Дело №2-4217/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
10 января 2012г. Федеральный суд Центрального района г.Красноярска
в составе: председательствующего Сидоренко ЕА
при секретаре Буровой ВЮ
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Естехин АО к <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Естехин АО предъявил иск к <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения.
Ссылается на то, что проживает на территории муниципального образования город Красноярск. Жилого помещения на праве собственности, а так же предоставленного на основании договора социального найма не имеет. В настоящее время состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>
Является членом семьи собственника жилого помещения по месту регистрации. Состав семьи истца: жена - Манахова ЛВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь - Естехина СА, 19 августа 2010 года рождения. Истец болен заразной формой туберкулеза и состоит на учете в КГБУЗ <адрес> № на учете совместно с членами семьи с сентября 2009 года. Фактически вынужден проживать по различным адресам, т.к. совместное проживание создает угрозу жизни и здоровью членом семьи.
В соответствии со статьями 2, 7, 38, 39, 40, 41, 45, 46 Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. В данном случае достойный уровень жизни предусматривает, в условиях нуждаемости в жилом помещении, обеспечить его.
Истец обратился в Администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением по указанным основаниям предоставить жилое помещение вне очереди. Администрация муниципального образования <адрес> отказала истцу, сославшись на то, что предоставление жилых помещений вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации целевых жилищных программ по обеспечению жильем молодых семей, действующим законодательством не предусмотрено, а так же основаниям связанным с тем, что на данный учет принимаются только малоимущие граждане.
Настоящим Администрация муниципального образования <адрес> не правильно оценила обстоятельства и не обоснованно отказала. Своим заявлением истец обращал внимание на тот факт, что он и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят на учете. В настоящее время истец и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, что и позволяет им состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не отношение к указанной программе. Так же Администрация муниципального образования <адрес> не правильно применяет Закон Красноярского края N 18-4751 (в ред. от 04.03.2010 г. № 10-4448) «О порядке введения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" сужая круг лиц имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма до категории малоимущих. Истцом были предоставлены необходимые документы, подтверждающие наличие брачных отношений, наличие ребенка и наличие заболевания, позволяющие Администрации муниципального образования <адрес> адекватно рассмотреть его заявление. Иные необходимые документы имеются в учетном деле в администрации <адрес> МО <адрес>. Предоставление жилого помещения по договору социального найма в данном случае является мерой противотуберкулезной помощи, т.к. складывается из мер социальной поддержки и профилактики распространения туберкулеза в отношении лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, больных туберкулезом.
Просит суд обязать Администрацию муниципального образования <адрес> предоставить вне очереди жилое помещение общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более, чем в два раза по договору социального найма на одного человека и не менее 30кв.м на каждого члена семьи на территории муниципального образования <адрес>.
В судебное заседание истец и его представитель Манахова ЛВ, одновременно являющаяся третьим лицом, не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили. 19.12.2011г. истец просил провести судебное заседание в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации г.Красноярска Мулярова ОИ, доверенность в деле, иск не признала. Суду пояснила, что обеспечение жильем лиц, к категории которых относится истец, жилыми муниципального жилищного фонда осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, в связи с чем считает, что необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении в установленном жилищным законодательством порядке. Однако истец не подтвердил, что является малоимущим и состоит на соответствующим учета. Просит в иске отказать. Письменные возражения приобщены к материалам дела.
Третье лицо <адрес>, привлеченное для участия в деле судом, извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставило, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просило.
В силу ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения стороны ответчика суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав сторону ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что в иске следует отказать в силу следующего.
11.03.2011г. истец обратился в <адрес>, <данные изъяты> с заявлением об обеспечении жильем вне очереди в связи с тем, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания – туберкулез легких с 2009г., а также он и члены его семьи признаны и состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с распоряжением администрации <адрес>.
Согласно справки клинико-экспертной комиссии от 11.04.2011г. №426 КГУЗ <адрес> № истец наблюдается в данном учреждении по поводу заболевания А 15.0 заболевания органов дыхания и имеет право на первоочередное предоставление жилой площади в соответствии с Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". При этом истец инвалидом не признавался.
В силу ч.1,2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, в силу приведенных норм жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанными таковыми органом местного самоуправления, и признанными нуждающимися в жилых помещениях, т.е. для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда необходима совокупность двух приведенных условий.
Иным же категориям, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в силу ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.4 ст.49).
В соответствии с п.4 ч.1 и ч.2 ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Доказательств того, что истец и члены его семьи признаны малоимущими в установленном порядке и он является нуждающимся в улучшении жилищных по категории лиц, перечисленных с п.п.4 п.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в данном случае наличия совокупности двух необходимых условий для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, истцом не представлено. Истец, как член семьи Манаховой ЛВ распоряжением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ признаны как молодая семья нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющая достаточные средства для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы, краевой долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2009-2011 годы», городской целевой программе «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011г.г. Данное распоряжение не свидетельствует о постановке на учет нуждающихся в обеспечении жильем, как малоимущих и признанных в установленном жилищным законодательством порядке нуждающихся в улучшении жилищных условий, в данном случае семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по условиям приведенных целевых программ. При этом в собственности супруги истца имеется ? доля в праве собственности на <адрес> и комната №. по <адрес>, что должно учитываться при решении вопроса при постановке на учет о нуждаемости в улучшении жилищных условий, а соответственно при предоставлении жилого помещения при наличии оснований. При этом истец просит обязать ответчика
Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, как указано было выше.
Согласно п.5 ст.14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями данным законом не предусмотрено.
Органам местного самоуправления <адрес> нормативными актами субъекта Российской Федерации не делегированы полномочия по предоставлению жилья в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ.
В свою очередь на основании подпункта 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
На территории Красноярского края закона в реализацию Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ" не принято.
В связи с изложенным требования истца к администрации г.Красноярска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке не обоснованы, в иске следует отказать. Кроме того, истец просит обязать ответчика предоставить жилое помещение общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более, чем в два раза по договору социального найма на одного человека и не менее 30кв.м на каждого члена семьи. Однако, как указано было выше, в собственности супруги истца имеются жилые помещения, а в силу ч.2 ст.58 Жилищного кодекса Российской жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Таим образом, требование о предоставлении жилого помещения указанной истцом общей площадью не основано на законе
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В иске Естехину АО к <адрес> о предоставлении жилого помещения отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Федеральный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий: