ГГГГ №
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, за истцом закреплено жилое помещение, принадлежащее в том числе ему на праве собственности, в связи с чем оснований для удовлетворения требований о признании его нуждающимся в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения и предоставлении жилого помещения не имеется.
Доводы истца о том, что данное жилье является непригодным для проживания, не сохранено для него соответствующими органами, суд не может принять во внимание.
В силу п.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Жилое помещение признается не пригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Соответствующих доказательств о признании принадлежащей в том числе истцу выше указанной квартиры на праве собственности непригодной для проживания не представлено.
Согласно акта обследования жилья Лисецкий, расположенного по адресу: <адрес>, дю6, кВ.4 от ДД.ММ.ГГГГ администрации поселка Балахта установлено, что в квартире никто не проживает, внутреннее состояние квартиры оценить не представляется возможным в связи с тем, что окна и двери забиты на гвозди.
Приведенный акт не подтверждает состояние квартиры, поскольку ее обследование не проводилось, кроме того, данный акт не является доказательством в силу п.4 ст.15 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ № непригодности жилого помещения для проживания.
В силу изложенного, а также в силу ст.15, 16, 1069, 1099 ГК РФ не имеется оснований для удовлетворения требований истца о взыскании в виде убытков расходов на найм жилья в <адрес> и компенсации морального вреда, поскольку оснований для внеочередного обеспечения жильем истца по соответствующей категории лиц не имеется, кроме того, в установленном выше приведенным Указом Губернатора <адрес> края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» от ДД.ММ.ГГГГ №-уг, порядке истец для постановки на учет не обращался, решение об отказе в принятии на учет не принималось.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Лисецкий к администрации <адрес>, Министерству финансов Красноярского края, о признании нуждающимся в жилом помещении, о предоставлении жилого помещения, возмещении убытков отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г. Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: