Дело № 2-5099/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2011г. Федеральный суд Центрального района г. Красноярска
В составе: председательствующего Сидоренко ЕА
При секретаре Буровой ВЮ,
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Дубовицкая к администрации <адрес>, администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Дубовицкая обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что решением жилищной комиссии при администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «сирот».
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на основании решения комиссии по распределению муниципального жилья социального и коммерческого использования администрации <адрес> и решения жилищной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлено жилое помещение - комната № по адресу: <адрес>.
В этот же день со ней заключен договор социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу.
Выделенное жилое помещение представляет собой две комнаты общей площадью 19, 20 кв. м., не оборудованное хозяйственно-питьевым водоснабжением, водоотведением, т.е. не является благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта.
Таким образом, предоставление истице комнат в общежитии противоречит нормам действующего законодательства и нарушает ее жилищные права.
Кроме того, в соответствии с п. а ст.3 договора социального найма наймодатель обязан предоставить нанимателю свободное от прав иных лиц, пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям санитарно-гигиеническим, экологическим и другим требованиям.
В предоставленном истице жилом помещении стены и углы прогнили, покрыты плесенью, что не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям помещения пригодного для проживания.
Просит суд в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей незаконными действия администрации <адрес> и администрации <адрес> по предоставлению ей как ребенку-сироте, жилого помещения, не соответствующего установленным требованиям и обязать администрацию <адрес> предоставить ей изолированное. благоустроенное жилое помещение не менее 15 кв.м. общей площади на территории <адрес> по договору социального найма.
В судебном заседании истица Дубовицкая иск поддержала по выше изложенным основаниям. Дополнила, что после прекращения опеке ей в органе опеке и попечительства было сказано, что либо она соглашается на получение жилого помещения в общежитии, либо она вообще не получит жилье, поскольку после достижения возраста 23 лет потеряет это право. Она в три года потеряла родителей и считает, что вправе рассчитывать на реализацию предоставленных ей законом гарантий на обеспечение отдельной жилой площадью, соответствующей санитарным требованиям и пригодной для проживания.
Ответчики администрация <адрес>, администрация <адрес> в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили.
Третье лицо <адрес> ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Привлеченные для участия в деле судом в качестве третьих лиц Министерство образования и науки <адрес> края, Министерство финансов <адрес> края в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав истицу Дубовицкая, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» № от ДД.ММ.ГГГГ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором <адрес> края.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Указом Губернатора <адрес> края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» от ДД.ММ.ГГГГ №-уг, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки <адрес> края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства.
Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден указанным Указом Губернатора <адрес> края в соответствии с Законом <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка», и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> края в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с п.1 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы представления площади жилого помещения муниципального жилого фонда», социальная норма - норма предоставления жилого помещения, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно п.12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Как установлено в ходе судебного разбирательства Дубовицкая, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталпсь без попечения родителей. Мать Дубовицкая лишена родительских прав решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Дубовицкая умер ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов № Бутяева назначена опекуном Дубовицкая. Данным решением жилого помещения за Дубовицкая, оставшейся без попечения родителей, не закреплялось.
В соответствии с распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р опекунская семья Бутяева реорганизована в муниципальное воспитательное учреждение детский дом семейного типа в составе семьи: воспитатели Бутяева, Бутяев и 8 опекаемых детей, в числе которых Дубовицкая, 1985 г.рождения.
ДД.ММ.ГГГГ на членов семьи Бутяева, к которым относится супруга и несовершеннолетние дети, с учетом количества подопечных, о чем имеется указание в ордере, выделены <адрес> 59 в <адрес>»а» по п<адрес>.
Малолетняя опекаемая Дубовицкая вселился в указанное жилое помещение одновременно с опекуном Бутяева. По достижении совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ попечительство над ней прекратилось в силу п.2 ст.21 и ст.27 ГК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ истица закончила обучение в Профессиональном училище №, что подтверждается дипломом <адрес>.
Истица находилась на попечении в муниципальном воспитательном учреждении детский дом семейного типа, в связи с чем в силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания при наличии факта отсутствия за ней закрепленного жилого помещения имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Только с данными обстоятельствами закон связывает наличия указанного права. Как опекаемая она в силу закона не приобретает право пользования жилым помещением и право на приватизацию жилого помещения, принадлежащего опекунам и попечителям.
Решением жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истица была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «сирот» и единому списку, на момент ее обращения очередь по единому списку №, по категории «сирот» №.
Решением жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истице распределена комната № в <адрес>, общей площадью 19,2 кв.м (выделена администрацией <адрес> для предоставления гражданам, имеющим право на внеочередное получение жилья из числа детей-сирот).
Распоряжением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о заключении с истицей договора социального найма на данное жилое помещение. Тогда же, ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> с истицей заключен договор найма жилого помещения № в отношении указанного жилого помещения.
Здание по <адрес>, а также жилые помещения в нем отнесены к специализированному жилому фонду – жилым помещениям в общежитиях Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 80 "Об отнесении жилых помещений общежитий муниципальной формы собственности к специализированному жилищному фонду".
Предоставление истицы жилого помещения в специализированном жилом фонде, по мнению суда, не свидетельствует о выполнении требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе. Заключение договора социального найма в специализированном жилом фонде жилищным законодательством не предусмотрено.
Законом <адрес> края от № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями, которые включают в себя:
а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;
б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения";
в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку свои обязательства по предоставлению жилого помещения администрация <адрес> не исполнила, суд полагает необходимым удовлетворить требования и возложить на администрацию <адрес> обязанности по предоставлению истице на территории <адрес> благоустроенного жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления.
Между тем не подлежит удовлетворению требования истца о признании ответчиков незаконными, поскольку данное требование не является требованием материально-правового характера, не влечет юридических последствий для кого либо, незаконность бездействия может быть лишь расценена в данном споре как основания требований.
Поскольку кроме требований о признании действий незаконными иных требований к администрации <адрес> истцом не заявлено, у суда не имеется оснований для удовлетворения иск к администрации <адрес>.
На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> предоставить Дубовицкая благоустроенное жилое помещение в <адрес> по договору социального найма площадью не менее 15 кв.м.
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г. Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения.
Председательствующий: